Дети, обучающиеся в коррекционных школах, классах испытывают трудности при освоении учебного материала. Освоение грамоты для таких детей процесс очень сложный. Поэтому, для более прочного усвоения воспитанниками новых знаний, в практике используется метод, когда учитель-дефектолог применяет логопедические технологии, проводит фронтальные занятия посвящённые знакомству учащихся с новой буквой и занятия по дифференциации букв, именно на основе знаний логопедии. (Конспект с фото схем и пособий в материале для скачивания).
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.
Системное недоразвитие речи, III уровень. 1 класс. 35 минут
Темы: образовательная: «Звук [Ш] и буква «Ш»»;
лексическая: «Домашние животные».
Цели: I. Коррекционно - образовательные:
Формирование представлений об артикулеме звука [ш].
Формирование представлений о букве «Ш».
Формирование связи между акустико-артикуляционным образом звука [ш] и зрительным, графомоторным образами буквы «Ш».
Формирование навыка звукового анализа и синтеза слогов, слов со звуком [ш].
Обогащение словаря по теме «Домашние животные».
II. Коррекционно– развивающие:
Развитие фонематического слуха на материале слогов, слов со звуком [ш].
Развитие артикуляторной, ручной и общей моторик.
Развитие навыка регуляции силы голоса, продолжительности выдоха.
Совершенствование грамматического строя речи (образование слов - антонимов).
Развитие зрительного внимания и восприятия.
III. Коррекционно – воспитательные:
Воспитание гуманного отношения к животным.
Воспитание бережного отношения к оборудованию.
Развитие речевого навыка внимания к собственной речи и речи собеседника.
Оборудование: 1) схема «Гласный звук»; 2) схема «Согласный звук»; 3) профиль артикуляции фонемы [ш]; 4) схема артикуляции фонемы [ш]; 5) схема характеристики фонемы [ш]; 6) карточка «Буква «Ш»»; 7) игра «Идём по ориентирам»; 8) демонстрационные буквы разрезной азбуки «Ш», «А», «Х», «О», «У», «У», «М»; 9) картинки «Буквоград» № 1, № 2; 10) иллюстрация к стиху «Тили-бом, тили-бом…»; 11) карточка с изображением наложенных друг на друга контуров домашних животных (по количеству детей); 12) полоски бумаги (по количеству детей); 13) счётные палочки; 14) фишки красного цвета по 2 на каждого ребёнка; 15) фишки синего цвета по 2 на каждого ребёнка; 16) конверты (по количеству детей); 17) мяч; 18) картинка «Найди букву «Ша» (по количеству детей); 19) карточка «Лесенка гласных звуков»; 20) буквы разрезной азбуки «М», «а», «ш», «а» по комплекту на каждого ребёнка; 21) картинка для рефлексии «Дерево и птички»; 22) индивидуальные зеркала по количеству детей; 23) картинки с изображением домашних животных или игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики (козлёнок, котёнок, щенок).
Предварительная работа: выучить с детьми стих «Долгожданный дан звонок…», поместить в индивидуальные конверты для учащихся одну полоску бумаги, 2 фишки красного цвета, 2 фишки синего цвета, буквы разрезной азбуки: прописная М, строчные а, а, ш. Разложить на парты карточки (оборудование 11) изображением вниз и подготовленные конверты.
Ход занятия
Организационный момент
Дети приветствуют учителя-логопеда стоя, рассказывая стих:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо не согнёмся,
За работу мы возьмёмся.
Учитель-логопед: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране знаний и городу Буквограду.
Активизация знаний
Учитель-логопед: Давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже заселили в свои домики (Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 9, № 1).
Дети: А,О, У, эС, Ха, эМ.
Учитель-логопед: А какие звуки обозначают эти буквы?
Дети: А, О, У, С, Сь, Х, Хь, М, Мь.
Учитель-логопед: Мы их заселили в разные домики: почему?
Дети: Потому что звуки А,О,У – гласные и обозначаются красным цветом, звуки М,С,Х – твёрдые согласные и обозначаются синим цветом, а звуки Мь, Сь, Хь – мягкие согласные и обозначаются зелёным цветом.
Учитель-логопед: А как мы определили, что это гласные звуки, а это согласные?
(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 1, 2).
схема «Гласный звук» схема «Согласный звук»
Дети: Когда произносим гласные звуки, то воздушная струя проходит через ротовую полость (рот) свободно и не встречает препятствия (преграды), а когда произносим согласный звук - воздушная струя встречает преграду.
Учитель-логопед: Молодцы. Всё верно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Звук [Ш] и буква [Ш]"»
Пояснительная записка
Дети, обучающиеся в коррекционных школах, классах испытывают трудности при освоении учебного материала. Освоение грамоты для таких детей процесс очень сложный. Поэтому, для более прочного усвоения воспитанниками новых знаний, в практике используется метод, когда учитель-дефектолог применяет логопедические технологии, проводит фронтальные занятия посвящённые знакомству учащихся с новой буквой и занятия по дифференциации букв, именно на основе знаний логопедии.
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.
Системное недоразвитие речи, III уровень. 1 класс. 35 минут
Темы:образовательная: «Звук [Ш] и буква «Ш»»;
лексическая: «Домашние животные».
Цели:I. Коррекционно - образовательные:
Формирование представлений об артикулеме звука [ш].
Формирование представлений о букве «Ш».
Формирование связи между акустико-артикуляционным образом звука [ш] и зрительным, графомоторным образами буквы «Ш».
Формирование навыка звукового анализа и синтеза слогов, слов со звуком [ш].
Обогащение словаря по теме «Домашние животные».
II. Коррекционно– развивающие:
Развитие фонематического слуха на материале слогов, слов со звуком [ш].
Развитие артикуляторной, ручной и общей моторик.
Развитие навыка регуляции силы голоса, продолжительности выдоха.
Совершенствование грамматического строя речи (образование слов - антонимов).
Развитие зрительного внимания и восприятия.
III. Коррекционно – воспитательные:
Воспитание гуманного отношения к животным.
Воспитание бережного отношения к оборудованию.
Развитие речевого навыка внимания к собственной речи и речи собеседника.
Оборудование: 1) схема «Гласный звук»; 2) схема «Согласный звук»; 3) профиль артикуляции фонемы [ш]; 4) схема артикуляции фонемы [ш]; 5) схема характеристики фонемы [ш]; 6) карточка «Буква «Ш»»; 7) игра «Идём по ориентирам»; 8) демонстрационные буквы разрезной азбуки «Ш», «А», «Х», «О», «У», «У», «М»; 9) картинки «Буквоград» № 1, № 2; 10) иллюстрация к стиху «Тили-бом, тили-бом…»; 11) карточка с изображением наложенных друг на друга контуров домашних животных (по количеству детей); 12) полоски бумаги (по количеству детей); 13) счётные палочки; 14) фишки красного цвета по 2 на каждого ребёнка; 15) фишки синего цвета по 2 на каждого ребёнка; 16) конверты (по количеству детей); 17) мяч; 18) картинка «Найди букву «Ша» (по количеству детей); 19) карточка «Лесенка гласных звуков»; 20) буквы разрезной азбуки «М», «а», «ш», «а» по комплекту на каждого ребёнка; 21) картинка для рефлексии «Дерево и птички»; 22) индивидуальные зеркала по количеству детей; 23) картинки с изображением домашних животных или игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики (козлёнок, котёнок, щенок).
Предварительная работа: выучить с детьми стих «Долгожданный дан звонок…», поместить в индивидуальные конверты для учащихся одну полоску бумаги, 2 фишки красного цвета, 2 фишки синего цвета, буквы разрезной азбуки: прописная М, строчные а, а, ш. Разложить на парты карточки (оборудование 11) изображением вниз и подготовленные конверты.
Ход занятия
Организационный момент
Дети приветствуют учителя-логопеда стоя, рассказывая стих:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо не согнёмся,
За работу мы возьмёмся.
Учитель-логопед: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране знаний и городу Буквограду.
Активизация знаний
Учитель-логопед: Давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже заселили в свои домики (Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 9, № 1).
Дети: А,О, У, эС, Ха, эМ.
Учитель-логопед: А какие звуки обозначают эти буквы?
Дети: А, О, У, С, Сь, Х, Хь, М, Мь.
Учитель-логопед: Мы их заселили в разные домики: почему?
Дети: Потому что звуки А,О,У – гласные и обозначаются красным цветом, звуки М,С,Х – твёрдые согласные и обозначаются синим цветом, а звуки Мь, Сь, Хь – мягкие согласные и обозначаются зелёным цветом.
Учитель-логопед: А как мы определили, что это гласные звуки, а это согласные?
(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 1, 2).
схема «Гласный звук» схема «Согласный звук»
Дети: Когда произносим гласные звуки, то воздушная струя проходит через ротовую полость (рот) свободно и не встречает препятствия (преграды), а когда произносим согласный звук - воздушная струя встречает преграду.
Учитель-логопед: Молодцы. Всё верно.
Развитие силы голоса. Продолжительности выдоха
Учитель-логопед: Слышите, из красного домика доносится песенка. Давайте споём песенку гласных звуков АОУОА.
(Обор. 19, во время пропевания (тихо-громче-громко-потише-тихо) рукой рисуем в воздухе лесенку, идущую сначала вверх, затем вниз, подчёркивая изменение голоса).
Дети: АОУОА, АОУОА, АОУОА.
Специальная артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: В Буквограде, как и в любом другом городе живут животные: кошки, собаки и другие. Вот козлёнок тянет губки.
(Оборудование 22, 23. Сначала учитель-логопед осуществляет показ картинки или игрушки, затем демонстрирует выполнение упражнения, после чего дети выполняют упражнения перед зеркалом. Упражнения для губ: «Хоботок», «Трубочка», «Рупор» под счёт до 7 каждое).
Упражнения для нижней челюсти:
Учитель-логопед: Покажем козлёнку, как мы умеем открывать и закрывать рот. Сначала немного приоткроем рот и удержим в таком положении - один, два, три, четыре, пять. Теперь широко откроем рот и удержим - один, два, три, четыре, пять. Теперь немного прикроем рот - один, два, три, четыре, пять. А теперь закроем. И всё снова. (Упражнение выполняется 3 раза).
Упражнения для языка:
Учитель-логопед: Вот уставшая собачка, посмотрите на её язычок. Давайте покажем собаке, как язычок умеет отдыхать (упражнение «Лопаточка» под счёт до 7 три раза). А вот котёнок загнул края языка вверх, и получилась чашечка (упражнение «Чашечка» под счёт до 7 три раза). А этот котёнок лакает молоко. Повторим за ним (упражнение выполняется 3-5 раз).
Упражнение на формирование продолжительной воздушной струи:
Учитель-логопед: А вот муха прилетела и села щенку на нос. Нужно её сдуть. Достаньте из ваших конвертов полоску бумаги. Возьмите её за один конец, а второй приложите к носу, как я. Из языка сделаем «чашечку» и подуем. Воздух по языку поднимется вверх и сдует с носа муху, а бумага нам – покажет, правильно мы выполняем упражнение или нет.
(Упражнение выполняется три раза. Учитель-логопед следит за правильностью выполнения детьми всех упражнений).
5.Объявление темы
Учитель-логопед: Сдули муху. Полетела муха над Буквоградом. Летит, летит и слышит такие слова. И вы послушайте, а потом скажите, какой звук вы слышите чаще остальных? У нашшшей лошшшадки шшшёрстка цвета шшшоколадки.
Дети: Звук [ш].
Учитель-логопед: Правильно, теперь подумайте и скажите (сформулируйте) тему нашего занятия, о каком звуке сегодня пойдёт речь?
Дети: Сегодня мы будем говорить о звуке [ш].
Учитель-логопед: Да. Сегодня мы с вами разберём звук [ш] и познакомимся с буквой, которая обозначает звук [ш].
6. Изолированное произношение звука
Учитель-логопед: Давайте все вместе пошипим, как гусь. Ш-Ш-Ш.
(Учитель-логопед правой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв). Учитель-логопед: Ш-Ш-Ш.
(Учитель-логопед левой рукой изображает гуся открывающего и закрывающего клюв. Дети выполняют всё совместно с учителем-логопедом).
7. Анализ артикуляции звука
Учитель-логопед: А как у нас получается звук [ш], как мы его произносим? Произнесите звук [ш] перед зеркалом, обратите внимание на свои губы, зубы. Разберём артикуляцию звука [ш].
(Учитель-логопед демонстрирует картинку, либо слайд: оборудование 3, и по ходу объяснения соотносит информацию с изображением).
Профиль артикуляции фонемы[ш]
Учитель-логопед: Когда произносим звук [ш], наши губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, в виде чашечки поднят вверх.
(Для дополнительной демонстрации используем ручную модель, т. е. кистью руки изображаем чашечку).
Учитель-логопед: Кончик языка находится за верхними зубами и чуть оттянуть назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Голосовые складки открыты, нет вибрации.
(Используем тактильный контроль: тыльную сторону ладони прижимаем к горлу). Учитель-логопед: Воздушная струя широкая, продолжительная. Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш. (Оборудование 4)
Схема артикуляции фонемы [ш]
8. Характеристика звука
Учитель-логопед: А скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук [ш], создаём мы преграду для воздушной струи?
Дети: Да, мы сближаем зубы, поднимаем язык.
Учитель-логопед: А если есть преграда, значит звук по характеристике……..
Дети: согласный.
Учитель-логопед: И обозначается……..
Дети: синим цветом.
Учитель-логопед: Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, всегда твёрдый, звук [ш] глухой, так как голосовые складки открыты, поэтому мы не почувствовали вибрацию в горле. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
(Учитель-логопед демонстрирует картинку: оборудование 5)
Схема характеристики фонемы [ш]
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
9.Связь звука с буквой
Учитель-логопед: Мы с вами разобрали звук [ш]. А как же выглядит буква, которая обозначает звук [ш]? Посмотрите.
(Оборудование 6).
Учитель-логопед: Она называется буква [ша]. Все вместе…
Дети: Буква [ша].
Учитель-логопед: Из каких элементов состоит буква [ша]?
Дети: Из палочек.
Учитель-логопед: А сколько палочек и как расположены эти палочки? Посмотрите: один, два, три - три палочки расположены сверху вниз, вертикально, а одна расположена горизонтально, слева направо. Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе.
(Письмо в воздухе с проговариванием).
Учитель-логопед: А теперь достаньте счётные палочки и постройте на парте букву [ша]. (Дети выкладывают букву «Ш». Учитель-логопед следит за правильностью выполнения задания детьми).
Учитель-логопед: Какую букву вы выложили?
Дети: Букву [ша].
Учитель-логопед: А какая по характеристике буква [ша]?
Дети: Буква [ша] согласная, твёрдая и обозначается синим цветом.
Учитель-логопед: Всё правильно. Молодцы.
10. Развитие зрительно-пространственной ориентировки (мелкой моторики). Уточнение словаря
Учитель-логопед: На просторах города Буквограда живут различные животные, и каждое животное подаёт голос по-своему. (Учитель-логопед по тексту изображает каждое животное кистью руки, а дети повторяют).
Учитель-логопед: Кошка мяукает: «Мяу, мяу». Что кошка делает?
Дети: Кошка мяукает.
Учитель-логопед: Собака лает: «Гав, гав». Что собака делает?
Дети: Собака лает.
Учитель-логопед: Корова мычит: «Му-у-у». Что корова делает?
Дети: Корова мычит.
Учитель-логопед: Гусь гогочет: «Га-га-га». Что гусь делает?
Дети: Гусь гогочет.
Учитель-логопед: Лошадь ржёт: «И-го-го». Что лошадь делает?
Дети: Лошадь ржёт.
Учитель-логопед: Коза блеет: «Ме-э-э». Что коза делает?
Дети: Коза блеет.
Учитель-логопед:Курица кудахчет: «Ко-ко-ко». Что курица делает?
Дети: Курица кудахчет.
Учитель-логопед: А всех этих животных вместе мы как называем?
Дети: Домашние животные.
Учитель-логопед: Правильно.
11. Развитие фонематического слуха
Учитель-логопед: Достаньте каждый из своего конверта синюю фишку. Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы если услышите звук [ш], то поднимите синюю фишку.
А, О, Ш, М, Н, Ш, Т, Р, Ш
ТА, МА, АМ, АШ, ША, ОК, ОШ
РОТ КОТ ШАР МАК ШУМ
РОГА ТРАВА ЛАНДЫШ.
(Обучающиеся выполняют задание).
12. Работа над слоговой структурой. Звуковой анализ слога
Учитель-логопед: Представьте: в шланге скопился воздух, и теперь он выходит и шумит Ш-Ш-Ш. В слове шшшшланг первый звук…..
Дети: Ш-Ш-Ш.
Учитель-логопед: Давайте построим из пальцев букву [ша], которая обозначает звук [ш].
(Учитель-логопед, повернувшись спиной к воспитанникам, демонстрирует ручную модель буквы «Ш». Из сжатого кулака левой руки, повёрнутого тыльной стороной к лицу, выпрямляем три пальца вверх: указательный, средний и безымянный. Из сжатого кулака правой руки выпрямляем влево указательный палец. Накладываем указательный палец правой руки на основания пальцев левой руки. Воспитанники повторяют все действия за учителем-логопедом).
Учитель-логопед: Посмотрите на получившуюся у вас букву. Назовём её.
Дети: Буква «Ш».
Учитель-логопед: А теперь достаньте из своих конвертов фишки красного и синего цветов (Оборудование 14, 15).
Учитель-логопед: Обозначим фишками слог ША. Послушайте, какой звук в этом слоге первый? Ш-Ш-Ш-А.
Дети: Первый звук [ш].
Учитель-логопед: Какой фишкой мы его обозначим?
Дети: Синей фишкой.
Учитель-логопед: Почему?
Дети: Потому что он согласный.
Учитель-логопед: Правильно. Послушайте, какой звук второй? Ш-А-А-А.
Дети: Второй звук [а].
Учитель-логопед: Какой фишкой мы его обозначим и почему?
Дети: Красной фишкой, потому что он гласный.
Учитель-логопед: Есть ещё звуки в этом слоге?
Дети: Нет. В слоге ША два звука.
13. Динамическая пауза
(Оборудование 10). Логопед просит обучающихся подняться со своих мест.
Учитель-логопед:
Тили-тили-тили-бом! (Изображаем руками, поднятыми вверх, как бьём в колокола).
Загорелся кошкин дом. (Выпрямленные ладони сводим над головой, соединяя кончики пальцев и изображая крышу дома).
Кошка выскочила, (Прыжок на месте).
Глаза выпучила. (Сжатые кулаки тыльной стороной ладони подносим к глазам. Затем, от глаз выбрасываем кулаки вперёд, выпрямляя руки перед собой и раскрывая кулак, то есть выпрямляя пальцы).
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом, (Руки отводим в стороны, изображая коромысло, и перепрыгиваем с ноги на ногу на месте).
А лошадка с фонарём, (Шагаем на месте, руки вытянуты вперёд, как будто в руках держим воображаемый фонарь).
А собачка с помелом, (Наклон вперёд. Руки опущены вниз, махи руками вправо-влево).
Серый заюшка с листом. (Выпрямились. Руки перед собой на уровне груди. Складываем ладони рук вместе – лист).
Раз! Раз! Раз! Раз! (Руки опущены вдоль тела. Махи прямыми руками перед собой: вниз, вверх, вниз, вверх).
И огонь погас. (Медленно приседаем, изображая угасающий огонь).
(Учитель-логопед просит учащихся занять свои места).
14. Классификация предметов
Учитель-логопед: Рассмотрите картинку.
(Оборудование 10).
Учитель-логопед: На картинке изображены кошка, курица, собака, лошадь и заяц? Как вы думаете, кто лишний и почему?
Дети: Лишний заяц, потому что он относится к диким животным, а остальные животные домашние.
Учитель-логопед: Правильно.
15. Звукослоговой анализ слова с графической записью
Учитель-логопед: В Буквограде живёт одна девочка, и зовут её Маша. Разберём слово МАША.
(Учитель-логопед на доске выполняет графическую запись слова I_____).
Учитель-логопед: Маша – это имя девочки, пишется всегда с прописной, большой буквы. Сосчитаем сколько слогов в слове «Маша». Ма-ша.
(Дети отхлопывают слоги).
Дети: Два слога.
Учитель-логопед: Назовите первый слог.
Дети: Первый слог МА.
Учитель-логопед: Назовите второй слог.
Дети: Второй слог ША.
(Логопед на доске обозначает количество слогов. Графическая запись осуществляется с проговариванием).
I_____
__ __
(Дети выкладывают схему слова на парте с помощью счётных палочек).
Учитель-логопед: В слове «Маша» два слога. Первый – МА, второй ША.
Разберём первый слог. М-М-М-А. Первый звук….
Дети: Первый звук [м], согласный, обозначается синей фишкой.
(Учитель-логопед на доске под чёрточкой, обозначающей первый слог, рисует синий круг (вместо рисования круга можно использовать магнит синего цвета). Обучающиеся, соответственно на парте располагают синюю фишку).
Учитель-логопед: М-А-А-А. Второй звук…
Дети: Второй звук [а], гласный, обозначается красной фишкой.
(Учитель-логопед на доске под чёрточкой, обозначающей первый слог, рядом с синим кругом рисует красный. Обучающиеся на парте рядом с синей фишкой кладут красную).
Учитель-логопед: Сколько звуков в первом слоге?
Дети: Два звука: первый [м], второй [а].
Учитель-логопед:Назовите второй слог в слове «Ма-ша».
Дети: В слове «Маша» второй слог ША.
Учитель-логопед: Разберём второй слог. (Аналогично разбирается второй слог).
Учитель-логопед: Мы с вами уже знаем буквы, которые обозначают все эти звуки, и можем напечатать слово «Маша». Достаньте из конвертов буквы разрезной азбуки и составьте слово «Маша» (обор. 20). Помните, что имена пишутся с прописной, большой буквы.
(Дети выкладывают слово из букв разрезной азбуки. Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания).
Учитель-логопед: Прочитаем хором: Маша.
(Учитель-логопед просит учеников убрать фишки, буквы разрезной азбуки в конверт, сложить и убрать счётные палочки).
16. Графический анализ предложения с записью
Учитель-логопед: Наша Маша очень любит животных. Она заботиться о них, ухаживает за ними. А что это значит? Что она делает?
Дети: (Ответы детей. Например, кормит, выгуливает, пасёт, купает, моет, расчёсывает, лечит, играети др.)
Учитель-логопед: Маша кормит кошку. Это ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Составим схему этого предложения в тетради.
(Учитель-логопед просит учеников открыть тетради для печатания, взять карандаш, отсчитать необходимое количество клеточек и поставить точку, от которой учащиеся начнут запись в тетради).
Учитель-логопед: Сосчитаем, сколько слов в предложении: «Маша кормит кошку».
Дети: В этом предложении три слова.
Учитель-логопед: Первое слово….
Дети: Первое слово «Маша».
Учитель-логопед: Пишется с …..
Дети: Пишется с прописной (заглавной, большой) буквы.
(Учитель-логопед на доске выполняет графическую запись, а обучающиеся в тетрадиI____)
Учитель-логопед: Второе слово…..
Дети:Второе слово «кормит».
Учитель-логопед: Помним, что слова пишутся друг от друга отдельно.
(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____)
Учитель-логопед:Третье слово…..
Дети:Третье слово «кошку».
(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____ _____)
Учитель-логопед: Закончилось наше предложение?
Дети: Да. Нужно поставить точку.
(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I____ _____ _____ .)
Учитель-логопед: Мы начертили СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Учитель-логопед: В каких словах предложения «Маша кормит кошку» есть звук [ш]?
Дети: Маша, кошку.
Учитель-логопед: На каком месте по счёту стоит слово «Маша»?
Дети: На первом месте.
Учитель-логопед: Отметим его флажком.
(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради I__F__ ____ ____.)
Учитель-логопед: А где в слове «Маша» находится звук [ш]? В каком по счёту слоге?
Дети: Во втором слоге.
Учитель-логопед: На каком месте в этом слоге?
Дети: На первом.
(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а дети в тетради
I___F___________ ______.)
_____ _____
о о О о
Учитель-логопед: «Маша кормит кошку».На каком месте по счёту стоит слово «кошку»?
Дети: На третьем месте.
Учитель-логопед: Отметим его флажком.
(Учитель-логопед на доске дополняет графическую запись, а обучающиеся в тетради
I___F___________ __F____.)
_____ _____
о о О о
(Учитель-логопед просит учеников убрать тетради и карандаши).
17. Развитие высших психических функций (внимания, мышления)
(Оборудование 7).
Учитель-логопед: Посмотрите. Шла наша Маша, шла и пришла к распутью. Что такое «распутье»? Это когда сначала шла одна дорога, а потом разделилась на несколько (показываем на картинке), например, как на картинке на три, а может быть и две и четыре. Скажем вместе: РАСПУТЬЕ. Пройдём с Машей по дорожкам и прочитаем слова. Найдите дорогу по этим ориентирам (вверху выставляются карточки – ориентиры маршрута, дети по ориентирам выбирают дорогу и читают слово).
(Маршрут: куст, дерево, дом. Учитель-логопед вызывает ученика к картинке, предлагает взять указку, ведя указкой по дороге прочитать слово и объяснить свой выбор. Затем логопед просит ученика пройти на своё место и объясняет значение слова, например, шоу - это яркое эстрадное представление или развлекательная программа, это представление очень красочное и интересное, например, представление в цирке. Учитель-логопед меняет карточки, обозначающие маршрут: куст, гриб, дом. Дорога со словом «ШУМ». Проводится аналогичная работа. Учитель-логопед меняет маршрут: куст, дом, дерево. Дорога со словом «ШАХ». Проводится аналогичная работа).
(Пример пояснения значения слов: ШАХ - богатый, почитаемый вельможа в восточных странах, властелин. Действие в игре «Шахматы», когда нападением какой-нибудь фигурой соперника создаётся угроза королю; ШУМ - звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание: от движения, например, шум поезда; от голосов – крики, ссоры обсуждения).
18.Развитие зрительного внимания и восприятия
Учитель-логопед: Молодцы все дорожки прошли. А теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на парте, переверните их и внимательно рассмотрите изображение (обор. 11). Добралась Маша до своего дома. Решила накормить животных. Она проявляет заботу о них. И все люди должны заботиться о животных, быть ответственными за тех, кого взяли к себе жить в дом. Если ты завёл какое-нибудь животное, то заботишься о нём всю его жизнь. А теперь найдите на картинке маму щенка. Это….
Дети: собака.
Учитель-логопед: Обведите её. (Дети маленькой указкой или пальцем обводят контур изображения животного). А теперь найдите маму ягнёнка. Это….
Дети: овца.
Учитель-логопед : Обведите её. А теперь найдите маму телёнка. Это….
Дети: корова.
Учитель-логопед: Обведите её. Каких ещё животных вы видите на картинке?
Дети:Лошадь.
Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша лошади?
Дети: Жеребёнок.
Учитель-логопед: Каких ещё животных вы видите на картинке?
Дети: Козу.
Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша козы?
Дети: Козлёнок.
Учитель-логопед: Каких ещё животных вы видите на картинке?
Дети: Кошку.
Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша кошки?
Дети: Котёнок.
Учитель-логопед: На нашей картинке осталось ещё одно животное.
Дети: Это свинья.
Учитель-логопед: Обведите её. А как зовут детёныша свиньи?
Дети: Поросёнок.
Учитель-логопед: Все эти животные относятся к одной группе. Назовите эту группу.
Дети: Это группа домашних животных.
19. Совершенствование грамматического строя речи
Учитель-логопед: Правильно. Молодцы. А теперь поиграем в игру «Наоборот».
(Оборудование 17. Логопед по очереди подходит к обучающимся, задаёт вопрос и бросает мяч. Ученик отвечает на заданный вопрос и бросает мяч обратно логопеду. Логопед бросает мяч следующему и т. д.)
Учитель-логопед: У кошки шерсть длинная, а у коровы… (бросаем мяч ученику).
Ребёнок, которому бросили мяч: короткая (бросает мяч логопеду).
Учитель-логопед: Конь большой, а кот …. (маленький). Бык сильный, а телёнок…. (слабый). Лошадь высокая, а собака…. (низкая). У козы волоски шерсти прямые, а у овцы ….(кудрявые). Ягнёнок худой, а свинья ….(толстая). У коровы шёрстка короткая, а у кошки… (длинная). У овечки шёрсть мягкая, а у свиньи щетинка … (жёсткая). У кошки когти острые, а у собаки… (тупые). У котёнка подушечки на лапках мягкие, а у жеребёнка копыта … (твёрдые).
20. Домашнее задание
Учитель-логопед: Послушайте задание на дом. Придумайте слова, которые начинаются со звука [ш], или в которых есть звук [ш] в середине или в конце слова. Найдите все буквы «ш», которые спрятались на картинке среди предметов. (Оборудование 18).
21. Итог занятия
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами познакомились с буквой «Ш». Сложим её из пальцев. (Обучающиеся совместно с учителем-логопедом выполняют задание)
Учитель-логопед: Давайте, пропишем букву «Ш» в воздухе.
(Письмо в воздухе с проговариванием).
Учитель-логопед: Какой звук обозначает буква «Ша»?
Дети: звук [ш].
Учитель-логопед: вспомним артикуляцию звука [ш]. (Разбор артикуляции совместно с детьми с опорой на схему артикуляции). Когда произносим звук [ш], наши губы округлены и чуть выдвинуты вперёд. Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык широкий, поднят вверх. Кончик языка находится за верхними зубами и чуть оттянут назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Голосовые складки открыты, нет вибрации (тактильный контроль). Воздушная струя широкая, продолжительная. Ш-Ш-Ш.
Учитель-логопед: Охарактеризуйте звук [ш].
Дети: Звук [ш] согласный, твёрдый и глухой.
Учитель-логопед: и обозначается……..
Дети: синим цветом. (Обор. 5)
Учитель-логопед: Правильно. Звук [ш] по характеристике согласный, глухой, голосовые складки открыты, нет вибрации, и всегда твёрдый. И буква «Ш» согласная, твёрдая. Заселим букву «Ш» в свой домик (обор. 9 № 2).
22. Рефлексия
Учитель-логопед: В Буквограде растёт одно дерево, к которому слетаются птицы. (Оборудование 21).
Учитель-логопед: Послушайте внимательно: кому на занятии всё было НЕ ПОНЯТНО, посадит на дерево снегиря с красной грудкой. Кто на занятии что-то понял, что-то не понял, посадит на дерево синицу с жёлтой грудкой. А кому на занятии всё было ПОНЯТНО, посадит на дерево воробья с зелёной веточкой.
(Дети подходят, выбирают птиц и сажают птиц на дерево).
Учитель-логопед: Вот сколько птиц прилетело к нам на дерево (Подсчитывается количество снегирей, синиц, воробьёв).
23. Оценка работы детей на занятии
Учитель-логопед оценивает работу детей на занятии. Например: - Мне очень понравилось, как сегодня на занятии работали (называет детей). А ……… могли работать лучше. Я думаю, что к следующему занятию вы подтянетесь,и все будут работать на пять. Наше с вами занятие закончено. Теперь вы с … (называется имя отчество учителя) потренируетесь в чтении буквы «Ш».
Учитель-логопед уходит, а классный руководитель проводит с учениками динамическую паузу и закрепляет навык чтения слов с буквой «Ш» по букварю.