kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5классе по теме: «Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки». Цели урока: Образовательные: • познакомить с происхождением и природой загадок; • раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок; Развивающие: • развивать умение отгадывать и сочинять загадки; • развивать логическое мышление учащихся; Воспитывающие: • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре; • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку; Задачи урока: • создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала; • обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок; • обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок; Оборудование: Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация «Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.» Практическая значимость и актуальность: Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной. Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Введение в тему. 3. Основная часть (представление жанров). 4. Итог. Выставление оценок. 5. Домашнее задание. 6. Рефлексия. Ход урока: Звучит народная музыка. Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение : плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1. Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме. -Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников). Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2. Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев,обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3. Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами. Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы. Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.)Слайд №4. (Ученик читает вслух). -Какие из жанров вам уже знакомы?(Ответы учеников). Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках. Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5. Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым. Метафора (с греч.-перенос)- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6. (Ученик читает вслух). А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7. Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег. Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово «снег» заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8. Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот,кто умел их разгадывать,владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием. Ребята, предлагаю вам творческое задание. 1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др. 2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. 3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9. Молодцы! Физкультпауза «Что за золото пословицы русские!.» А.С.Пушкин Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах. Пословица • Краткое мудрое суждение о жизни • Содержит поучительный смысл • Законченное суждение • Характеризует поступки человека, образ жизни • Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух). В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос,а ответ, готовую форму поведения. - Ребята, какие пословицы знаете вы ? (Ответы учеников). Следующее задание «Объясни смысл пословицы» Береги платье снову, а честь –смолоду. Ученье- красота, неученье – простота. Чему учился,тому и пригодился. Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят) Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12. А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы. Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету). Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13. Молодцы! «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!.» А.С.Пушкин. Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка. Поговорка • Меткое суждение • Часть суждения, незаконченное предложение • Даёт оценку поступкам человека, но не поучает • Выражает чувства Слайд №14. ( Читает ученик вслух). Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок Язык до Киева доведёт.Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15. Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки. • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. • Комар носа не подточит. • Больше дела – меньше слов. • Муравей не велик, а горы копает. • Всему своё время • Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.) Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни ? Слайд №17.(Ответы учащихся). Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18. • Висит сито не руками свито. • Кто хочет много знать, тому надо мало спать. • Красна птица перьем, а человек ученьем. • Седьмая вода на киселе. Итог урока. Оценки за работу. Домашнее задание на выбор: • Сочинить загадки. • Написать сочинение о родном крае,закончив пословицей. • Создать книжку-малышку «Малые жанры фольклора». Слайд №19. Звучит народная музыка. Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак,который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20. Спасибо за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки". »

Урок литературы в 5классе по теме:

«Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки».

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с происхождением и природой загадок;

  • раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать и сочинять загадки;

  • развивать логическое мышление учащихся;

Воспитывающие:

  • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;

  • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;



Задачи урока:



  • создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;

  • обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;

  • обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;



Оборудование:

Класс оформлен как русская изба ,экран , мультимедийная установка, презентация «Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.»



Практическая значимость и актуальность:

Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной.



Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

  3. Основная часть (представление жанров).

  4. Итог. Выставление оценок.

  5. Домашнее задание.

  6. Рефлексия.







Ход урока:



Звучит народная музыка.



Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение : плохое или хорошее?

Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.

Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.

-Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).



Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев ,обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

Фольклор- живое , постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.

Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.)Слайд №4.

(Ученик читает вслух).

-Какие из жанров вам уже знакомы?(Ответы учеников).

Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.

Загадка-выражение , которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.



Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

Метафора (с греч.-перенос)- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.

(Ученик читает вслух).



А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.



Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег .

Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово «снег» заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны . А если так? Слайд №8.

Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот ,кто умел их разгадывать ,владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

Ребята, предлагаю вам творческое задание.



1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.

Молодцы!

Физкультпауза

«Что за золото пословицы русские!..»

А.С.Пушкин

Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.

Пословица

  • Краткое мудрое суждение о жизни

  • Содержит поучительный смысл

  • Законченное суждение

  • Характеризует поступки человека, образ жизни

  • Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).



В отличие от загадок , пословицы предлагают не вопрос ,а ответ, готовую форму поведения.



- Ребята, какие пословицы знаете вы ? (Ответы учеников).



Следующее задание «Объясни смысл пословицы»



Береги платье снову , а честь –смолоду.

Ученье- красота , неученье – простота.

Чему учился ,тому и пригодился.

Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)



Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.



А сейчас я предлагаю вам тексты , к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.



Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).





Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

(Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.

Молодцы!



«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..»

А.С.Пушкин.



Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.





Поговорка





  • Меткое суждение

  • Часть суждения, незаконченное предложение

  • Даёт оценку поступкам человека , но не поучает

  • Выражает чувства Слайд №14. ( Читает ученик вслух).





Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок



Язык до Киева доведёт .Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.



Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.



  • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

  • Комар носа не подточит.

  • Больше дела – меньше слов.

  • Муравей не велик , а горы копает.

  • Всему своё время

  • Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)





Ребята, скажите, пожалуйста , какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни ? Слайд №17.(Ответы учащихся).

Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18.

  • Висит сито не руками свито .

  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

  • Красна птица перьем, а человек ученьем.

  • Седьмая вода на киселе.



Итог урока. Оценки за работу.

Домашнее задание на выбор:

  • Сочинить загадки.

  • Написать сочинение о родном крае ,закончив пословицей.

  • Создать книжку-малышку «Малые жанры фольклора». Слайд №19.



Звучит народная музыка.



Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак ,который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.

Спасибо за урок.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки".

Автор: Ершова Елена Владимировна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства