В пособии представлены 15 рассказов и сказок с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены специальной фонетической символикой, а также цветными сюжетными картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представлений и связной речи детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фонетические рассказы с картинками»
УДК 373
ББК 74.902 + 74.100.5 Т48
ТкаченкоТ.А.
Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж. —
М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-капрактикующегологопеда: Учимпроизноситьправильно)
ISBN 5-89415-378-6
В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифицированных либо составленных известным московским логопедом-практиком с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены специальной фонетической символикой, а также цветными сюжетными картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представлений и связной речи детей.
Налоговая льгота (Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03).
Издательство «АРКТИ»
125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, кор. 2 Тел.: (095)742-1848 ФГУП «Фабрика офсетной печати № 2» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 141800, г. Дмитров, Московской обл., ул. Московская, 3.
Советыавтора
Уважаемыепедагогииродители!
Неправильное произношение у детей бывает либо самостоятельным дефектом речи, либо является составной частью более сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи и пр.
И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чистого, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закреплением) правильного произношения.
Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах.
Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания.
Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивалрассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы.
Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Однако при многократном повторении как правильно, так и неправильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., закрепляя один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одновременно будет закреплятьнеправильное, дефектноепроизношениенескольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо!
На важность соблюдения этого принципа (принципафонетическойдоступности) указывали многие авторы: Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, Г.А. Каше и др. К сожалению, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорируется как в специальной литературе, так и на практике.
Следовательно, для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по мере их уточнения.
Ранее в специальной литературе уже публиковались рассказы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.И. Богомоловой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.
* Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более предпочтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции произношения по подражанию.
Отдавая должное значимости пособий перечисленных авторов, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой составной частью и не могут обеспечить полностью потребности практикующих логопедов.
При работе с детьми, имеющими общеенедоразвитиеречи, когда автоматизация одного или группы звуков может длиться несколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое окажется достаточнымдлякоррекциинедостатковзвукопроизношенияпри самой сложной и полиморфной его патологии.
Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить ихтематическуюпалитру, с тем чтобы максимально расширить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общимнедоразвитиемречи.
В группах названного профиля, когда в первом периоде обучения дети произносятправильнотолькосамыепростыесогласныезвуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X , их мягкие варианты* (и все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетические рассказы с картинками. Звук ЛЬ».
Каждый рассказ (во всех альбомах) максимальнонасыщен автоматизируемымзвуком. В части рассказов исключены смешиваемые с основным, оппозиционные или более сложные звуки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ребенка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обучения), позволяет наша фонетическаясимволика.
В символике мы используем не все звуки, а только те, произношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляющем большинстве случаев. Для краткости назовем перечень таких звуков основнымфонетическимрядом. Итак, наша символика охватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, РЬ (сонорные).
* Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого знака, чтобы было понятно любому читателю.
1
Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их комбинации и составляют авторскую фонетическуюсимволику, заключающуюся в следующем:
буквы влевомверхнемуглустраницысимволизируют основные автоматизируемые звуки;
буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, помимо основных, присутствуют в тексте;
буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствующие в тексте.
Такая фонетическаясимволикасущественно облегчает логопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на данном этапе обучения.
Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности текста с произносительной точки зрения.
Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указано сознаком«минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы.
Чем больше звуков указано сознаком«плюс», тем большая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается сложнее в произносительном плане.
Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автоматизациякоторого на данном этапе коррекции произношения болеепредпочтительна.
Пособие снабжено цветнымииллюстрациями. Немаловажно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассматривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринимает содержание текста, что, естественно, увеличивает обучающий эффект.
Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родителиимелидоманаборпособийс фонетическими рассказами навсенарушенныеуребенказвуки. В таком случае логопеду не придется переписывать рассказы для домашних занятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажется более продуктивной.
Напомним, что только при совместной работе логопеда и родителей коррекционный эффект окажется наилучшим.
Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не только на индивидуальных занятиях по коррекции недостатков звукопроизношения у детей, но и на групповыхлогопедических занятиях.
Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.
2
Какпользоватьсяпособием
смаксимальнойэффективностью
Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий этапу обучения, индивидуальным и произносительным возможностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуковом составе рассказа поможет фонетическаясимволика, данная нами в верхней части каждого листа с текстом.
Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ целиком. В это время ребенок рассматривает картинку к рассказу и усваиваетегосодержание.
Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений {оркестранты, фрак, арфа, сниматьмеркуидр.). Особое внимание уделяется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карнавальный костюм» и пр.). При необходимости дается нравственная оценка поступков героев. Важно, чтобы такая работа проводилась перед заучиванием текста. Таким образом, обеспечивается его смысловаядоступность.
Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторения предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ребенок произносительновыделялиосновной автоматизируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом).
Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — прекрасная база для различных лексико-грамматическихупражнений. Например, можно предложить ребенку выбрать из рассказа маленькие слова (предлоги), закончить предложения по их началу, поупражняться в согласовании слов, словообразовании и словоизменении. Однако следует помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется незаученной, асамостоятельнойречью. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к заключительному этапу.
• Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать над совершенствованием связнойречи. Можно предложить ребенку:
подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр.;
добавить в рассказ предшествующие или последующие события;
составить аналогичный рассказ со сменой времени действия;
рассказать услышанную историю от первого лица или любого из действующих лиц и т.п.
Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельнойречью, т.е. более сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи относится к последнему — заключительному этапу.
• И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно использовать наши рассказы и сказки для самостоятельно гочтения. Детям с нарушением произношения полезно читать тексты, насыщенные автоматизируемым звуком.
Успехов вам!
Отличникпросвещения, логопедвысшейквалификации
ТкаченкоТ.А.
3
БАБУШКИНЫПЫШКИ
Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша.
Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные.
Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша.
Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми!
5
ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.
Вдруг шофёр видит: по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку*, а на ней, поверх таких же мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку*, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!»
Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь — дальше будешь!»
7
ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ
Лёше было пять лет. У Лёши были мама, папа, дедушка и бабушка.
На Новый год бабушка купила Лёше книжку* о лошадях. Дедушка купил внуку шахматы. Мама купила Лёше заводную машину. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в Новый год сбылись" все Лёшины желания!
9
ПУШОК-ШАЛУН
Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал.
Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка-ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот-шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.
11
ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО
На одном болоте жила-поживала жаба. Нашла она жестяное кольцо и спрятала его в кустах ежевики. В тот же день увидел жабу журавль, подошёл поближе и говорит ей жалобно: «Милая жаба! Я умоляю Вас быть моей женой!». «Хорошо! — отвечает жаба. — Приходите попозже, к кустам ежевики».
Журавль подошёл к ежевике с уже открытым клювом. Ему хотелось быстрее проглотить жабу. Но тут выбежала жаба и ловко сунула журавлю в клюв жестяной кружок. При этом жаба хитро сказала: «Вот тебе, журавушка, обручальное кольцо!».
Долго не мог удивлённый журавль закрыть клюв.
13
ЖУК И СОРОКОНОЖКА
Как-то утром на лесной дорожке* жук увидел сороконожку*. Сороконожка* была в жёлтой шляпке. «Как она хороша!» — подумал жук.
Подойдя к сороконожке*, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка* тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!»
Лапок было так много, что последнюю лапку жук пожал уже ближе к ужину.
* В этом слове Ж произносится как Ш.
15
ЖУРАВЛИ
Весной, когда тает лёд на болоте, можно услышать крик журавлей.
Журавль — большая серая птица на длинных тонких ногах. Осенью журавли улетают в жаркие страны, а весной возвращаются к нам.
Летят журавли клином. Впереди летит вожак. Вожак — это самый большой, выносливый, самый «уважаемый» журавль.
17
НАРЫБАЛКЕ
Был жаркий летний день. Нашёл Миша удочку, наловил жуков для наживки и пошёл на рыбалку. Сел Миша на бережок, ждёт клёва.
Наконец попалась Мише на крючок небольшая колючая рыбка— ёршик. Взял Миша в руки ёршика, а тот дрожит, бьётся, шевелит жабрами. Пожалел Миша ёршика, выпустил его в воду: «Плыви, малыш, живи!».
19
УЖ И УЖИХА
Жили были муж* и жена, уж* и ужиха. Жили они тихо, только иногда ужиха шипела на ужа: «Скучно** мне с тобой, ты даже ужалить не можешь!»
Как-то ужиха объявила ужу: «Я ухожу жить к ежу» — и ушла. Долго уж лежал без движения, грустил.
Прошла неделя, уж отправился к ежу повидать бывшую жену. В доме ежа он её не нашёл.
Ёж* пожаловался ужу: «Жить с твоей женой скучно**!». Потом погладил себя по животу и добавил: «Но на ужин она была хороша!».
* В этом слове Ж произносится как Ш.
** В этом слове Ч произносится как Ш.
21
ЗЛАЯ ШУТКА
Паша был большим шутником, Только шутки у него не всегда были добрыми... Как-то увидел Паша у дома маленькую Машу. Тут же, на лавке, лежал Машин мишка.
Паша побежал домой за большим воздушным шаром. Шутник подбежал к мишке и обвязал его шнурком от шара. Когда Паша отпустил шар, маленький мишка полетел вверх.
Кому хорошо от такой шутки?
23
ЁЖИК
По дороге в школу Наташа и Анжела нашли ежа. Ёж* лежал под ветками шиповника и не шевелился. Наташа подняла ежа, положила его в платок и побежала домой.
Два дня ежик жил у Наташи. Потом мама объяснила ей: «Ежу хорошо только на воле. В доме ёж* не выживет!».
Подумали подружки* и понесли ежа в лес. Анжела и Наташа положили ежа на дорожку*, а сами отошли подальше. Ёжик понюхал траву, пошипел, а потом маленькими шажками* побежал вдаль.
* В этом слове Ж произносится как Ш.
25
ПОЖАР
Недавно на нашей улице был пожар. Горел одноэтажный полуразвалившийся дом. Приехала к дому пожарная машина. Пожарные натянули шланги, и вода широким потоком обрушилась на огонь.
Жар становился всё тише, а огня — меньше и меньше. Пожарные ловко потушили пожар. Прохожие и жители улицы не тужили о доме: ведь его время уже прошло!
27
ЖИВАЯ ШЛЯПА
У Даши живёт кошка Машка. Машка — большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает.
А недавно вот что вышло. Дашины школьные друзья Паша и Наташа сидели на диване. Они играли в лото. Вдруг видят — движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!..»
Одна Даша знала, что это кошкины проделки.
29
АНТОШКИНА МЕЧТА
У Антошки было много игрушек: пушки и машинки, лото и фигурки животных. Но больше всего Антоша хотел иметь кошку. Он говорил маме: «Мама, милая! Я не буду обижать кошку. Я буду кошке хорошим другом. Ну пожалуйста, давай заведём кошку!».
«Ну что* ты, Антоша! — говорила мама. — От кошки ужас сколько хлопот!». А Антоша ей в ответ: «От нашего папы тоже много хлопот, но ты же его завела!..».
* В этом слове Ч произносится как Ш.
31
ПОПУГАЙ ПЕТРУША
Был у Лёши попугай Петруша. Он сидел в клетке и весь день говорил одно и то же: «Петруша хороший! Петруша хороший!».
Как-то зашёл Лёша в комнату и видит, что* кошка Машка сидит у клетки, а её лапа уже за решёткой! Вот-вот кошка дотянется до Петруши! Лёша крикнул: «Машка, брысь, нехорошая!».
Кошка тут же убежала. А Петруша говорит: «Машка нехорошая! Машка нехорошая!» Вот так Петруша!