* Развивать устную речь, умение слушать учителя и отвечать на вопросы.
* Формировать навыки учебного сотрудничества.
3. **Личностные:** Воспитывать интерес к родному языку, чтению, книге. Создать ситуацию успеха и положительное отношение к учебе.
**Оборудование:**
* Яркая, красивая **Азбука** (плакат или книга).
* **Игрушка-помощник** (Мудрая Сова, Знайка, Буратино, Домовенок Кузя и т.д. - чтобы вести урок от его имени).
* **Конверт с "секретным" письмом** (от Азбуки или сказочного героя).
* **Карточки с изображениями предметов** (начинающихся на А, О, У, И, М, С - самые простые и частые звуки).
* **Колокольчик** (для начала урока).
* **Цветные карандаши или мелки, листочки бумаги** (по желанию, для творческого задания).
* **Аудиозапись** веселой песенки про буквы или алфавит.
**Ход урока:**
1. **Организационный момент. Создание настроения. (3-5 мин)**
* Звенит **колокольчик**: "Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня у нас особенный день! Мы начинаем большое и увлекательное путешествие!"
* **Приветствие-игра:** "Давайте поздороваемся необычно! Улыбнитесь мне! Улыбнитесь соседу! Помашите ручками! Глубоко вдохнем... и выдохнем! Молодцы! Садитесь удобно, спинки прямые, готовы слушать и узнавать новое!"
2. **Мотивация. Создание проблемной ситуации. (5 мин)**
* Появляется **игрушка-помощник** (например, Мудрая Сова): "Ту-ту! Здравствуйте, ребята! Я слышала, что сегодня вы отправляетесь в удивительную страну? А знаете ли вы, что у меня есть для вас посылка?" (Показывает **конверт**).
* "Это письмо из Волшебной Страны! Давайте прочитаем!" (Учитель достает письмо, написанное крупными печатными буквами, возможно, с картинками):
"Здравствуйте, дорогие первоклассники! Пишет вам ваша новая подруга – Азбука! Я живу в стране Букв. Я очень хочу с вами познакомиться и пригласить вас в гости! Но чтобы попасть в мою страну, нужно знать моих жителей – веселые Буквы! Приходите на урок Азбуки, и мы подружимся! Ваша Азбука."
* **Вопросы:** "Ой, ребята, а что же это за страна такая? Кто ее жители? (Буквы). А как зовут нашу новую подругу? (Азбука). Правильно! Значит, сегодня мы отправляемся знакомиться с Азбукой и ее жителями – Буквами!"
3. **Знакомство с Азбукой. (7-10 мин)**
* Учитель торжественно показывает **Азбуку** (книгу или большой плакат): "Вот она, наша гостья – Азбука! Посмотрите, какая она красивая, яркая!"
* **Рассматривание:** "Давайте полистаем (посмотрим на плакат). Что вы видите? (Буквы, картинки). Сколько здесь букв? (Много!). Все буквы вместе, дружно, по порядку, живут в одной книге – в Азбуке. Это и есть АЛФАВИТ – все наши буквы от А до Я."
* **Акценты:**
* "Буквы – это значки, которыми мы записываем звуки нашей речи."
* "Азбука – это ключ, который откроет вам дверь в мир книг, в мир знаний! С ее помощью вы научитесь читать и писать!"
* "Буквы бывают большие (заглавные) и маленькие (строчные). Гласные и согласные. Но обо всем этом мы узнаем постепенно!"
4. **Первое знакомство со звуками и буквами. Игра "Угадай звук". (10 мин)**
* Мудрая Сова: "А давайте поиграем! Я буду показывать картинки, а вы громко произносите слово и слушайте **ПЕРВЫЙ ЗВУК** в этом слове!"
* Четко артикулируйте звуки сами ([А], [О], [У], [И] – протяжно, как поем; [М], [С] – коротко, "оторвите" от слова).
* Делаем акцент на **звуке**, а не на букве: "Мы услышали звук [А]". Букву "А" можно показать на плакате: "А вот так мы записываем этот звук значком – буквой А".
* Хвалим за внимательное слушание: "Какие вы внимательные! Отлично слышите звуки!"
5. **Физкультминутка "Буквы". (3 мин)**
* "А теперь наши буквы хотят с вами потанцевать! Встаем!"
* Включаем **веселую песенку про алфавит** или просто делаем движения под слова учителя:
* "**А** – руки широко в стороны (как арка).
* **О** – обняли себя за плечики (круг).
* **У** – сложили ручки рупором у рта.
* **М** – маршируем на месте.
* **С** – как змейка, делаем волну рукой.
* Покружились, похлопали! Молодцы! Садитесь!"
6. **Творческое задание (по желанию/если время). (5 мин)**
* "Давайте сделаем подарок для Азбуки! Нарисуйте на листочке, что вам больше всего запомнилось сегодня? (Можно предложить нарисовать обложку для своей будущей азбуки, первую букву своего имени, солнышко – символ хорошего начала)".
7. **Итог урока. Рефлексия. (3-5 мин)**
* "Вот и подходит к концу наше первое путешествие в Страну Букв. Что нового мы узнали сегодня?" (Выслушиваем ответы детей, помогаем):
* Познакомились с Азбукой (Алфавитом).
* Узнали, что в Азбуке живут Буквы (их много, они стоят по порядку).
* Узнали, что буквы обозначают звуки нашей речи.
* Познакомились со звуками [А], [О], [У], [И], [М], [С].
* Научились слушать первый звук в слове.
* Мудрая Сова: "Вы сегодня были просто умнички! Так старались, внимательно слушали! Азбуке очень понравилось с вами знакомиться! Она ждет вас снова!"
* **Похвала:** "Я горжусь вами, мои юные ученики! Вы сделали первый шаг в удивительный мир знаний!"
8. **Организационный конец. (1 мин)**
* "Наше путешествие продолжается! До следующего урока, друзья! Урок окончен."
**Важные моменты для учителя:**
* **Эмоциональность и Доброжелательность:** Самый главный фактор! Улыбка, теплый тон, поддержка.
* **Похвала:** Хвалите за любую попытку, за внимание, за правильный ответ. "Молодец!", "Умница!", "Здорово придумал!", "Я вижу, ты очень старался!".
* **Звук vs Буква:** На первом этапе важно различать *звук* (то, что мы слышим и произносим) и *букву* (то, что мы видим и пишем). Акцент делаем на *звуках*.
* **Не перегружайте:** Не нужно за первый урок учить даже одну букву целиком. Цель – общее знакомство, интерес, положительные эмоции.
**Удачи вам в проведении этого волшебного первого урока! Пусть он запомнится детям как яркий и радостный старт!**