Просмотр содержимого документа
«Дифференциация З-С в словах и фразах.»
Тема занятия: Дифференциация звуков [З] - [С] в словах и фразах.
Цель: формирование представления у детей о сходстве и различии звуков [з] и [с] в речи.
Задачи.
Коррекционная: устранение и предупреждение ошибок на письме и в речи, при написании звуков в словах и фразах.
Развивающая: развивать у детей фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Образовательная: работать над умением различать звук в словах, предложениях , фразах; учить слоговому анализу, подбору слов к схемам, преобразованию слов.
регулятивные: учатся осуществлять контроль за своей деятельностью; учатся принимать и сохранять учебную задачу; осознают важность приобретения знаний; оценивают процесс и результаты;
познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, структуру знания; формируется умение воспроизводить текст; формируется умение извлекать необходимую информацию из объяснения учителя;
коммуникативные: формируется умение полно и грамотно выражать свои мысли, соблюдать нормы речевого общения, выступать перед сверстниками;
Оборудование: Карточки с заданиями, ручки , тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет:
Какое время года было перед летом? А какое перед весной? Какие свистящие звуки есть в этих словах?
- Выполним первое упражнение «накажем непослушный язычок», рот при этом открыт язык расположен в форме лопатки, а теперь при открывании и закрывании рта произносим слог ПА (ПА-ПА-ПА).
- Теперь выполним упражнение «барабанчик», зубки сжаты, рот приоткрыт и произносим в быстром темпе звук [д] (д-д-д-д-д-д).
- сделаем упражнение «змейка», ротик открыт и кончиком языка проводим от верхней губы по небу. И так повторяем несколько раз.
- Язычок у нас широкий, его кончик поднят к альвеолам. А теперь наберем воздух в ротик и произнесем звук [р].
- Какие из картинок мы уберем? (холодильник и матрешку)
- Почему? (потому что в этих словах нет звуков [с] и [з]).
- Давайте посмотрим в каких позициях вэтих словах стоит звук [с]? А в каких звук [з]? (разобрать каждое слово).
4. Сравнение артикуляционных укладов и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами.
- Произнесем звук [с] чисто и правильно.
Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (Пользуемся алгоритмом.)
Губы – «улыбаются».
Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».
Язык – кончик упирается в передние зубы.
Голосовые сладки – не работают.
Воздушная струя – холодная.
Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).
Глухой (голосовые связки не работают). Бывает мягким и твердым.
- Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.
Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)
– Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме? (надломленный бублик, три).
5. Развитие фонематического восприятия.
Потренируем ушки. Поиграем в игру «Шифровальщики». Я прочитаю вам стихотворение, а вы, если услышите слово со звуком [с] или [з], записывайте в строчку буквы, которыми они обозначаются.
Чей в лесу поет смычок? Музыканта звать сверчок!
Проверим – С С З З С.
А сейчас расшифруем слова. Придумайте новые пять слов, чтобы в них были эти звуки.
6. Динамическая пауза.
Зайки, где вы пропадали? Мы в капусте отдыхали. А капусту вы не ели? Только носиком задели. Вас бы надо наказать. Нет, уж лучше поиграть.
Проводится игра «Наоборот»
Я бросаю вам мячик, называя слова, а вы возвращаете мне его и называете противоположные по смыслу. Они должны начинаться на звука [з] или [с].
Трусливый – смелый
Добрый – злой
Горькое – сладкое
Открытый – закрытый
Пасмурный – солнечный
Глухой – звонкий
Неизвестный – знаменитый
Сильный – слабый
Соль – сахар
Мокрый – сухой
7. Дифференциация звуков в словах.
Ребята, давайте устроим небольшой зоопарк. Я раздам картинки с изображением животных и буду показывать схемы слов. У кого слово – название животного, подходит к схеме, тот поселяет свою зверушку в зоопарк.
Лиса, зубр, слон, зайцы.
Прикрепите нужный кружок на том месте, где в слове находятся наши звуки. (На кружках изображены буквы С и 3.) Молодцы. Замечательный получился зоопарк.
Сейчас, работаем в тетради. Запишите название животных в два столбика: со звуком [с] – в первый, со звуком [з] – во второй.
У этих животных длинные уши, короткий хвост, густая короткая шерстка, умеет быстро бегать.(заяц)
Хитрая сестричка одета в великолепную рыжую шубку.(лиса)
Животное, в названии которого есть гласный звук [у].(зубр)
Огромное животное, которое панически боится мышей.(слон)
8. Дифференциация звуков во фразовой речи.
– Отправимся с вами на прекрасную лесную поляну.
– Звуки [с] и [з] помогут нам рассказать о том, что было в солнечный летний день.
– Однажды двое детей отправились отдохнуть в лес.
– Подумайте, как зовут наших путешественников? (ЛИЗА, САША.)
– Каких зверей повстречали дети на поляне? (КОЗУ, БАРСУКОВ, ЛИСУ, ЗАЙЦА.)
– Что делала коза? (ЩИПАЛА ЛИСТЫ КУСТИКА.)
– Что делали на поляне барсуки? (РЕЗВО ИГРАЛИ ПОД БЕРЕЗОЙ.)
– А лиса с зайцем? (ВСТРЕТИЛИСЬ НА ПОЛЯНЕ.)
– А знаете ли вы птиц, которых увидели дети? (СОВА.)
– Название этой птицы я подскажу. Это лучший певец среди пернатых. (СОЛОВЕЙ.)
– Как вы думаете, что он делает? (КОРМИТ ПТЕНЦОВ В ГНЕЗДЕ.)
– На каком дереве сорока? (НА БЕРЕЗЕ.)
– Как называются эти грибы? (ПОДБЕРЕЗОВИКИ.)
– Любопытное насекомое привлек стол. Как называется это насекомое? (СТРЕКОЗА.)
– Перечислите продукты, которые дети принесли с собой.
– Какие предметы еще взяли с собой Лиза и Саша? (ЗОНТ, САЧОК.)
– Зачем им эти предметы?
– Давайте теперь составим красивый рассказ по этой картине.
9. Итог занятия.
– Какие звуки мы сегодня на занятии сравнивали?
– Чем схожи звуки?
– Чем различаются?
– Это гласные или согласные звуки?
– Что вам особенно запомнилось на занятии?
10. Экспресс-диагностика эмоционального состояния учащихся.
– Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе?
– Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, несколько удивительных минут общения. Этот отрезок времени я обозначила линией. Посмотрите, чем выше по линии, тем лучше у вас настроение, чем ниже, тем неуютнее вам было сегодня со мной. Я предлагаю вам прикрепить сердечко там, где линия соответствует вашему настроению. Я благодарю вас за работу.