Просмотр содержимого документа
««Дифференциация «С» - «Ш»»»
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом ФФНР.
Тема: «Дифференциация «С» - «Ш»»
Цель: формирование навыка дифференциации оппозиционных глухих согласных звуков.
Задачи: 1. Дифференцировать «С» - «Ш» на слух в устной речи.
2. Закреплять понятие «согласный, твердый, глухой».
3. Формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
4. Формировать навык составления предложения по опорным словам.
5.Развивать внимание, память, мелкую моторику.
6. Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркер согласного, твердого, глухого звука, схемы звуко-слогового анализа, мяч, магнитная доска, плоскостные изображения Сони и Шуры, карта изображения улиц.
Ход занятия
Организационный момент.
-К нам в гости пришли Соня и Шура (выставляются изображения детей). Соня живет на улице Свистящей- по левой стороне берега реки, а Шура - на улице Шипящей-по правой стороне берега реки.(выставляется картина с изображением улиц)
Основной этап.
А)- Как вы думаете, с каким звуком дружит Соня и жители улицы Свистяшей?
- Со звуком «С».
- А с каким звуком дружит Шура и жители улицы Шипящей?
Произнести звуки перед зеркалами, уточнить артикуляцию.
Б)- детям раздаются предметные картинки со звуками «С» или «Ш» и по сигналу «Раз, два, три – свою улицу найди» дети собираются или на улицу Свистящую, или на улицу Шипящую. Проверить, правильно ли собрались команды. Заменить картинки и повторить игру еще раз.
3. Физминутка. «Замени звук»-игра с мячом. Дети встают в круг.
Логопед произносит «Са»(Ша) и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит «Ша»
(Са) и возвращает мяч логопеду. И т.д.
4. – Раньше жители двух улиц ходили в гости к друг другу по звуковому мосту. Но со временем мост разрушился. Давайте починим им сломанный звуковой мост. Для этого нужно правильно соединить все детали, на которых нарисованы слова. Последний звук одного слова должен соответствовать первому звуку следующего слова.( картинки: шалаш, , шапка, ананас, стол, ландыш, шарф, фартук, карандаш))
- Мост восстановлен! Радостные жители двух улиц отправились в гости друг другу с подарками. Хотите узнать, какие подарки у них в руках? Тогда поменяйте местами звуки «С» и «Ш» в именах гостей.
У Машки - …(маски).
У Мишки - …(миски).
У Иришки - …(ириски).
У сына - …(шина).
И жители Свистящей и Шипящей улиц с радостью приняли подарки и устроили настоящий пир. Из всех угощений им больше всего понравились сушки. Сушки были большие и маленькие. Давайте покажем, какие это были сушки.
5. Развитие мелкой моторики. К большому пальцу правой руки поочередно присоединяйте все остальные пальчики , делая колечки, и четко проговаривайте: «Сушка, сушка …». Тоже самое выполните левой рукой. И наконец, сделайте четыре больших сушки: соедините между собой большие пальцы обеих рук и оба указательных, затем оба средних и т.д., проговаривая: «Сушка, сушка …»
6. Соня и Шура предлагают от имени жителей своих улиц поупражняться: рассмотреть пары картинок, уточнить, чем различаются слова в данной паре, и объяснить значение каждого слова: мишка-миска, кашка – каска, шутки – сутки и выложить схемы каждой пары слов (звуко-слоговой анализ). Придумать предложения с этими словами.