Программное содержание:
- Упражнять учащихся в нахождении слов, обозначающих предметы;
упражнять учащихся дифференцировать слова, отвечающие на вопросы «что?» и «кто?».
- Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
- Формировать интерес к учебной деятельности.
Ход урока:
Психологический настрой на урок «Настроение».
- Ребята, давайте встанем и поздороваемся с гостями. Повернитесь, посмотрите на гостей. А теперь садимся на свои места, смотрим на меня и внимательно слушаем.
- Давайте создадим хорошее настроение. Вложите свои ладошки, в ладошки своего товарища по парте, глядя в глаза передайте своё тепло и скажите приятные и ласковые слова друг другу. И я вам говорю: «Я очень рада, что сегодня вы пришли в школу, что сегодняшний день мы проведём вместе, что сейчас у нас урок письма»
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.- Сейчас, когда у всех хорошее настроение, начинаем урок.
Прозвенел уже звонок,
Мы хотим начать урок.
Будем дружно мы писать,
Не лениться, отвечать!
- Сейчас у нас урок письма. Давайте сначала подготовим наши ручки к письму.
Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика.
Колечки.
- А теперь открываем тетради. Пишем: число, классная работа.
Актуализация имеющихся знаний.
- Начнём мы наш урок с небольшого кроссворда.
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка –
Моя старшая…(сестрёнка)
Он мужчина, и он сед,
Папа – папе, мне он - …(дед)Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки?
(дом)
Жить без мамы не могу
И без папы пропаду.
Обниму их вновь и вновь,
Знаешь, что это?
(любовь)
Мамы старшая сестра –
С виду вовсе нестара.
С улыбкой спросит: «Как живёте?»
Кто в гости к нам приехал?
(тётя)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о семье. Но сначала назовите все слова кроссворда.
- Что называют эти слова, и на какие вопросы они отвечают?
- Назовите слова, обозначающие живые предметы и поставьте вопрос к ним.
- Скажите: что относится к живым предметам?
- Назовите слова, обозначающие неживые предметы и задайте к ним вопросы.
Чистописание.
семья семья семья
- Скажите: какая орфограмма есть в этом слове, где вы можете допустить ошибку?
Работа над темой.
- Ребята, сегодня мы не просто будем говорить о семье, мы будем смотреть ваши семейные фотографии.
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём
Пусть не всегда мы красивы –
Зато эти фото – правдивы.
Показ фото «Семья Матвея Быкова»
- Ребята, скажите: чья это семья?
- Что вы можете сказать по фотографии о семье Матвея?
- Правильно, у Матвея очень большая семья. Он живёт с мамой и папой, сестрёнкой и братиком, бабушкой и дедушкой. Но в семье самое главное: не сколько в ней человек, а как они относятся друг к другу. Внимательны ли друг к другу, заботятся ли друг о друге. О том какие чувства должны присутствовать в семье, мы узнаем выполнив упражнение №1.
Прочитай названия предметов. Устно поставь вопросы к каждому слову.
Мама, сын, любовь, забота, папа, дочь, понимание, бабушка, тётя, уважение, дедушка, дядя, сестра, брат, дружба, взаимовыручка, племянник, племянница, доброта.
Выписать слова в таком порядке:
1)Названия членов семьи.
2)Названия чувств человека.
Гимнастика для глаз «Ромашки»
- Ребята, посмотрите: у вас на столах лежат ромашки. Знаете: почему они оказались здесь? Летом, 8 июля отмечают праздник «День семьи, любви и верности». В этот день принято дарить букеты ромашек.
1)Взяли ромашку в правую руку, вытянули руку вперёд, посмотрели на ромашку.
2)Отвели руку вправо и посмотрели на ромашку.
3)Ромашку вперёд, переложили в левую руку.
4)Отвели руку влево и посмотрели на ромашку.
5)Подняли ромашку вверх и опустили.
6)Положили ромашки на столы. Зажмурили глазки.
- У нас у всех есть семья. А у каждого члена семьи есть свои обязанности. Скажите: что в вашей семье делает мама?
- Какие обязанности у папы?
- Как вы помогаете своим родителям?
Видите: как много обязанностей у ваших мам и пап по дому. Но кроме этого они должны ещё ходить на работу.
Показ фото «Мама Данила»
«Мама Никиты»
«Папа Антона»
- Чьи это фотографии? Кем работают родители этих ребят?
- А сейчас я хочу, чтобы мы с вами вспомнили сценку «Наши мамы лучше всех»
Ведущий.
Кто на лесенке сидел,
Кто на улицу смотрел.
Дима ел, Саша играл,
Максим мелками рисовал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Вот проехала машина.
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Дима
Просто так.
Дима. А у меня в кармане чипсы. А у вас?
Оля. А у меня в кармане клипсы. А у вас?
Саша.
А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А «Китикет» есть не хотят!
Максим. А у нас на кухне газ. А у вас?
Сережа. А у нас микроволновка. Ловко?
Ната.
А из нашего окошка
Рынок весь, как на ладошке.
Каждый день смотрю и жду.
Площадку детскую хочу!
Саша.
А у нас был тихий час — это раз.
Яма есть среди двора — это два.
А в-четвертых, наша мама
Завтра едет в Новосиб,
Привезет товары мама —
Всех на рынок пригласит.
Ведущий. С лесенки ответил Вова.
Вова. Предприниматель мама? Клево!
Оля. А вот у Маши, например, Мама милиционер!
Саша. А мама Юли, мама Димы —
Продавщицы в магазинах!
Дима. А у меня простой ответ —
Моя мама логопед!
Ната. Всех важней.
Ведущий. Сказала Ната.
Ната. Мама с пищекомбината.
Кто наделает вам вафель?
Точно не предприниматель!
Вова. А у Алены и Ивана Бухгалтерами обе мамы!
Дима. А у Вали и у Кати
Мамы в школе преподаватели!
Ведущий. И сказал Максимка тихо.
Максим. Моя мама не портниха,
Не кассир, не контролер,
Мама просто режиссер.
Ведущий. Отозвался первым Вова
Вова.
Мама — праздник?! Это клево!
Повар делает компоты,
Это очень хорошо!
В бухгалтерии отчеты.
Это тоже хорошо! Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы всякие нужны!
Мамы всякие важны.
Все. Ну а мамы наши всех милей и краше!
- Следующее упражнение имеет непосредственное отношение к профессиям ваших мам, пап, других родственников. Упражнение №2.
Прочитай названия предметов. Устно поставь вопросы к каждому слову.
Шофёр, дворник, маляр, штукатур, машина, кисточка, метла, цемент, столяр, швея, техничка, швабра, игла, рубанок, продавец, касса.
Запиши слова парами: название профессии человека – название предмета нужного для данной профессии.
Физминутка
Вот такого роста папа,
Вот такого роста мама,
Вот такой мой дедушка,
Вот такая бабушка,
Вот такого роста я.
Вот и вся моя семья.
- Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив дома». А счастливым можно быть только в такой семье, где взрослым и детям интересно друг с другом, где дети радуются общению с мамой и папой. Давайте поговорим о том, как проходят ваши вечера в кругу семьи.
Показ фото «Женя и Маер»
«Саша Кирсанов»
«Настя»
«Женя и младший братик»
- Составить по каждой фотографии предложение. Найти в предложениях живые и неживые предметы. Задать вопросы.
Дополнительное задание.
Работа с пословицей «На что клад, когда в семье лад». Объяснить смысл. Найти названия предметов, задать вопросы.
- Близится к концу урок. Ребята, скажите: понравился ли вам заниматься?
- Скажите: о чём мы сегодня говорили?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие живые предметы? Кто относится к живым предметам?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие неживые предметы?
- Что мы делали на уроке?
Домашнее задание.
Списать стихотворение, найти и задать вопросы к живым и неживым предметам.
А у нас такая
Дружная семья:
Это папа, мама,
Брат, сестра и я.
Мама шьёт, сестренка вяжет,
Папа красит во дворе,
Брат рисует и читает,
Я играю на трубе.
Оценки за урок.
- А сейчас давайте дополним наш альбом ещё одной фотографией – фотографией нашего класса. Ведь класс – своего рода семья. Мы с вами каждый день вместе. Мы вместе учимся, вместе отдыхаем. Мы дружим друг с другом, стараемся помочь друг другу. Я вас всех люблю.
Фото класса.