kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фонетические рассказы с картинками

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии представлены 15 рассказов и сказок с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены спе­циальной фонетической символикой, а также цветными сюжетны­ми картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представ­лений и связной речи детей.

Просмотр содержимого документа
«Фонетические рассказы с картинками»





УДК 373

ББК 74.902 + 74.100.5 Т48
















ТкаченкоТ.А.

Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж. —

М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего ло­гопеда: Учим произносить правильно)

ISBN 5-89415-378-6

В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифициро­ванных либо составленных известным московским логопедом-практиком с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены спе­циальной фонетической символикой, а также цветными сюжетны­ми картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представ­лений и связной речи детей.

УДК 373

ББК 74.902+ 74.100.5

©ТкаченкоТ.А., 2004
ISBN 5-89415-378-6 © АРКТИ, 2004



















Библиотека практикующего логопеда

Учим произносить правильно

Татьяна Александровна Ткаченко

ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ Звуки Ш, Ж

Главный редактор И.Ю. Синельников

Ответственный за выпуск В.Е. Дремин

Редактор И. В. Сецкая

Корректор Ю.В. Петрова

Верстка СИ. Чорненький

Дизайн обложки А. Г. Чувасов

Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001

Подписано к печати 03.02.2003. Формат 60x90/8. Объем 4 п.л.

Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 5000 экз. Заказ № 338.

Налоговая льгота (Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03).

Издательство «АРКТИ»

125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, кор. 2 Тел.: (095)742-1848 ФГУП «Фабрика офсетной печати № 2» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 141800, г. Дмитров, Московской обл., ул. Московская, 3.

Советы автора

Уважаемые педагоги и родители!

Неправильное произношение у детей бывает либо самостоя­тельным дефектом речи, либо является составной частью более сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи и пр.

И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чис­того, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закрепле­нием) правильного произношения.

Автоматизируется звук в строго определенной последовательно­сти: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах.

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разго­ворному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем пе­реносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы.

Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Од­нако при многократном повторении как правильно, так и непра­вильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., закрепляя один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одновременно будет закреплять неправильное, дефектное произношение не­скольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо!

На важность соблюдения этого принципа (принципа фонети­ческой доступности) указывали многие авторы: Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, Г.А. Каше и др. К сожале­нию, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорируется как в специальной литературе, так и на практике.

Следовательно, для эффективности коррекционной работы слож­ные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по мере их уточнения.

Ранее в специальной литературе уже публиковались рассказы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.И. Богомоло­вой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.


* Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более пред­почтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции про­изношения по подражанию.


Отдавая должное значимости пособий перечисленных авто­ров, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой со­ставной частью и не могут обеспечить полностью потребности практикующих логопедов.

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, ког­да автоматизация одного или группы звуков может длиться не­сколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое окажется достаточным для коррекции недостатков звукопроизношения при самой сложной и полиморфной его патологии.

Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить их тематическую палитру, с тем чтобы максимально расширить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

В группах названного профиля, когда в первом периоде обу­чения дети произносят правильно только самые простые соглас­ные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X , их мягкие варианты* (и все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетические рас­сказы с картинками. Звук ЛЬ».

Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен автоматизируемым звуком. В части рассказов исключены сме­шиваемые с основным, оппозиционные или более сложные зву­ки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ребен­ка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обуче­ния), позволяет наша фонетическая символика.

В символике мы используем не все звуки, а только те, произ­ношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляющем большинстве случаев. Для краткости назовем перечень таких зву­ков основным фонетическим рядом. Итак, наша символика ох­ватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, РЬ (сонорные).


* Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого зна­ка, чтобы было понятно любому читателю.


1

Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их ком­бинации и составляют авторскую фонетическую символику, заключающуюся в следующем:

  • буквы в левом верхнем углу страницы символизируют ос­новные автоматизируемые звуки;

  • буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, по­мимо основных, присутствуют в тексте;

  • буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствую­щие в тексте.

Такая фонетическая символика существенно облегчает ло­гопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на данном этапе обучения.

Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности тек­ста с произносительной точки зрения.

Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указа­но со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы.

Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем большая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается слож­нее в произносительном плане.

Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автома­тизация которого на данном этапе коррекции произношения бо­лее предпочтительна.

Пособие снабжено цветными иллюстрациями. Немало­важно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассмат­ривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринимает содержание текста, что, естественно, увеличивает обучающий эффект.

Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рас­сказами на все нарушенные у ребенка звуки. В таком случае логопеду не придется переписывать рассказы для домашних за­нятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажется более продуктивной.

Напомним, что только при совместной работе логопеда и ро­дителей коррекционный эффект окажется наилучшим.




Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не только на индивидуальных занятиях по коррекции недостатков звукопроизношения у детей, но и на групповых логопедических занятиях.

Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.













2

Как пользоваться пособием

с максимальной эффективностью


  • Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий эта­пу обучения, индивидуальным и произносительным возмож­ностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуковом соста­ве рассказа поможет фонетическая символика, данная нами в верхней части каждого листа с текстом.

  • Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ цели­ком. В это время ребенок рассматривает картинку к расска­зу и усваивает его содержание.

  • Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений {оркестран­ты, фрак, арфа, снимать мерку и др.). Особое внимание уде­ляется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карна­вальный костюм» и пр.). При необходимости дается нрав­ственная оценка поступков героев. Важно, чтобы такая ра­бота проводилась перед заучиванием текста. Таким образом, обеспечивается его смысловая доступность.

  • Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторе­ния предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ребенок произносительно выделяли основной автоматизируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом).

  • Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — пре­красная база для различных лексико-грамматических уп­ражнений. Например, можно предложить ребенку выбрать из рассказа маленькие слова (предлоги), закончить предло­жения по их началу, поупражняться в согласовании слов, сло­вообразовании и словоизменении. Однако следует помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется не заученной, а самостоятельной ре­чью. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи от­носится к заключительному этапу.

• Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать над
совершенствованием связной речи. Можно предложить
ребенку:

  • подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр.;

  • добавить в рассказ предшествующие или последующие со­бытия;

  • составить аналогичный рассказ со сменой времени дей­ствия;

  • рассказать услышанную историю от первого лица или лю­бого из действующих лиц и т.п.

Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельной речью, т.е. бо­лее сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызван­ного звука в этом виде речи относится к последнему — заключи­тельному этапу.

• И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно использовать наши рассказы и сказки для самостоятельно­
го
чтения. Детям с нарушением произношения полезно
читать тексты, насыщенные автоматизируемым звуком.


Успехов вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Ткаченко Т.А.








3





БАБУШКИНЫ ПЫШКИ


Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша.

Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные.

Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша.

Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми!








5





ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ


Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит: по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку*, а на ней, поверх таких же мешков, сидит му­жик. Обгоняя тележку*, шофёр крикнул мужику: «На лошади да­леко не уедешь!»

Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь — дальше будешь!»




7





ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ


Лёше было пять лет. У Лёши были мама, папа, дедушка и ба­бушка.

На Новый год бабушка купила Лёше книжку* о лошадях. Де­душка купил внуку шахматы. Мама купила Лёше заводную ма­шину. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в Новый год сбылись" все Лёшины желания!







9





ПУШОК-ШАЛУН


Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал.

Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и ба­бушкина шаль, и папина шапка-ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот-шалун сидел под вешал­кой и шевелил ушами.







11





ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО


На одном болоте жила-поживала жаба. Нашла она жестя­ное кольцо и спрятала его в кустах ежевики. В тот же день уви­дел жабу журавль, подошёл поближе и говорит ей жалобно: «Милая жаба! Я умоляю Вас быть моей женой!». «Хорошо! — отвечает жаба. — Приходите попозже, к кустам ежевики».

Журавль подошёл к ежевике с уже открытым клювом. Ему хо­телось быстрее проглотить жабу. Но тут выбежала жаба и ловко сунула журавлю в клюв жестяной кружок. При этом жаба хитро сказала: «Вот тебе, журавушка, обручальное кольцо!».

Долго не мог удивлённый журавль закрыть клюв.


13





ЖУК И СОРОКОНОЖКА


Как-то утром на лесной дорожке* жук увидел сороконожку*. Сороконожка* была в жёлтой шляпке. «Как она хороша!» — поду­мал жук.

Подойдя к сороконожке*, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка* тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!»

Лапок было так много, что последнюю лапку жук пожал уже бли­же к ужину.





* В этом слове Ж произносится как Ш.


15



ЖУРАВЛИ


Весной, когда тает лёд на болоте, можно услышать крик жу­равлей.

Журавль — большая серая птица на длинных тонких ногах. Осе­нью журавли улетают в жаркие страны, а весной возвращаются к нам.

Летят журавли клином. Впереди летит вожак. Вожак — это са­мый большой, выносливый, самый «уважаемый» журавль.






17







НА РЫБАЛКЕ


Был жаркий летний день. Нашёл Миша удочку, наловил жуков для наживки и пошёл на рыбалку. Сел Миша на бережок, ждёт клёва.

Наконец попалась Мише на крючок небольшая колючая рыб­ка— ёршик. Взял Миша в руки ёршика, а тот дрожит, бьётся, шевелит жабрами. Пожалел Миша ёршика, выпустил его в воду: «Плыви, малыш, живи!».



19






УЖ И УЖИХА


Жили были муж* и жена, уж* и ужиха. Жили они тихо, только иногда ужиха шипела на ужа: «Скучно** мне с тобой, ты даже ужа­лить не можешь!»

Как-то ужиха объявила ужу: «Я ухожу жить к ежу» — и ушла. Долго уж лежал без движения, грустил.

Прошла неделя, уж отправился к ежу повидать бывшую жену. В доме ежа он её не нашёл.

Ёж* пожаловался ужу: «Жить с твоей женой скучно**!». Потом погладил себя по животу и добавил: «Но на ужин она была хо­роша!».


* В этом слове Ж произносится как Ш.

** В этом слове Ч произносится как Ш.



21






ЗЛАЯ ШУТКА


Паша был большим шутником, Только шутки у него не всегда были добрыми... Как-то увидел Паша у дома маленькую Машу. Тут же, на лавке, лежал Машин мишка.

Паша побежал домой за большим воздушным шаром. Шутник подбежал к мишке и обвязал его шнурком от шара. Когда Паша отпустил шар, маленький мишка полетел вверх.

Кому хорошо от такой шутки?



23









ЁЖИК


По дороге в школу Наташа и Анжела нашли ежа. Ёж* лежал под ветками шиповника и не шевелился. Наташа подняла ежа, по­ложила его в платок и побежала домой.

Два дня ежик жил у Наташи. Потом мама объяснила ей: «Ежу хорошо только на воле. В доме ёж* не выживет!».

Подумали подружки* и понесли ежа в лес. Анжела и Наташа положили ежа на дорожку*, а сами отошли подальше. Ёжик по­нюхал траву, пошипел, а потом маленькими шажками* побежал вдаль.


* В этом слове Ж произносится как Ш.


25






ПОЖАР


Недавно на нашей улице был пожар. Горел одноэтажный по­луразвалившийся дом. Приехала к дому пожарная машина. Пожарные натянули шланги, и вода широким потоком обруши­лась на огонь.

Жар становился всё тише, а огня — меньше и меньше. Пожар­ные ловко потушили пожар. Прохожие и жители улицы не тужи­ли о доме: ведь его время уже прошло!



27






ЖИВАЯ ШЛЯПА


У Даши живёт кошка Машка. Машка — большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает.

А недавно вот что вышло. Дашины школьные друзья Паша и Наташа сидели на диване. Они играли в лото. Вдруг видят — движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!..»

Одна Даша знала, что это кошкины проделки.




29






АНТОШКИНА МЕЧТА


У Антошки было много игрушек: пушки и машинки, лото и фигурки животных. Но больше всего Антоша хотел иметь кош­ку. Он говорил маме: «Мама, милая! Я не буду обижать кошку. Я буду кошке хорошим другом. Ну пожалуйста, давай заве­дём кошку!».

«Ну что* ты, Антоша! — говорила мама. — От кошки ужас сколько хлопот!». А Антоша ей в ответ: «От нашего папы тоже много хлопот, но ты же его завела!..».



* В этом слове Ч произносится как Ш.


31






ПОПУГАЙ ПЕТРУША

Был у Лёши попугай Петруша. Он сидел в клетке и весь день говорил одно и то же: «Петруша хороший! Петруша хороший!».

Как-то зашёл Лёша в комнату и видит, что* кошка Машка си­дит у клетки, а её лапа уже за решёткой! Вот-вот кошка дотянет­ся до Петруши! Лёша крикнул: «Машка, брысь, нехорошая!».

Кошка тут же убежала. А Петруша говорит: «Машка нехорошая! Машка нехорошая!» Вот так Петруша!



* В этом слове Ч произносится как Ш.




33





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фонетические рассказы с картинками

Автор: Ерушенко Ирина Фёдоровна

Дата: 12.01.2020

Номер свидетельства: 535396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Технологическая карта урока "Дни недели""
    ["seo_title"] => string(41) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_dni_nedeli"
    ["file_id"] => string(6) "474271"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529943438"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС по теме "Учимся читать по-английски" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(110) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-v-sootvietstvii-s-fgos-po-tiemie-uchimsia-chitat-po-anghliiski-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "155255"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421253934"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по английскому языку. Технологическая карта урока. "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "223059"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437158332"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рассказ по серии картинок. Интегрированный урок( развитие речи, математика) "
    ["seo_title"] => string(78) "rasskaz-po-sierii-kartinok-intieghrirovannyi-urok-razvitiie-riechi-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "203806"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429546214"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки [м,],[м], буквы М,м.»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_obuchieniia_ghramotie_v_1_klassie_po_tiemie_zv"
    ["file_id"] => string(6) "389420"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486556587"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства