Предмет нашего сегоднешнего разговора - девиантное поведение. (1 слайд) - у меня была достаточно трудная задача - рассказать вам о хорошо знакомой, но как я считаю, близкой для нас всех теме. Честно говоря, для меня это важный и наболевший вопрос, и я считаю что у каждого учителя и не только учителя-логопеда, в практике не редко встречаються дети с девиантным поведением. (2, 3 слайд) -существуют три основных причины девиантого поведения (4 слайд).
Социальное неравенство - находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодёжи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Морально-этический фактор девиантого поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором всё продаётся и всё покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят своё выражение в массовом алкоголизме, распространении наркомании, насилия и правонарушения.
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
В тоже время девиантоное поведение часто является результатом недостатков в воспитании. Воспитание носит попустительский характер или это гиперопека. Ещё в двадцатые годы прошлого столетия Л.С.Выгодский говорил о важности биологического и социального факторов. Хочу остановиться на социальном факторе так как - (5слайд, 6слай).
Так вот девиантное поведение носит неуравновешанный, эмоциаонально повышенный, психопатический характер. Период адаптации к школе очень длительный, иногда только к концу учебного года эти дети привыкают к требования школы.
Анализ диагностики речевых нарушений у первоклассников показывает, что каждый год сейчас встречаються такие дети.
Возрастной кризис семи лет (7слайд) дети с девиантным поведением преодолевают особенно тяжело. Уже на первых занятиях они с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецелесообразные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчевы. Вследствии плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности.
Понимание серьёзности отклонений в поведении необходимо донести до родителей и настроить их на совместную длительную систематическую работу. Необходимо обращение к психологу, так же консультация у психоневролога. Важное место занимает медикоментозная терапия. Она идёт в коплексе и включает методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую коррекцию.
(9слайд), (10 слайд)
Основные принципы взаимодействия с ребёнком: (11 слайд)
- Демонстрировать позитивное отношение к нему;
- Общаться эмоционально;
- Похвала в процессе выполнения задания, за отношение к работе, результат;
- Оценивание предметное (жетоны, звёздочки, кружочки, наклейки);
- Частая смена видов деятельности;
- Широкое применение наглядности, алгоритмов;
- Коллективное проговаривание;
- Зрительный контакт, находиться рядом, если необходимо, тактильный контакт (взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо);
- Требовательность. Точные, малословные формулировки;
- Связь с классным руководителем, родителями;
- Проведение внекласных мероприятий (тематические линейки, логопедические утреннники);
- Подведение итогов за полугодие, учебный год. Отражение этой информации в логопедической газете, на родительских собраниях) (12 слайд)