Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим работу по закреплению в нашей речи звука (Р).
Но сначала мы выполним гимнастику для нашего «язычка» и подготовим его к дальней шей работе на нашем занятии.
Возьмите зеркала.
Гимнастика для языка
(Статические и динамические упражнения)
«Сказка о Веселом Язычке»
Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать.
Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). (дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)
Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (упр. «Лопаточка».)
Позагорал и опять спрятался в домик.
Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево.
Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он как маятник в старинных часах: вправо-влево. (упр. «Часики».)
Покачался- покачался и в домик спрятался.
Через минуту непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.(упр. «Качели».) И он так же покачался.
Вдруг небо заволокли серые тучи и закапал дождь (Д-Д-Д-…)(языком стучать в закрытые передние зубы.)
Язычок промок и живо полетел домой.
На столе его ждал горячий самовар. Взял он свою любимую чашечку (упр. «Чашечка»), налил в нее горячий чай.
Кипяток!- сказал Язычок и начал его остужать (упр. «Трубочка», дуем через неесильной струей воздуха.)
Вот наконец чай немного остыл. Подвинул Язычок поближе бублики(упр.»Бублик»), вазочку с вкусным варением (упр. «Вкусное варение».)и стал наслаждаться чаепитием.
Посмотрел на часы, сладко зевнул (зевнуть). Уже поздно! Пора спать!( упр. «Птенчики».)
Наш язычок готов к работе нужно руки и пальчики приготовить
2. Пальчиковая гимнастика
В нашей(руки к себе)
избушке(руки «домиком» над головой)
петух (большой и указательный пальцы «клювик»,
остальные- «гребешок».)
поет,(«клюв» раскрыть)
Мышка- (ладошки вместе, большие пальцы поднять)
норушка (сделать двумя ладошками горстку)
избушку (руки над головой «домик»)
метет, (поболтать кистями рук)
Кошка (руки «ушками» над головой)
на окошке (ладони под подбородком)
штанишки (большие пальцы соединить, остальные вниз)
(Выполняется по подражанию (звук заведенного трактора). С сильным, равномерным, долгим выдохом воздуха.)
Закрепление произношения звука Р в одинаковых слогах с опорными звуками Д и Т. Развитие чувства рифмы.
Внимательно послушайте начало каждой рифмовки. Добавьте подходящее по рифме количество одинаковых слогов с первыми звуками Д или Т (дра, дру, тро, тры).
Говорит логопед:Говорит ребенок:
На дорожке два ведра, дра-дра-дра, дра-дра-дра,
Я несу еще ведро, дро-дро-дро, дро-дро-дро,
Вот и друг идет к ведру, дру-дру-дру, дру-дру-дру,
Да, друзья всегда мудры, дры-дры-дры, дры-дры-дры,
На трамвай бегу с утра, тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Трое едут на метро, тро-тро-тро, тро-тро-тро,
Трудно строить на ветру, тру-тру-тру, тру-тру-тру,
Змеи в тропиках хитры. тры-тры-тры, тры-тры-тры
Артикуляция звука (Р).
А теперь выполним правильно артикуляцию звука(Р).
губы полураскрыты;
зубы разомкнуты;
широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), напряжен, вибрирует;
спинка языка приподнята, между ней и небом свободно проходит воздух;
боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;