В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно математика – одна из самых сложных учебных дисциплин в школе и вызывает трудности у большинства обучающихся. С другой стороны, выделяются учащиеся, которые имеют выраженные способности к математике. В связи с этим разрыв в возможностях восприятия учебного материала обучающимися одного и того класса очень велика. В тоже время, ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всего класса.
Различают два вида дифференциации:
уровневая, которая выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе, дети усваивают материал на разных уровнях;
профильная, которая предполагает обучение разных групп школьников по программам, которые отличаются глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов.
Оба вида дифференциации существуют во взаимосвязи, дополняют друг друга на всех ступенях обучения.
В своей работе к дифференцированному обучению я подхожу постепенно, начиная с 5 класса. 5-6 классы - это наблюдение за обучающимися, изучение их психологии, диагностика результатов обучения и другое. Далее, с 7-9 классы работаю с тремя группами обучающихся дифференцированно, а на старшей ступени, где число обучающихся в последнее время катастрофически снижается, работа ведется в большей степени по индивидуальной траектории.
Остановлюсь более детально на ряде важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации, а именно:
выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;
наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения, а именно, не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый должен быть существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше;
в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням;
содержание контроля и оценки должны отражать принятый уровневый подход.
Уровневая дифференциация может осуществляться в разной форме, я отдаю предпочтение формированию мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки, группы могут формироваться как на обычном уроке, так и наразного рода дополнительных занятиях.
Всем известно, что математика входит в число обязательных учебных предметов, но при этом в общеобразовательной подготовке она может иметь разный «удельный вес» как по времени, отводимому на ее изучение, так и по глубине и охвату рассматриваемого материала.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, умений не только действовать по известным алгоритмам, но и конструировать новые, т.е. тех умений, которые необходимы для свободной ориентации в «компьютеризированном мире». По данным некоторых психологических исследований, логическое мышление ребенка формируется не ранее, чем к 14-15 годам, поэтому неверно было бы прекратить «подпитку» интеллекта математикой у значительной части учащихся на выходе из основной школы. Правильное решение вопроса заключается в резкой дифференциации обучения математике в старшем звене, во введении курсов разного объема и уровня сложности. В связи с этим выделяют два типа таких курсов:
курс общекультурной ориентации, который рассчитан на учащихся, рассматривающих математику только как элемент общего образования и не предполагающих использовать ее непосредственно в будущей профессии;
курс повышенного типа, обеспечивающий дальнейшее изучение математики и ее применение в качестве элемента профессиональной подготовки.
Выделение двух видов дифференциации полезно не только для того, чтобы более разносторонне, глубоко, детально и полно изучить проблему дифференцированного обучения.
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- ученику необходимо предоставить возможность выбора той или иной дифференциации в любом возрасте, в любом классе, более того – на любом уроке. Негуманно заявлять ученику, что он опоздал со своим выбором, что надо было сделать это раньше;
- при выборе форм дифференциации предпочтение нужно отдавать интенсивным формам;
- важно опираться на прогрессивные методы обучения, т.е. обучать школьников на наивысшем уровне их познавательных возможностей.
В основу своей работы я закладываю изучение способностей личности и выделяю две: быстроту усвоения и активность мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уровневая дифференциация в обучении математике »
МКОУ Грибановская СОШ№4
ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Учитель математики: Круглова Вера Константиновна
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно математика – одна из самых сложных учебных дисциплин в школе и вызывает трудности у большинства обучающихся. С другой стороны, выделяются учащиеся, которые имеют выраженные способности к математике. В связи с этим разрыв в возможностях восприятия учебного материала обучающимися одного и того класса очень велика. В тоже время, ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всего класса.
Различают два вида дифференциации:
уровневая , которая выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе, дети усваивают материал на разных уровнях;
профильная, которая предполагает обучение разных групп школьников по программам, которые отличаются глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов.
Оба вида дифференциации существуют во взаимосвязи, дополняют друг друга на всех ступенях обучения.
В своей работе к дифференцированному обучению я подхожу постепенно, начиная с 5 класса. 5-6 классы - это наблюдение за обучающимися, изучение их психологии, диагностика результатов обучения и другое. Далее, с 7-9 классы работаю с тремя группами обучающихся дифференцированно, а на старшей ступени, где число обучающихся в последнее время катастрофически снижается, работа ведется в большей степени по индивидуальной траектории.
Остановлюсь более детально на ряде важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации, а именно:
выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;
наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения, а именно , не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый должен быть существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше;
в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням;
содержание контроля и оценки должны отражать принятый уровневый подход.
Уровневая дифференциация может осуществляться в разной форме, я отдаю предпочтение формированию мобильных групп, деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки, группы могут формироваться как на обычном уроке, так и наразного рода дополнительных занятиях.
Всем известно, что математика входит в число обязательных учебных предметов, но при этом в общеобразовательной подготовке она может иметь разный «удельный вес» как по времени, отводимому на ее изучение, так и по глубине и охвату рассматриваемого материала.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, умений не только действовать по известным алгоритмам, но и конструировать новые, т.е. тех умений, которые необходимы для свободной ориентации в «компьютеризированном мире». По данным некоторых психологических исследований, логическое мышление ребенка формируется не ранее , чем к 14-15 годам, поэтому неверно было бы прекратить «подпитку» интеллекта математикой у значительной части учащихся на выходе из основной школы. Правильное решение вопроса заключается в резкой дифференциации обучения математике в старшем звене, во введении курсов разного объема и уровня сложности. В связи с этим выделяют два типа таких курсов:
курс общекультурной ориентации, который рассчитан на учащихся, рассматривающих математику только как элемент общего образования и не предполагающих использовать ее непосредственно в будущей профессии;
курс повышенного типа, обеспечивающий дальнейшее изучение математики и ее применение в качестве элемента профессиональной подготовки.
Выделение двух видов дифференциации полезно не только для того, чтобы более разносторонне, глубоко, детально и полно изучить проблему дифференцированного обучения.
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- ученику необходимо предоставить возможность выбора той или иной дифференциации в любом возрасте, в любом классе, более того – на любом уроке. Негуманно заявлять ученику, что он опоздал со своим выбором, что надо было сделать это раньше;
- при выборе форм дифференциации предпочтение нужно отдавать интенсивным формам;
- важно опираться на прогрессивные методы обучения, т.е. обучать школьников на наивысшем уровне их познавательных возможностей.
В основу своей работы я закладываю изучение способностей личности и выделяю две: быстроту усвоения и активность мышления.
Быстрота усвоения характеризуется следующими категориями:
-дословное повторение текста;
-частичное повторение;
-воспроизведение 50% текста;
-воспроизведение материала с помощью учителя;
-воспроизведение с ошибками (но основные позиции удерживаются);
-замедленное, невнятное воспроизведение текста;
Активность мышления характеризуется :
- плодотворной работой на протяжении всего урока;
- работа со «вспышками»;
- неполная работоспособность;
- быстрая утомляемость;
По результатам вышеизложенного заполняется следующая таблица:
Уровень А
( учащиеся со слабыми математическими способностями)
Уровень Б
(учащиеся со средними математическими способностями)
Уровень С
( учащиеся с хорошими математическими способностями)
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
Как было сказано выше, диагностика проводится в 5-6 классах, она включает в себя разного рада анкеты, например, такую.
АНКЕТА.
Класс.
Фамилия, имя.
Где и кем работают родители.
Отношение родителей к математике ( нужное подчеркнуть): имеют математическое образование, применяют математику в своей работе, увлечены математикой, не любят математику, не интересуются математикой.
Есть ли в домашней библиотеке математические книги ( не учебники)?.
Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по математике?
Сколько времени занимает подготовка к уроку математике?
Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?
Как тебе дается математика (нужное подчеркнуть) : легко, много надо заучивать, трудно.
Твое отношение к математике ( нужное подчеркнуть) : люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы не ругали дома; скучно на уроке; не хочу ее учить.
Какого вида задания по математике тебе нравятся больше ( нужное подчеркнуть): задачи; примеры; задачи и примеры.
Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой (нужное подчеркнуть ) : хочу стать математиком; хочу поступить в ВУЗ, куда надо сдавать математику, хочу знать как можно больше о разном.
Таким образом, в классе формируются 3 группы учащихся , которые по- разному относятся к математике и сообщаю учащимся , кто в какой группе будет. Также говорю детям о том, что состав групп не закреплен раз и навсегда. Каждый ученик по результатам своей деятельности может оказаться в любой из групп.
Методика дифференцированной работы на уроке.
1этап. Дифференцированная домашняя работа.
Уровень А : предлагаю задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
Уровень Б : предлагаю такие же задания, плюс добавляю более сложную задачу.
Уровень С : задания из учебника дополняются заданиями из других пособий.
2 этап. Учет знаний учащихся на уроке.
Здесь в группе уровень Б выделяются консультанты, которых проверяю я сама, а они помогают мне проверять работы других.
3 этап. Организация базового повторения.
На данном этапе выявленные пробелы в знаниях теоретического материала учащихся ликвидируются , разъясняются допущенные учениками недочеты и ошибки в контрольных и самостоятельных работах и каждой группе дается материал для повторения. Задания для каждой группы разные:
Группа уровня А – «выберите из данных ответов верный», «исправьте ошибку в …»;
Группа уровня Б – «назовите правило, по которому выполняли действие…», «закончите решение…»;
Группа уровня С – «поясните причину допущенной ошибки»,
« сформулируйте определение понятий, используемых в данной задаче».
4 этап. Проверка усвоения пройденного материала.
На этом этапе в работу включаются консультанты и учащиеся работают самостоятельно.
5 этап. Изучение нового материала.
Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме.
Учащиеся группы А снова и снова возвращаются к основным моментам, учащиеся группы Б переходят от обязательных заданий к более сложным, а учащиеся группы С сосредотачиваются на заданиях, требующих хорошего понимания основных положений темы.
6 этап. Контроль знаний учащихся ( проведение самостоятельных и контрольных работ).
Учащиеся группы А выполняют задания по образцу, учащиеся группы Б переходят от обязательных к более сложным заданиям, учащиеся группы С работают с дополнительным материалом.
Подбор заданий.
Приведу пример дифференцированной самостоятельной работы по алгебре, в которой учащиеся разных групп выполняют разные задания.
Тема «Рациональные дроби».
Задание.
Учащиеся группы А: заполните пропущенные места в решении
(+) =()= ·= · = = .
Учащиеся группыБ:
(+).
Указания:
Разложите выражение 9- на множители.
Приведите к общему знаменателю дроби в скобках, предварительно умножив числитель и знаменатель второй дроби на -1.
Учащиеся группы С:
Упростите выражение (+).
Тема «Признаки равенства треугольников».
Учащиеся группы А:
Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите , что луч СМ-биссектриса угла АСВ. Заполните пропуски в решении задачи.
Утверждение
Обоснование
∆ АВС - равносторонний
По условию
АМ=МВ
…
АС=ВС
…
∆АМС=∆ВСМ
По … признаку равенства треугольников
…
…
По определение биссектрисы угла
Учащиеся группы Б:
Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите , что луч СМ-биссектриса угла АСВ. Заполните пропуски в решении задачи.
Указание. Покажите, что:
1. АС=ВС
2. ∆АМС=∆ВСМ
3.
Учащиеся группы С:
Внутри равностороннего треугольника АВС взята точка М такая, что АМ=МВ. Докажите , что луч СМ-биссектриса угла АСВ.
Как учесть познавательные интересы ученика.
В своей работе я стараюсь уважительно относиться к любому высказыванию ученика, касающемуся содержания изучаемой темы. Продумываю не только, какой материал буду сообщать на уроке, но и как увязать его с интересами и опытом ученика.
Тем учащимся, кто интересуется историей, даю творческие задания, связанные с историей открытия математических фактов. Так , при изучении теоремы Пифагора предлагаю подготовить сообщение на тему «Пифагор и его школа», «Теорема Пифагора и различные способы ее доказательства».
Ученикам, склонным к естественным наукам, даю задачи, требующие дополнительных знаний из области физики, биологии и т.д. Например, такую: «Удар от падения камня, брошенного в колодец глубиной 13 м, был услышан через 3 с. Определите начальную скорость падения камня».
Те обучающиеся, которые интересуются экономикой, предлагаю следующую задачу: «Неизвестный капитал, положенный в банк под простой процент через 5 лет окажется равным 12500 рублей. Найдите первоначальный капитал и процентную ставку, если известно, что она составляет одну тысячную долю капитала.
Следует отметить, что при рассмотрении указанных задач важна форма обсуждения их решений: это должен быть диалог между учителем и учеником, направленный на личность учащегося.