kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Ударение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект фронтального логопедического  занятия

по теме: «Ударение»

Цель: дать понятие об ударение

Задачи:

  1. Обучение правильной постановки ударения.
    2. Развитие ритмико-слоговой структуры слова.
    3.  Обучение понимания смыслоразличительной роли ударения в слове.
    3.Обучение анализу и синтезу слов II и IV класса.
    4.  Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.

Оборудование: Предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис); таблички со словами: волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; звенящий кубик (молоточек); раздаточный материал для составления схем слов.
Ход занятия:

Организационный момент
Узнавание слов по беззвучной артикуляции.

На наборном полотне выставлены картинки с изображениями: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза.

Логопед. Сядет тот, кто отгадает, какую картинку я назвала.

Повторение пройденного материала.

- Какие звуки называются гласными?

- Назовите гласные звуки?

- Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

Объяснение нового материала.

  1. Работа над ритмом. Игра «Повтори – не ошибись».

Простучать ритмический рисунок.

! ! !, ! ! !, ! ! !, …

  1. Сообщение темы занятия.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

ПА – па – па, па – ПА – па, …

Логопед.  Чем отличается произнесение этих слогов?

Дети. Один слог звучит громче.

Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. На него падает ударение.

Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).

Логопед. Итак, тема нашего занятия – «Ударение».

  1. Выделение ударного звука.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.

Малина, волосы, голова, посуда, мыло.

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?

Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т.д.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.

  1. Слоговой анализ слов I и II класса.

Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.

Малина

___________

___    ´     ___

Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].

Голова

___________

___   ___      ´       

Дети. В слове «голова» ударный звук [а], безударные – [а], [а].

Логопед. Обратите внимание на то, что в слове «голова» слышатся звуки безударные [а], а пишутся буквы [о].

Предъявляется табличка со словом «голова».

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Физкультминутка.

Игра «Звуковая цепочка».

Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.

  1. Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

А) Показать ирис.

Логопед. Что это?

- Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

Б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.

В) Логопед. Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.

- Сравните схемы и буквенное написание.

- Чем они похожи?

- В чем отличие?

- Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточкем, мячиком) ударный слог.

- На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?

- Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Логопед.  

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету я.

- Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».

Закрепление нового материала.

  1. Игра «Найдите ударение».

Логопед.  Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.

Называются слова I, II, IVклассов (типа: лиса, мыло, карета, молоко,     веник, …), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.

  1. Нахождение в словах ударных слогов.

Логопед. Вспомните слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

 Итог занятия.

Логопед.

- Какой гласный звук в слове называется ударным?

- Как называются остальные звуки?

- Почему?

- Может ли влиять ударение на смысл слова?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Ударение" »

Конспект фронтального логопедического занятия

по теме: «Ударение»

Цель: дать понятие об ударение

Задачи:

  1. Обучение правильной постановки ударения.
    2. Развитие ритмико-слоговой структуры слова.
    3. Обучение понимания смыслоразличительной роли ударения в слове.
    3.Обучение анализу и синтезу слов II и IV класса.
    4. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.

Оборудование: Предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис); таблички со словами: волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; звенящий кубик (молоточек); раздаточный материал для составления схем слов.
Ход занятия:

Организационный момент
Узнавание слов по беззвучной артикуляции.

На наборном полотне выставлены картинки с изображениями: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза.

Логопед. Сядет тот, кто отгадает, какую картинку я назвала.

Повторение пройденного материала.

- Какие звуки называются гласными?

- Назовите гласные звуки?

- Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

Объяснение нового материала.

  1. Работа над ритмом. Игра «Повтори – не ошибись».

Простучать ритмический рисунок.

! ! !!!, !! ! !, !!! ! !, …

  1. Сообщение темы занятия.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

ПА – па – па, па – ПА – па, …

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?

Дети. Один слог звучит громче.

Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. На него падает ударение.

Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).

Логопед. Итак, тема нашего занятия – «Ударение».

  1. Выделение ударного звука.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.

Малина, волосы, голова, посуда, мыло.

Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?

Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т.д.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.

  1. Слоговой анализ слов I и II класса.

Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.

Малина

___________

___ ´ ___

Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].

Голова

___________

___ ___ ´

Дети. В слове «голова» ударный звук [а], безударные – [а], [а].

Логопед. Обратите внимание на то, что в слове «голова» слышатся звуки безударные [а], а пишутся буквы [о].

Предъявляется табличка со словом «голова».

Аналогичная работа проводится с остальными словами.



Физкультминутка.

Игра «Звуковая цепочка».

Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.



  1. Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

А) Показать ирис.

Логопед. Что это?

- Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

Б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.

В) Логопед . Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.

- Сравните схемы и буквенное написание.

- Чем они похожи?

- В чем отличие?

- Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточкем, мячиком) ударный слог.

- На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?

- Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Логопед.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету я.

- Придумайте предложения со словами «ирис» и «ирис».

Закрепление нового материала.

  1. Игра «Найдите ударение».

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.

Называются слова I, II, IVклассов (типа: лиса, мыло, карета, молоко, веник, …), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.

  1. Нахождение в словах ударных слогов.

Логопед. Вспомните слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

Итог занятия.

Логопед.

- Какой гласный звук в слове называется ударным?

- Как называются остальные звуки?

- Почему?

- Может ли влиять ударение на смысл слова?



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Ударение"

Автор: Токарева Елена Владимировна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства