kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое логопедическое занятие на тему: "Автоматизация звука [ р]: "Мы идем сегодня в цирк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое логопедическое занятие на тему: "Автоматизация звука [ р]: "Мы идем сегодня в цирк".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое логопедическое занятие на тему: "Автоматизация звука [ р]: "Мы идем сегодня в цирк"»



Конспект открытого занятия

учителя-логопеда

ОГСКОУ «Школа-интернат п. Квиток»

Ситниковой М.н.

Тема: «Мы идем сегодня в цирк».

Цель: автоматизация звука [ р] в словах и чистоговорках.

Задачи:

Образовательные:

  1. Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, и чистоговорках.

  2. Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  3. Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др.

Развивающие:

  1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.

  2. Развивать дикцию.

  3. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

  4. Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей, слов из букв, составлением чистоговорки из слов.

Воспитательные:

  1. Создание ситуации успеха.

  2. Стимулирование речевой активности.

Оборудование: пуговицы, презентация по теме занятия, 2 цветных листа и 2 игрушечных автомобиля, речевой профиль и картинки для характеристики звука, картинки с изображением артистов цирка, крупное изображение жонглёра, нарисованные мячи с буквами, картинка хищного зверя, 3 картиноки с тумбами, разрезная картинка с изображением жонглера, 2 раскраски





























Ход занятия:

  1. Организационный момент - психогимнастика.

- Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день, и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я вам улыбнулась, а вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохнете. И еще раз - вдох и выдох. Молодцы!



- Я хочу начать наше занятие с пожелания.

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?



Ответы детей.



- Правильно, ребята.



II. Прослушивание образца правильной речи

- Послушайте стихотворение - загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.



Задание к тексту:

  1. О чем идет речь? О цирке.

  2. Скажите, над произношением какого звука мы работали на прошлом занятии? [р]

  3. Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько пуговиц, сколько слов со звуком [р] услышите. 8



- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.



III Объявление темы занятия

- Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору? Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых артистов, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].



IV. Логопедическая зарядка

  1. Общее расслабление

- Давайте приготовимся к поездке в цирк. Давайте представим, как будто мы с вами цирковые артисты-силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться. Расслабьте все тело.



  1. Самомассаж лица и шеи.

- Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.


Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Уголками губ мы щечки подниманием

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручейком стекаем

- Хорошо, ребята, мы расслабили мышцы лица и шеи



  1. Развитие мимики

- В цирке зрители испытывают много эмоций. Давайте мы с вами тоже изобразим эти эмоции: смех, удивление, иногда грусть и даже сердитость, но чаще всего зрители радуются.

- Итак, мы изобразили эмоции, которые могут испытывать люди во время циркового представления.



  1. Артикуляционная гимнастика

- В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.



  • Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Упражнение «Улыбка»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.



  • А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели»

Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.



  • Представим на цирковой арене фокусника.

Упражнение «Фокус»

С вами в цирке побываем,

За фокусами понаблюдаем,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем сами.



  • А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-




  • А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь - прокачу!

Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок.



  • Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.

Упражнение «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».



- Вот мы и вспомнили некоторые цирковые номера и заодно подготовили наши язычки к работе на занятии.



V. Произнесение изолированного звука [р]

- Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Возьмите листок с изображением дороги и машинку. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу:

Поставьте автомобиль в крайний правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушили моторы. Вот мы и приехали.



VI. Характеристика звука [р]

- Давайте дадим характеристику звуку [р]. Возьмите зеркала и положите руку на горлышко. Произнесите звук Р. Посмотрите на профиль артикуляции звука – кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Давайте сделаем вывод: звук Р – согласный, звонкий, твердый.

- Итак, мы дали характеристику звуку Р.



VII. Автоматизация звука [р] в словах

  • Развитие слухового внимания и кратковременной памяти

- Вот мы и в цирке.

Звучит марш.

- Откуда же льётся музыка? Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр? Это оркестр.

Сейчас мы будем учиться не только слушать, но и запоминать услышанное. Давайте представим, что мы оркестр. Я буду пропевать мелодию, а должны ее повторить:

  1. Ра-ра-ра-ра

  2. Ар-ар-ар-ар

  3. Ро-ро-ро-ро

  4. Ор-ор-ор-ор

  5. Ри-ри-ри-ри

  6. Ир-ир-ир-ир.

- Замечательный у нас получился оркестр.



Физминутка

- В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.

Физминутка для глаз «Автомобили»



  • Развитие словаря и фонематического слуха

- Мы немного отдохнули и я хочу предложить вам вспомнить, а может быть и познакомиться с цирковыми профессиями. Рассмотрите картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

- Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

- Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

- Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

- Назовите цирковых артистов ещё раз.

- А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].

Молодцы, ребята, мы вспомнили с вами цирковые профессии, и нашли те картинки в названии которых есть звук р.



  • Развитие зрительного восприятия

- Представление продолжается и на арену цирка приглашается следующий артист. Сложите разрезную картинку и узнаете, кто сейчас будет выступать. (Жонглер)

- Кто будет сейчас выступать? Правильно, жонглер.



  • Развитие звуко-буквенного анализа

- Жонглировать мячами очень трудно. Давайте поможем жонглёру. Он будет подбрасывать мячи, а мы будем составлять слова со звуком [р] из букв.

Буквы написаны на нарисованных мячах.



Мы справились с заданием.

  • Слоговой анализ слов

- Теперь мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч, и произносить слова по слогам. Внимание на экран компьютера.

Ракушка, муравей, барабан, помидор.

Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.



- А представление продолжается. На арену выходят дрессированные животные. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук [р] слышится в начале слова, животное должно прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове и говорит на какую тумбу нужно прыгнуть животному. Картинку с изображением животного перемещает логопед, а ребенок записывает слово в карточку.

Зоопарк, муравей, ромашка, комар, Буратино, рубашка, забор, береза, рысь.

- Ребята, у вас хорошо получается быть дрессировщиками.

  • Развитие навыков словообразования

- А сейчас, послушайте стихотворение и отгадайте, кто будет выступать на арене цирка.

Он сделал важное лицо,

Потом платком накрыл кольцо,

Потом взмахнул платком

И вот цыплёнок на столе.

(Фокусник)

- Правильно, фокусник. Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

Рот – ротик

Рыба – рыбка

Пирог – пирожок

Перо – пёрышко

Топор – топорик

Ковёр – коврик



-Ну, вот мы и поколдовали.



VIII. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

- А сейчас я объявляю парад – алле чистоговорок. Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.

Ря-ря-ря: накормим снегиря.

Ри-ри-ри: на ветках снегири.

Ра-ра-ра: дети нашего двора.

Ре-ре-ре: читаем детворе.

Ры-ры-ры: стихи для детворы .

Ру-ру-ру: развлекаем детвору.

Арк – орк – урк – ирк – все ребята любят цирк.(вместе)

- Молодцы.



X. Итог занятия

- Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.

- Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

- Вам понравилось представление?

- Что было особенно трудно на занятии?

- Что было интересно на занятии?

- Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?



XI. Домашнее задание

- Раскрасить картинку в соответствии с заданием: участки картинки под цифрой 1 – красным цветом, 2 – жёлтым, 3- синим, 4- коричневым, 5 зеленым. В названии каких цветов есть звук [р]?



XII. Оценка работы детей на занятии

- Ребята, сегодня мы побывали в цирке. Поучаствовали в цирковом представлении, а самое главное, что вы старались четко, ясно произносить звук [р]. И я хочу сказать всем большое спасибо. На этом наше занятие закончено.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ситникова Марина Николаевна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 354790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства