Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».»
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».
Выполнила:
Учитель-логопед
Никитина О.Ш.
Конспект открытого логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах. День Рождения Мишутки» Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - формировать правильное произношение звука [ш]; - закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях. 2. Коррекционно-развивающие: - развитие артикуляционной моторики; - развитие мелкой моторики; - развитие общей моторики; - развитие речевого дыхания; - развитие фонематического восприятия; - закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах; 3. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании; - воспитывать самоконтроль над речью; - формировать положительное отношение к занятию. Оборудование: мягкая игрушка Мишутка и его гости (мышка, змейка Шуня, Петрушка, матрешка, кукла Машенька), звуковая дорожка, предметные картинки на звук [ш]; массажные мячики, схемы для определения позиции звука в слове, дидактическая игра «Ромашки для Мишутки», лукошко, шишки, орешки, бумажные салфетки. Ход занятия:
1.Организационный момент.
Психогимнастика.
Сегодня к нам придет гость.
А кто это мы узнаем, если отгадаем загадку. Зверь забавный сшит из плюша: Есть и лапы, есть и уши. Мёду зверю дай немного И устрой ему берлогу! (Медведь)
2. Сообщение темы занятия: Зовут нашего гостя – Мишутка. У него сегодня День Рождения! Мишутка очень любит звук ш! Он пригласил к себе на День Рождение много друзей. Ты хочешь познакомиться с его друзьями? Для этого надо произносить любимый звук Мишутки правильно и красиво.
4. Повторение артикуляции звука (схема артикуляции звука) Первый гость – это змейка Шуня. В слове Шуня какой первый звук? (звук [ш]) - Когда мы произносим звук [ш] как расположены у нас губки? (В форме «бублика») - Зубки в каком положении? («Заборчиком») - Где находится язычок? Какой он? (Язычок поднят за верхние зубы, он широкий в форме «чашечки») - Какая выдыхаемая воздушная струя? (Теплая)
5. Изолированное произнесение звука [ш] (звуковая дорожка) Посмотрите, змейка Шуня заблудилась и не знает, как добраться до домика Мишутки! Давайте поможем змейке! Проведите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: ш-ш-ш.
6. Физминутка Змейка Шуня принесла в подарок Мишутке воздушные шары. А вы любите воздушные шарики?
Давайте представим, что у нас в руках шарик и мы его сейчас будем надувать. Надуваем шарик – отрывистое произнесение звука [ш] (разводим руки в стороны). Шарик сдувается – плавное, длительное произнесение звука [ш] (соединяем руки обратно).
7. Развитие мелкой моторики с массажными мячиками
Мышка приготовила еще один подарок – мячики. Этот мячик не простой Колючий и твердый такой! Я мячом круги катаю Взад-вперед его гоняю Им поглажу я ладошку Будто – бы сметаю крошку И сожму его немножко Как сжимает лапу кошка Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк – Мяч летает между рук!
8. Произнесение звука в слогах На День Рождение Мишутки пришла Мышка. Она приготовила для Мишутки слоговые песенки, которые очень любит Мишутка. Давай поможем Мышке спеть эти песенки! Слушайте внимательно и повторяйте песенки вместе с Мышкой. Постарайтесь не ошибаться. ША-ША-ШО АШ-ОШ-АШ ШО-ШИ-ШО УШ-АШ-УШ ШИ-ШУ-ШУ ОШ-ИШ-ОШ ШУ-ША-ША АШ-ИШ-ИШ
9. Произнесение звука в словах Хотите узнать, кого еще пригласил Мишутка? (Да) Послушай загадки и отгадай: Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят в друг дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка) Он с бубенчиком в руке. В разноцветном колпаке. Он – веселая игрушка, А зовут его….. (Петрушка) Ей меняю я наряды, Спать кладу, гулять вожу, Расчешу и если надо, Бант красивый повяжу. С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла Машенька)
10. Определение позиции звука в слове
Они принесли Мишутке много подарков. Давай посмотрим (логопед демонстрирует картинки). Интересно, кто какие принес? (Около каждого гостя помещается схема для определения позиции звука в слове) Кукла Машенька принесла подарки, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова (шоколад, шапка) Матрешка принесла подарки, в названии которых звук [ш] стоит в середине слова (ромашки, погремушка) Петрушка принес подарки, в названии которых звук [ш] стоит в конце слова (карандаш, ландыш) Логопед вместе с детьми распределяют картинки по звуковым схемам.
10. Согласование числительных с существительными.
Упражнение «Посчитай-ка».
- Мишка собрал для своих гостей лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?
Дети достают из лукошка шишки (орешки) и считают:
- Одна шишка, две шишки …
- Один орешек, два орешка …
- Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?
11. Повторение слов со звуком ш.
А вы хотели бы сделать подарок для Мишутки?
Давайте сделаем букет из ромашек. Но ромашки не простые, на обратной стороне каждой ромашки есть картинка, в названии которой есть звук [ш]. Надо произнести слова, четко и красиво, произнося звук [ш].
12. Итог занятия У кого сегодня День Рождения? Какой у Мишутки любимый звук? Кто пришел в гости к Мишутке? Что больше всего тебе понравилось? 13. Оценка Мишутке очень понравился ваш букет из ромашек, и как вы занимались, старательно выполняли все задания. Мишутка говорит Вам спасибо за вашу помощь и дарит вам подарки!