ЦЕЛЬ: Учить детей различать гласные «ы», «и» в произношении и на письме; упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласной «и».
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица гласных I и II ряда, карточки для индивидуальной работы, буквы «ы», «и», зеркала по количеству учеников; образцы написания строчных и заглавных прописных букв ы, И, и; наборное полотно; предметные картинки: мышка, мишка; мяч.
ОРГ. МОМЕНТ.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Чем различаются гласные «Ы», «И»? (по артикуляции, звучанию и написанию)
1. Игра «Догадайся» - Покажите, где нарисована мышка; покажите, где нарисован мишка. – Скажите, кто такая мышка? (маленькое, серенькое животное-грызун) Что такое мишка? (игрушка) – Назовите первый звук в лове МЫШКА ([м]) – Твёрдый или мягкий этот звук? (твёрдый) - Назовите первый звук в слове МИШКА ([мь]) – Твёрдый или мягкий этот звук? (мягкий) - Какие буквы пропущены в словах под картинками? (ы, и) – Напишите их.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
- Сегодня мы продолжим различение гласных «Ы», «И» в предложениях и текстах.
УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ «Ы» - «И»
2. Игра «Какие они?» - Прочитайте слова в задании, вставляя «ы», «и». (пугливая, плюшевый) - Соедините слова стрелками с рисунками так, чтобы получилось словосочетание. (Дети соединяют.) - Проверим. (пугливая мышка, плюшевый мишка)
Работа со словами-паронимами. Игра «Наоборот» - Замените в словах гласный «ы» на «и» и наоборот, подчеркните согласные перед ними нужным карандашом. (Дети выполняют задание.) – Прочитайте слова парами, объясните, как изменился смысл слов.
ныть (нудно плакать) - нить (швейная принадлежность, которой шьют)
цвети (распускай лепестки) - цветы (растения)
забыть (не помнить) - забить (вогнать внутрь чего-либо)
носы (части лица) - носи (надевай и ходи в этом или притащи что-либо)
косы (причёска девочки или много инструментов - кос) - коси (действуй косой)
Димка (имя мальчика) - дымка (небольшой дым)
Работа со словосочетаниями. – Прочитайте словосочетания так, как они написаны. (Дети читают) – Получаются ли у вас сочетания слов и почему? (нет, т.к. в них есть ошибки) - Найдём и Исправим «Мишкины» ошибки (Рассматривается каждое сочетание)
- Запишите словосочетания справа правильно, подчеркните буквы «ы», «и» (Дети записывают и подчёркивают) – Проверка. (Белые снежинки. Лёгкие пушинки. Душистый ландыш. Дружные малыши. Весёлые каникулы.)
Работа с пословицами и поговорками - Вставьте пропущенные буквы «ы», «и», в пословицы и поговорки. Разъясните их смысл. (Дети выполняют задание.) – Проверим:
Мокрый дождя не боится. (Человек и так промок, поэтому ему не страшно и под дождь выйти.)
И овцы целы, и волки сыты. (Всем хорошо: и нашим, и вашим)
ФИЗМИНУТКА - Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча. – Я назову слово с гласной «Ы», а вы возвратите мяч, поменяв гласную на «И» и наоборот. Говорю: был - …, выл - …, мил - …, пыл - …, Нил - …, дары - …, вози - …, пари - …, шипы - ….
Работа с предложениями. - Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова данные в скобках. (Дети вписывают слова) – Проверим предложения по цепочке:
Миша был дома. Тимур бил в барабан. В лесу выли волки. Девочки вили венки.
Графический диктант – Определите на слух гласные «ы», «и». Если в слове нет этих звуков обозначим его чёрточкой; если есть один из этих звуков – нужной буквой; если в слове 2 и более «наших» звуков, они записываются в нужной последовательности. Например (на доске): Вчера дети наловили много рыбы. – и ии – ыы Я читаю первый раз – вы загибаете пальцы по количеству слов. Читаю второй – записываете «наши» буквы и чёрточки, затем сверяете количество пальцев и записанных графически слов. Каждое предложение записываем на отдельной строчке.
-Читаю: Мы наловили много рыбы. (ы ии - ыы) Были тут карпы и окуни.(ыи - ы и и) Домой мы плыли в лодках. (- ы ыи - -) Наши мамы были рады.(и ы ыи ы) Они наварили нам ухи. (и ии - и) Когда руки были вымыты, все сели за стол. (- и ыи ыыы - - - -)
Словарный диктант. – Сейчас мы запишем под диктовку слова. Вспомним правило: ЖИ, ШИ - …пиши с буквой «И». В записанных словах подчеркните гласные красным карандашом: «Ы» - одной чертой, «И» - двумя чертами.
Просмотр содержимого документа
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «Ы» - «И» ВО ФРАЗАХ И ТЕКСТАХ.»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «Ы» - «И» ВО ФРАЗАХ И ТЕКСТАХ.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.
ЦЕЛЬ: Учить детей различать гласные «ы», «и» в произношении и на письме; упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласной «и».
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица гласных I и II ряда, карточки для индивидуальной работы, буквы «ы», «и», зеркала по количеству учеников; образцы написания строчных и заглавных прописных букв ы, И, и; наборное полотно; предметные картинки: мышка, мишка; мяч.
ОРГ. МОМЕНТ.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Чем различаются гласные «Ы», «И»? (по артикуляции, звучанию и написанию)
1. Игра «Догадайся» - Покажите, где нарисована мышка; покажите, где нарисован мишка. – Скажите, кто такая мышка? (маленькое, серенькое животное-грызун) Что такое мишка? (игрушка) – Назовите первый звук в лове МЫШКА ([м]) – Твёрдый или мягкий этот звук? (твёрдый) - Назовите первый звук в слове МИШКА ([мь]) – Твёрдый или мягкий этот звук? (мягкий) - Какие буквы пропущены в словах под картинками? (ы, и) – Напишите их.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
- Сегодня мы продолжим различение гласных «Ы», «И» в предложениях и текстах.
УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ «Ы» - «И»
2. Игра «Какие они?» - Прочитайте слова в задании, вставляя «ы», «и». (пугливая, плюшевый) - Соедините слова стрелками с рисунками так, чтобы получилось словосочетание. (Дети соединяют.) - Проверим. (пугливая мышка, плюшевый мишка)
Работа со словами-паронимами. Игра «Наоборот» - Замените в словах гласный «ы» на «и» и наоборот, подчеркните согласные перед ними нужным карандашом. (Дети выполняют задание.) – Прочитайте слова парами, объясните, как изменился смысл слов.
ныть (нудно плакать) - нить (швейная принадлежность, которой шьют)
цвети (распускай лепестки) - цветы (растения)
забыть (не помнить) - забить (вогнать внутрь чего-либо)
носы (части лица) - носи (надевай и ходи в этом или притащи что-либо)
косы (причёска девочки или много инструментов - кос) - коси (действуй косой)
Димка (имя мальчика) - дымка (небольшой дым)
Работа со словосочетаниями. – Прочитайте словосочетания так, как они написаны. (Дети читают) – Получаются ли у вас сочетания слов и почему? (нет, т.к. в них есть ошибки) - Найдём и Исправим «Мишкины» ошибки (Рассматривается каждое сочетание)
- Запишите словосочетания справа правильно, подчеркните буквы «ы», «и» (Дети записывают и подчёркивают) – Проверка. (Белые снежинки. Лёгкие пушинки. Душистый ландыш. Дружные малыши. Весёлые каникулы.)
Работа с пословицами и поговорками - Вставьте пропущенные буквы «ы», «и», в пословицы и поговорки. Разъясните их смысл. (Дети выполняют задание.) – Проверим:
Мокрый дождя не боится. (Человек и так промок, поэтому ему не страшно и под дождь выйти.)
И овцы целы, и волки сыты. (Всем хорошо: и нашим, и вашим)
ФИЗМИНУТКА - Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча. – Я назову слово с гласной «Ы», а вы возвратите мяч, поменяв гласную на «И» и наоборот. Говорю: был - …, выл - …, мил - …, пыл - …, Нил - …, дары - …, вози - …, пари - …, шипы - … .
Работа с предложениями. - Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова данные в скобках. (Дети вписывают слова) – Проверим предложения по цепочке:
Миша был дома. Тимур бил в барабан. В лесу выли волки. Девочки вили венки.
Графический диктант – Определите на слух гласные «ы», «и». Если в слове нет этих звуков обозначим его чёрточкой; если есть один из этих звуков – нужной буквой; если в слове 2 и более «наших» звуков, они записываются в нужной последовательности. Например (на доске): Вчера дети наловили много рыбы. – и ии – ыы Я читаю первый раз – вы загибаете пальцы по количеству слов. Читаю второй – записываете «наши» буквы и чёрточки, затем сверяете количество пальцев и записанных графически слов. Каждое предложение записываем на отдельной строчке.
-Читаю: Мы наловили много рыбы. (ы ии - ыы) Были тут карпы и окуни.(ыи - ы и и) Домой мы плыли в лодках. (- ы ыи - -) Наши мамы были рады.(и ы ыи ы) Они наварили нам ухи. (и ии - и) Когда руки были вымыты, все сели за стол. (- и ыи ыыы - - - -)
Словарный диктант. – Сейчас мы запишем под диктовку слова. Вспомним правило: ЖИ, ШИ - …пиши с буквой «И». В записанных словах подчеркните гласные красным карандашом: «Ы» - одной чертой, «И» - двумя чертами.