Дифференциация з — с в словах
1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.
зуб — суп, роза — роса, коза — коса, Зоя — соя
2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук
сок, зонт, сук, зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, василек, пузырек
3. Определите наличие и место звуков с, з: а) в словах, б) в названиях картинок. (Слова произносятся логопедом, картинки он только показывает.)
4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конечный слог.
а) сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны
б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези
5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой э, во вторую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с.
6. Вставьте в слова пропущенные буквы.
...такан, ...акон, ...покойно, ...ладкий, ...лой, ...абота, ...лово, ...доровье, ...оловей, ...а...лонка, ...драв...твуй, ...па...ибо, ...анаве...ка, ...о...нательный, ...али...ать, ...о...тавить, ...а...тавить, ...ано...а
7. Допишите недостающий слог с буквой з или с.
та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу..., ро..., ва...
Слова не должны повторяться, при затруднении логопед может дать картинки: тазы, косы, козы, ваза, вазы, усы, розы, бусы, росы.
8. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, подчеркните и назовите последний слог.
Образец: вяз — вязы, лес — леса.
глаз — .. нос — ... мороз — овес — .. грязь —
пояс — ... арбуз — ... груз — ... компас — .. заказ — ...
насос — ... совхоз — .. водолаз — вкус — ... обоз — ...
автобус — ... занос — ... трус — ... шлюз — ... воз — ...
9.Запиши слова в три колонки
резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень