kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие по теме: «Автоматизация звука (Р)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Закрепление произношения звука (Р):

- в одинаковых прямых слогах;

- в одинаковых прямых слогах с опорными звуками Т и Д;

- в начале слов.

Развивать подвижность органов артикуляции, чувство рифмы, память, внимание, логическое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по теме: «Автоматизация звука (Р)» »


МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск

Подготовила учитель-логопед Посполит Олеся Витальевна



Открытое занятие

Тема:

«Автоматизация

звука (Р)»


















Цель:

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук.

Закрепление произношения звука (Р):

- в одинаковых прямых слогах;

- в одинаковых прямых слогах с опорными звуками Т и Д;

- в начале слов.

Развивать подвижность органов артикуляции, чувство рифмы, память , внимание, логическое мышление.


Оборудование: индивидуальные настольные зеркала, слоговые тренажеры, альбом : «Говорим правильно»(Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина), магнитофон, магнитофонная запись.




Ход занятия:

Организационный момент.


Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим работу по закреплению в нашей речи звука (Р).

Но сначала мы выполним гимнастику для нашего «язычка» и подготовим его к дальней шей работе на нашем занятии.

Возьмите зеркала.


  1. Гимнастика для языка

(Статические и динамические упражнения)

«Сказка о Веселом Язычке»

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать.

Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). (дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (упр. «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево.

Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он как маятник в старинных часах: вправо-влево. (упр. «Часики».)

Покачался- покачался и в домик спрятался.

Через минуту непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.(упр. «Качели».) И он так же покачался.

Вдруг небо заволокли серые тучи и закапал дождь (Д-Д-Д-…)(языком стучать в закрытые передние зубы.)

Язычок промок и живо полетел домой.

На столе его ждал горячий самовар. Взял он свою любимую чашечку (упр. «Чашечка»), налил в нее горячий чай.

Кипяток!- сказал Язычок и начал его остужать (упр. «Трубочка», дуем через нее сильной струей воздуха.)

Вот наконец чай немного остыл. Подвинул Язычок поближе бублики(упр.»Бублик»), вазочку с вкусным варением (упр. «Вкусное варение».)и стал наслаждаться чаепитием.

Посмотрел на часы, сладко зевнул (зевнуть). Уже поздно! Пора спать!( упр. «Птенчики».)


Наш язычок готов к работе нужно руки и пальчики приготовить

2. Пальчиковая гимнастика


В нашей (руки к себе)

избушке (руки «домиком» над головой)

петух (большой и указательный пальцы «клювик»,

остальные- «гребешок».)

поет, («клюв» раскрыть)

Мышка- (ладошки вместе, большие пальцы поднять)

норушка (сделать двумя ладошками горстку)

избушку (руки над головой «домик»)

метет, (поболтать кистями рук)

Кошка (руки «ушками» над головой)

на окошке (ладони под подбородком)

штанишки (большие пальцы соединить, остальные вниз)

шьет (движение иголкой)

Курочка (большие пальцы «клювик»,остальные маленький

гребешок)

на печке (кулачек на кулачек- «печная труба)

горшки (ладошками сделать глубокую горсточку)

скребет (поцарапать коготками).


3. Подготовительный этап для артикуляции звука.

А теперь выполним упражнение « Трактор».

(Выполняется по подражанию (звук заведенного трактора). С сильным, равномерным, долгим выдохом воздуха.)



  1. Закрепление произношения звука Р в одинаковых слогах с опорными звуками Д и Т. Развитие чувства рифмы.

Внимательно послушайте начало каждой рифмовки. Добавьте подходящее по рифме количество одинаковых слогов с первыми звуками Д или Т (дра, дру, тро, тры).


Говорит логопед: Говорит ребенок:


На дорожке два ведра, дра-дра-дра, дра-дра-дра,

Я несу еще ведро, дро-дро-дро, дро-дро-дро,

Вот и друг идет к ведру, дру-дру-дру, дру-дру-дру,

Да, друзья всегда мудры, дры-дры-дры, дры-дры-дры,

На трамвай бегу с утра, тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Трое едут на метро, тро-тро-тро, тро-тро-тро,

Трудно строить на ветру, тру-тру-тру, тру-тру-тру,

Змеи в тропиках хитры. тры-тры-тры, тры-тры-тры



  1. Артикуляция звука (Р).

А теперь выполним правильно артикуляцию звука(Р).


  • губы полураскрыты;

  • зубы разомкнуты;

  • широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), напряжен, вибрирует;

  • спинка языка приподнята, между ней и небом свободно проходит воздух;

  • боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

  • голосовые связки напряжены, вибрируют, давая голос.

  1. Закрепление произношения звука (Р).

( используем слоговой тренажер)


РА – РУ – РЫ

РЫ – РА – РО

РО – РУ – РЫ

РА – РЫ – РО

РО – РЫ – РА

РЭ – РЫ – РО

РЫ - РУ - РЭ

РЭ – РО – РЫ


7. Закрепление произношения звука (Р) в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма.


- Внимательно послушай начало каждой рифмовки.


- Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.


Говорит логопед: Говорит ребенок:


В парке ровная гора Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Утром едем на метро ро-ро-ро, ро-ро-ро

Краской красим конуру ру-ру-ру, ру-ру-ру

В парке кружат комары ры-ры-ры, ры-ры-ры

У ворот стоит баран ран-ран-ран, ран-ран-ран

Кира, украшай пирог рок-рок-рок, рок-рок-рок

К озеру идем с ведром ром-ром-ром, ром-ром-ром

В огороде есть горох рох-рох-рох, рох-рох-рох


  1. Игра «Замени звук (Л) на звук (Р).


Лом Лак Лот Лов

Лог Лад Лаз Лай

Лань Лама Лоза Лука

Лукав Лампа Ложки Лечь



  1. Послушай и четко повтори слова и фразы.(магнитофонная запись)


РАК- рак пятится назад

РАМА- оконная рама
РАДУГА- на небе радуга
РАДИО- по радио сообщают новости
РАНЕЦ- у ученика за спиной ранец
РАКЕТА- космическая ракета
РАКЕТКА- теннисная ракетка
РАКОВИНА- кухонная раковина
РАКУШКА- на песке ракушка


Хорошо, молодцы!

Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Какое задание вам больше понравилось?

Занятие окончено, до свидания!























Открытое занятие

Тема:

«Автоматизация

звука (Р)

в фразах и предложениях.»




(Подготовлено учителем-логопедом Посполит О.В. для демонстрации на МО учителей- логопедов в октябре 2010-2011 уч.г.)).







Цель:

- закрепление навыка правильной артикуляции звука;

- развитие мелкой моторики и координация движения рук;

-закрепление произношения звука (Р):

- в словах имеющих слоги ТР и ДР;

- в предложениях, фразах.

Развивать подвижность органов артикуляции, чувство рифмы, память , внимание, логическое мышление.


Оборудование: индивидуальные настольные зеркала, карточки слов- рычалок.




Ход занятия:

Организационный момент.


Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы с вами будем закреплять произношение звука Р в фразах, предложениях.

Но сначала мы выполним гимнастику для нашего «язычка» и подготовим его к дальнейшей работе на нашем занятии.

Возьмите зеркала.


  1. Гимнастика для языка.


Упражнение «Лошадка»

(Дети слушают стихотворение и после каждой стихотворной строчки цокают языком четыре раза)


Я лошадка Серый Бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь- прокачу!

Посмотри как я красива:

Хороши и хвост и грива.

Я лошадка Серый Бок!


Упражнение «Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к кебу поднимаем,

Проведем вперед-назад-

Наш маляр работе рад!


Упражнение «Ступеньки»

Язычок пошел гулять

По ступенькам шагать:

РАЗ-широким языком обними верхнюю губу,

ДВА- широким языком обними верхние зубы,

ТРИ- язычок прыгнул за зубы к бугорочкам и весело попрыгал по ним четыре раза: д-д-д-д


Упражнение «Дятел»

(Слушайте внимательно стишок про дятла и после каждой строчки стучите три раза кончиком языка по бугоркам (д-д-д):


Я по дереву стучу- д-д-д

Червячка добыть хочу -д-д-д

Хоть и скрылся под корой- д-д-д

Все равно он будет мой- д-д-д


Упражнение «Барабанщик»

У тебя есть барабан? Даже если нет, ты сможешь быть барабанщиком, если выполнишь следующее упражнение.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д,

Бей руками помогай: д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай: д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане: д-д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет: д-д-д, д-д-д,

Язык, кверху поднимайся: д-д-д, д-д-д,

Смотри – с ритма не сбивайся: д-д-д, д-д-д.


2. Пальчиковая гимнастика

Воробей (скрестить кисти)

живет (взмахи скрещенными кистями)

под крышей, (руки « домиком»)

В теплой норке (ладони «гнездышком»)

Домик (руки « домиком»)

мыши. («ушки мыши»-указательные выпрямлены, остальные в

кулачек)

У лягушки (локти согнуты, ладони от себя, пальцы врозь.)

дом (руки « домиком»)

в пруду. (круг из рук перед собой)

Домик (руки « домиком»)

пеночки (помахать «крыльями»)

в саду. (руки вверх- «деревья»)

-Эй, (руку вперед)

цыпленок, (пальцы в «яичко»)

где (руки развести)

твой дом? ((руки « домиком»)

Он у мамы под крылом. (помахать «крыльями»)


  1. Артикуляция звука (Р).

(перед зеркалом)

А теперь выполним правильно артикуляцию звука(Р).


  • губы полураскрыты;

  • зубы разомкнуты;

  • широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), напряжен, вибрирует;

  • спинка языка приподнята, между ней и небом свободно проходит воздух;

  • боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

  • голосовые связки напряжены, вибрируют, давая голос.


  1. Закрепление произношения звука Р в словах –рычалках.

(используем карточки слов: «Га-р-р, Кар-р-р, Хр-р-р, Скр-р-р, Тью-ир-р-р, Др-р-р, Тр-р-р, Шр-р-р, Р-р-р-р».)

Послушай те стихотворение П.Высоцкого «Почему?»:


ПОЧЕМУ?

Не скажу я никому,

Почему

Тигры рычат: «Гр-р-р»,

Вороны кричат: «Кар-р-р»,

Кони храпят: «Хр-р-р»,

Двери скрипят: «Скр-р-р»,

Не скажу я никому,

Почему

Птица поет: «Тью-ир-р-р»,

Летит вертолет:

Трактор ревет:

Катер плывет:

И не догадается никто,

Что

Тигры рычат,

Вороны кричат,

Двери скрипят,

Кони храпят,

Чтоб научить всех ребят

Трудное «Р-р-р-р»

Выговаривать!...


А теперь, опираясь на карточки слов, прочитаем это стихотворение вместе

(логопед читает стих, а дети вставляют слова с предложенных карточек).


Сегодня на занятии мы с вами ребята будем работать над произношением звука Р в предложениях, фразах.


  1. Произношение звука Р в предложениях. Развитие слуховой памяти.

Четко выделяя голосом сочетания ДР и ТР, повтори каждое предложение.


Друг другу помогают друзья.

На травке тропка, трубка на тропке.

Последние метры на трассе были трудными.

На трамплин поднялись друзья: Трофимов и Дронов.

Трое друзей трубили в трубы.

Подросток трогает струны контрабаса.

Втроем друзья быстро построили метровую башню.

Трамвай везет друзей мимо стройки.

Быстрая стройка несется по тракту.

В тетрадке на пятой странице стоит тройка.

Трофим наблюдает за страусом.

На завтрак у Пети стакан кофе и две ватрушки.

Подростки строгали доски.

Метровые осетры плескались у трапа.


  1. Произношение звука Р в предложениях, составленных как ответы на вопросы.

Ответь на вопросы полными предложениями, четко выделяя звук Р.

(Например: Кто ранним утром убирает двор?- Дворник ранним утром убирает двор. или Ранним утром убирает двор дворник.)


Кто ранним утром убирает двор?

Кто, сидя на воротах, громко каркает?

Кто рыбачит на заросшем пруду?

Что продают на городском рынке?

Для чего на дороге стоит светофор?

Что муравей несет в муравейник?

Для чего Вера натирает морковь на терке?

Почему ведро закрывают крышкой?

Что воробьи заметили в кормушке?

Для чего фотографию вставляют в рамку?

Почему рак забирается в водоросли?

Для чего в мороз одевают рукавицы?


  1. Произношение звука Р во фразах- рифмовках.

Повторите каждую рифмовку 3-4 раза.


Вера и Тамара- красивая пара.

Рома боится грома.

В огороде воры забрали помидоры.

У Нюры и Веры хорошие манеры.

У Прова, у Прова пестрая корова.

Маруся рано кормит барана.

Утром в срок идем на урок.

В кармане дыра, заделать пора.

Принес на урок Рома пирог.

Кто герой, кто герой, тот за Родину горой.

Едим пирог, в пироге творог.

Дядя Роберт очень рад- созревает виноград.


По двум первым словам скажи рифмовку по памяти.


Чему мы учились сегодня на занятии? (произношению звука Р в предложениях, фразах.)

Хорошо, молодцы!

Занятие закончено, до свидания.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое занятие по теме: «Автоматизация звука (Р)»

Автор: Посполит Олеся Витальевна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Групповое логопедическое занятие. Тема: Автоматизация звука «Р» в речи."
    ["seo_title"] => string(71) "gruppovoe_logopedicheskoe_zaniatie_tema_avtomatizatsiia_zvuka_r_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "492863"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545823076"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Открытое коррекционно-развивающее занятие на тему "Автоматизация звука Ш" для ребенка с ОНР 3 уровня"
    ["seo_title"] => string(103) "otkrytoiekorriektsionnorazvivaiushchieiezaniatiienatiemuavtomatizatsiiazvukashdliariebienkasonr3urovnia"
    ["file_id"] => string(6) "309251"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458757688"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Открытое групповое занятие во 2 классе. Тема: Автоматизация звука «З»."
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytoe_gruppovoe_zaniatie_vo_2_klasse_tema_avtomatizatsiia_zvuka_z"
    ["file_id"] => string(6) "505457"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554033520"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Открытое логопедическое занятие на тему: "Автоматизация звука [ р]: "Мы идем сегодня в цирк""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytoie_loghopiedichieskoie_zaniatiie_na_tiemu_avtomatizatsiia_zvuka_r_my_idie"
    ["file_id"] => string(6) "354790"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478141569"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zaniatiia_v_starshei_gruppe_na_temu_avtomati"
    ["file_id"] => string(6) "542397"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1583927074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства