kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Ягодная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Введение.

В этом году я пошла в школу. На уроках обучения грамоте мы стали изучать буквы. Наш учитель на уроке знакомства с новой буквой прикрепляет на доску картинку с буквой. На картинке есть буква и животное название, которого начинается на эту букву.  Я посмотрела откуда учительница берёт картинки. Оказалось у неё есть набор, который называется «Азбука животных». Меня заинтересовало, как  появилась азбука, какие они бывают, а самое главное смогу ли я сама создать какую-нибудь азбуку. А так как я люблю фрукты и ягоды, мне захотелось создать ягодную азбуку. Я обратилась за помощью к маме. Мама сказала, что создать свою азбуку сложно, ведь на каждую букву надо найти название ягоды. Вместе с мамой мы решили попробовать.

Проблема: существует ли на каждую букву алфавита название ягоды?

     Меня, как и членов моей семьи, заинтересовало, как появились азбуки. В данном проекте мы рассмотрим историю появления азбуки, узнаем, какими они бывают, выясним с помощью опроса одноклассников, какие азбуки они знают, и  сделаем  ягодную азбуку?

Задачи:

  1. Изучить историю появления азбуки.
  2. Выяснить какие азбуки бывают.
  3. Провести опрос одноклассников.
  4. Создать ягодную азбуку.
  5. Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Объект исследования: обучение грамоте.

Предмет: ягодная азбука

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Ягодная азбука" »

V региональный Фестиваль исследовательских работ

дошкольников и учащихся 1-2 классов «Я узнаю мир»





Cекция: Литературоведение



Тема работы:

«Ягодная азбука»













Автор работы Даудова Алина

ученица 1 "А" класса

ГБОУ СОШ№8 г.о. Отрадный

Научный руководитель:

Никитина Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов





2014 г.



Содержание

I. Введение.

II. Ягодная азбука.

1. История появления азбуки.

2. Старинные славянские азбуки.

3. Анкетирование учащихся.

4. Азбуки в наши дни.

5. Создание ягодной азбуки.

III. Заключение.

IV. Литература.

V. Приложения.



























  1. Введение.

В этом году я пошла в школу. На уроках обучения грамоте мы стали изучать буквы. Наш учитель на уроке знакомства с новой буквой прикрепляет на доску картинку с буквой. На картинке есть буква и животное название, которого начинается на эту букву. Я посмотрела откуда учительница берёт картинки. Оказалось у неё есть набор, который называется «Азбука животных». Меня заинтересовало, как появилась азбука, какие они бывают, а самое главное смогу ли я сама создать какую-нибудь азбуку. А так как я люблю фрукты и ягоды, мне захотелось создать ягодную азбуку. Я обратилась за помощью к маме. Мама сказала, что создать свою азбуку сложно, ведь на каждую букву надо найти название ягоды. Вместе с мамой мы решили попробовать.

Проблема: существует ли на каждую букву алфавита название ягоды?

Меня, как и членов моей семьи, заинтересовало, как появились азбуки. В данном проекте мы рассмотрим историю появления азбуки, узнаем, какими они бывают, выясним с помощью опроса одноклассников, какие азбуки они знают, и сделаем ягодную азбуку?

Задачи:

  1. Изучить историю появления азбуки.

  2. Выяснить какие азбуки бывают.

  3. Провести опрос одноклассников.

  4. Создать ягодную азбуку.

  5. Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Объект исследования: обучение грамоте.

Предмет: ягодная азбука



II. Ягодная азбука.

1. История появления азбуки.

Азбука – первая книга для обучения грамоте.

Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте.

Самые ранние алфавитные тексты были обнаружены в Библе (Ливан).



Одними из первых буквенным звуковым письмом стали пользоваться те народы, в языке которых гласные звуки оказались не столь важными, как согласные. Один из первых алфавитов на Земле - финикийский.



От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.
В алфавите финикийцев было 22 буквы.

2. Старинные славянские азбуки.


Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IX в. Например, азбука, записанная глаголицей, на стене Круглой церкви в г. Преслав (Болгария), и кириллическая азбука XI в. на стене церкви Св. Софии в Киеве. Самая древняя русская учебная азбука относится к XI в. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках.


К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки предлагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское название и греческий аналог, толкование слов, начинающихся на данную букву.

Теперь познакомимся с русскими печатными букварями. История их удивительна. Очевидно, что азбука древнее букваря. Букварем стали называть преимущественно печатные азбуки. Под азбукой же в составе букваря, по-видимому, понимали элементарное пособие объемом не свыше тетради ( 8 листов), которая включала только алфавит и слоги. Причем, к моменту появления первого печатного букваря форма его построения практически сложилась. Это было сочетание азбуки и материала для чтения. Посмотрим, что же они из себя представляли.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.

Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.








Московским печатным двором 20 августа 1634 года выпущен букварь Василия Бурцова - известного русского издателя XVII в.

По традиции книга была небольшого размера. В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря. Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. В материал для чтения также включены молитвы, притчи, наставления. Букварь В. Бурцова имел большую популярность в России того времени.

В ноябре 1872 года вышло в свет первое издание «Азбуки» Л. Н. Толстого.

Л. Н. Толстой придавал большое значение своей педагогической деятельности в Яснополянской школе и созданию учебников для просвещения народа. Свою учебно-просветительскую деятельность он считал выполнением своего долга перед народом. Не найдя примеров для подражания в зарубежной учебной литературе, Л. Н. Толстой пришел к необходимости создания собственных учебных книг, которые бы позволяли детям сознательно и творчески усваивать знания. Над созданием своей «Азбуки» и «Новой Азбуки», вышедшей в 1875 г., он потратил 17 лет. Для этих учебников Л. Н. Толстым было написано 629 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы. Его произведения насыщены материалами из русской истории, народного быта, наблюдениями о русской природе, он использует лучшие из народных сказок, басен, былин, пословиц, поговорок.

По сути, «Азбука» представляет собой комплект учебных пособий для первоначального обучения. Она состоит из четырех довольно объемных книг. Первая включает собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счету. Последующие книги фактически являются книгами для чтения, куда входят художественные тексты и популярные рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, приводятся тексты для заучивания и материалы по арифметике. Материал в книгах усложняется в соответствии с возрастом учащихся.

























3. Анкетирование учащихся.

В декабре я провела анкетирование среди учащихся параллели 1 классов по теме: «Какие азбуки ты знаешь?». Всего в анкетировании приняло 30 учеников. Анкета включала в себя 3 вопроса:

  1. Что означает слово «азбука»?

  2. Какие азбуки ты знаешь?

  3. Какую азбуку придумал бы сам?

В результате было выявлено:

  1. 10 ребят (32%) ответили правильно на 1-ый вопрос, а 20 учеников (68%) – дали неправильный ответ;

  2. только 5 учеников (9%) назвали 1-2 вида азбук ;

  3. 18 ученика (60%) не ответили на 3-ий вопрос; 12  учеников (40%) предложили такие варианты: «Смешную», «Русскую», «Волшебную», «Умную», "Бабочек", "Африканскую" и т.д.

Таким образом, я поняла, что одноклассники плохо информированы о видах азбук, но есть ученики, которые хотят создать свою азбуку.

4.Современные азбуки.

Чтоб узнать какие сейчас есть азбуки вместе с мамой мы пошли в городскую библиотеку. Библиотекарь предложила посмотреть книги:

1. Б. Заходера "Мохнатая азбука"

2. С. Маршак "Весёлая азбука"

3. М. Дружинина "Дорожная азбука"

Приложение 1.

К сожалению больше никаких книг "Азбука" в библиотеке мы не нашли.

5. Создание фруктовой азбуки.

Я решила создать ягодную азбуку. Сначала я написала название ягод по алфавиту в таблицу. Название ягод брала из разных источников.

Приложение 2. Таблица названий ягод.

Таким образом, на букву К я нашла 32 названия ягод, на букву М и П по 22 названия, на букву А - 21, на букву С - 20. Лишь по 1 ягоде есть на букву У, Х, Э.

Совсем нет названий ягод на буквы: Щ, Ю, ь, ы,ъ.

План моей работы.

1. Нарисовать букву, вырезать её и приклеить.

2. Нарисовать рисунок ягоды на нужную букву.

3. Написать

III. Заключение.

Вот и закончилось моё исследование. Во время работы над проектом я узнала об истории появления азбуки, о том какие азбуки были в старину. Мне удалось сделать фруктовую азбуку. Она мне очень помогла в том, что я хорошо выучила буквы, узнала много интересного о разных ягодах, а самое главное моя азбука пригодится на уроках окружающего мира или будущим первоклассникам .

IV. Список литературы.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. – 750

2. Интернет. http://gardenstar.ru/enciklopediya/frukti-i-yagodi/ Энциклопедия ягод.

3. М. Кронгауз "Откуда есть пошла славянская письменость", журнал "Русский Язык" 1996, № 3

4. Е. Немировский "По следам первопечатника", М.:Современник, 1983 г.

5. К. Титаренко "Тайна славянской азбуки", 1995 г.

6. Интернет. http://www.edu.ru/?page_id=178

7. Интернет. http://eikenclub.ru/proshlaya-zhizn/9125-istoriya-vozniknoveniya-pismennosti.htm

V. Приложение.

1. Современные азбуки.





2. Таблица ягод.

А

Б

В

Г

Д

Е

Абиу

Бабако

Вампи

Гак

Давидсония

Ежевика

Абрикос

Баиль

Вангерия

Генипа

Деревянное яблоко

Ежина

Авара

Бакупари

Виноград

Голубика

Дереза

 

Авокадо

Банан

Вишня

Голубиная слива

Джаботика

ба

 

Азимина

Барбадосская вишня

Водяника

Голубой Квандонг

 

Айва

Барбадосский крыжовник

Водяное яблоко

Горная Папайя

Джамболан

 

Аки

Барбарис

Восковница красная

Гранадилла

Джекфрут (Нангка)

 

Актинидия

Белая сапота

 

Гранат

Дуриан

 

Алибертия

Бергамот

 

Грейпфрут

Дыня

 

Алыча

Бигнай

 

Грумичама

 

 

Амбарелла

Билимби

 

Груша

 

 

Ананас

Бириба

 

Гуава

 

 

Антильский крыжовник

Бирманский виноград

 

Гуарана

 

 

Апельсин

Бразильская слива

 

 

 

 

Араза

Брусника

 

 

 

 

Арбуз

Бузина

 

 

 

 

Арония черноплодная

Бунхозия серебристая

 

 

 

 

Архат

 

 

 

 

 

Асаи

 

 

 

 

 

Африканский вишнёвый апельсин

 

 

 

 

 

Ж

З

И

К

К

Л

Жёлтый Момбин

Звёздное яблоко

Икако

Каламондин

Клубника

Лайм

Жимолость

Земклуника

Илама

Калина

Клюква

Лангсат (Лансиум)

 

Земляника

Имбе

Каму Каму

Княженика

Лардизабала

 

Земляничная гуава

Инжир

Канистел

Кокона

Лещина

 

Земляничный томат

Ирга

Кантелупа

Кокос

Ликания

 

 

 

Капулин

Корлан

Лимон

 

 

 

Карамбола

Красника

Лимонная осина

 

 

 

Каранда

Кремовый Боб

 

 

 

Карика

Крыжовник

Личи

 

 

 

Карисса

Кудрания

Логанова ягода

 

 

 

Кассабанана

Кудрет Нары

Локва

 

 

 

Кафир-лайм

Куманика

Лонган

 

 

 

Кафрская слива

Кумкват

Лох

 

 

 

Кваи Мук

 

 

 

 

 

Кепел

 

 

 

 

 

Кетембилла

 

 

 

 

 

Кешью

 

 

 

 

 


Кивано

 

 

 

 

 

Киви

 

 

 

 

 

Кизил

 

 

 

 

 

Клементин

 

 





М

Н

О

П

Р

С

Маболо

Нансе

Обезьянье хлебное дерево

Пальчиковый лайм

Рамбай

Салак

Магический Фрукт

Наранхилла

Облепиха

Папайя

Рамбутан

Сантол

Магония

 

 

Пекуи

Рандия

Саподилл

а

Майсурская малина

 

 

Пепино

Розовое яблоко

Сатсума

Малайское яблоко

 

 

Персик

Ромовая ягода

Сафоу

Малина

 

 

Питайя

Росяника

Сахарное яблоко

Мамея

 

 

Питомба

Свити

Мамончилло

 

 

Платония

Рябина обыкновенная

Сереноа

Манго

 

 

 

Рябина черноплодная

Сикомор

Мангостин

 

 

 

 

Слива

Мандарин

 

 

Пустынный Квандонг

Слива какаду

Мушмула

 

 

Плоды атласного дерева

 

Слоновое яблоко

Маракуйя

 

 

Плоды пальмировой пальмы

 

Сметанное яблоко

Маранг

 

 

Плоды персиковой пальмы

 

Смородина

Марианская слива

 

 

Плоды хлебного дерева

 

Смородина белая

Мармеладный плод

 

Подофил щитовидный

 

Смородина красная

Марула

 

 

Помелло

 

Смородина чёрная

Монстера

 

 

Померанец

 

Сонкойя

Мора

 

 

Понкан

 

Суринамская вишня

Морошка

 

 

Пуласан

 

 

Морской виноград

 

 

Пурпурный Момбин

 

 





Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Э

Я

Тамарилло

Угни

Фалса

Хурма

Цабр

Чемпедак

Шелковица

Эмблик

Яблоня

Тамаринд

 

Фейхоа

 

Цитрон

Черёмуха

Шефредия

 

Яванское яблоко

Танжело

 

 

 

Черешня

Шизандра Китайская

 

Ямайская вишня

Танжерин

 

Физалис

 

 

Черимойя

Шиповник

 

Ятоба

Тин Шоуки

 

Финик

 

 

Чёрная Сапота

 

 

 

Тойон

 

 

 

 

Черника

 

 

 

Толокнянка

 

 

 

 

Чилибуха (Обезьяний апельсин)

 

 

 

 

 

 

 

 

Чулюпа

 

 

 

 

 

 

 

 

Чупа-чупа

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Исследовательская работа "Ягодная азбука"

Автор: Никитина Светлана Сергеевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства