kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загадка как малый жанр фольклора

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе.

Класс: 5

Тема урока: Загадки.

Цели:

  • образовательные: заинтересовать учащихся темой данного раздела, изучить типы загадок.
  • воспитательные: мотивировать детей на данной темы, показать значимость мифологии в современном мире,  способствовать развитию творческой активности учащихся, расширению их кругозора и т.д.
  • развивающие: развивать навыки корректного произношения, умения строить монологические высказывания,  внимание, память, четкое чтение и произношение.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: учебник, компьютер.

План урока:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Речевая разминка – 2 мин.

3. Объяснение новой темы – 15 мин.

4. Физминутка – 2 мин.

5. Развитие навыков по данной теме  – 15 мин.

6. Домашнее задание – 2мин.

7. Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока:

I. Речевая разминка.

Вспомнить главных героев русских народных сказок.

II. Объяснение новой темы.    

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Зарождение загадок, по мнению ученых, связано с давним временем, когда человек прибегал к иносказательной речи, в целях маскировки своих действий перед охотой, чтобы звери, которых он одушевлял, не «узнали» об опасности. Первоначально загадки использовались как средство развлечения, забава. Но загадки играют более важную роль в жизни человека - незаметно, исподволь обучая и воспитывая.

Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание - гибель.

Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п. При этом «ответная» часть загадки (отгадка) носит предметный характер (например, загадывается «ветер»), а «вопросная» - предикативный (задаются признаки загаданного объекта: «Без рук, без ног, а ворота отворяет»). Реже загадываются действия («День и ночь одну работу работаю» - «Дышу») и целые ситуации («Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом» - «Покойника несут»), также загадки дают представление о народной аксиологии и иерархии ценностей: «Что на свете дороже всего?» - «Здоровье»; «Кто сильнее всего?» - «Сон» и т.п.

Классификация загадок, их основные виды

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

  • Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например: Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).
  • Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ). Например: Под ногой шуршат, шуршат. Скоро будет голый сад. (Листья).
  • В загадку включено отрицательное сравнение. Например: Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех). Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).
  • Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово. Например: Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например: С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос). Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза). Например: Известное я блюдо, когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

  • «Загадки - складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок. Например: Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).
  • «Загадки - шутки». Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Существует несколько видов загадок:

  • загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);
  • загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);
  • загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);
  • загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);
  • загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);
  • загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

III. Развитие навыков по данной теме:

     Меркин Г.С. Литература. Часть 1. Вопросы и задания. Стр. 26

IV. Домашнее задание.

Страница 24-26, пересказ.

     V. Подведение итогов.

Вот и подошел наш разговор к завершению. Мы изучили загадки и их типы.  И мне хотелось  у вас узнать, была ли полезна данная информация?

Выставление оценок учащимся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загадка как малый жанр фольклора»

Конспект урока по литературе.

Класс: 5

Тема урока: Загадки.

Цели:

  • образовательные: заинтересовать учащихся темой данного раздела, изучить типы загадок.

  • воспитательные: мотивировать детей на данной темы, показать значимость мифологии в современном мире, способствовать развитию творческой активности учащихся, расширению их кругозора и т.д.

  • развивающие: развивать навыки корректного произношения, умения строить монологические высказывания, внимание, память, четкое чтение и произношение.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: учебник, компьютер.


План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Речевая разминка – 2 мин.

  3. Объяснение новой темы – 15 мин.

  4. Физминутка – 2 мин.

  5. Развитие навыков по данной теме – 15 мин.

  6. Домашнее задание – 2мин.

  7. Подведение итогов – 2 мин.


Ход урока:

I. Речевая разминка.

Вспомнить главных героев русских народных сказок.


II. Объяснение новой темы.    

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Зарождение загадок, по мнению ученых, связано с давним временем, когда человек прибегал к иносказательной речи, в целях маскировки своих действий перед охотой, чтобы звери, которых он одушевлял, не «узнали» об опасности. Первоначально загадки использовались как средство развлечения, забава. Но загадки играют более важную роль в жизни человека - незаметно, исподволь обучая и воспитывая.

Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание - гибель.

Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п. При этом «ответная» часть загадки (отгадка) носит предметный характер (например, загадывается «ветер»), а «вопросная» - предикативный (задаются признаки загаданного объекта: «Без рук, без ног, а ворота отворяет»). Реже загадываются действия («День и ночь одну работу работаю» - «Дышу») и целые ситуации («Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом» - «Покойника несут»), также загадки дают представление о народной аксиологии и иерархии ценностей: «Что на свете дороже всего?» - «Здоровье»; «Кто сильнее всего?» - «Сон» и т.п.



Классификация загадок, их основные виды

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

  • Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например: Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

  • Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ). Например: Под ногой шуршат, шуршат. Скоро будет голый сад. (Листья).

  • В загадку включено отрицательное сравнение. Например: Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех). Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

  • Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово. Например: Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например: С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос). Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза). Например: Известное я блюдо, когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

  • «Загадки - складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок. Например: Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

  • «Загадки - шутки». Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».



Существует несколько видов загадок:

  • загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

  • загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

  • загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

  • загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

  • загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

  • загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.



III. Развитие навыков по данной теме:

Меркин Г.С. Литература. Часть 1. Вопросы и задания. Стр. 26


IV. Домашнее задание.

Страница 24-26, пересказ.


V. Подведение итогов.

Вот и подошел наш разговор к завершению. Мы изучили загадки и их типы. И мне хотелось у вас узнать, была ли полезна данная информация?

Выставление оценок учащимся.



3/4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Загадка как малый жанр фольклора

Автор: Чернов Дмитрий Александрович

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тема урока: "Загадка как малый жанр УНТ" "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-uroka-zaghadka-kak-malyi-zhanr-unt"
    ["file_id"] => string(6) "103824"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402639763"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки". "
    ["seo_title"] => string(54) "malyie-zhanry-fol-klora-zaghadki-poslovitsy-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "197815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428319304"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""Малые жанры фольклора""
    ["seo_title"] => string(23) "malyie-zhanry-fol-klora"
    ["file_id"] => string(6) "258670"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448547979"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-malyie-zhanry-fol-klora-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "117417"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412783995"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Внеклассное мероприятие во 2 классе «Устное народное творчество.  Малые жанры фольклора» "
    ["seo_title"] => string(96) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vo-2-klassie-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-malyie-zhanry-fol-klora"
    ["file_id"] => string(6) "190435"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427176772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства