Урок литературы в 5классе по теме:
«Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки».
Цели урока:
Образовательные:
• познакомить с происхождением и природой загадок;
• раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;
Развивающие:
• развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
• развивать логическое мышление учащихся;
Воспитывающие:
• приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
• воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;
Задачи урока:
• создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
• обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
• обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;
Оборудование:
Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация «Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.»
Практическая значимость и актуальность:
Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Основная часть (представление жанров).
4. Итог. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Ход урока:
Звучит народная музыка.
Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение : плохое или хорошее?
Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.
-Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).
Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.
Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев,обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.
Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.
Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.
Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.)Слайд №4.
(Ученик читает вслух).
-Какие из жанров вам уже знакомы?(Ответы учеников).
Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.
Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.
Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.
Метафора (с греч.-перенос)- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.
(Ученик читает вслух).
А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.
Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.
Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово «снег» заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.
Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот,кто умел их разгадывать,владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.
Ребята, предлагаю вам творческое задание.
1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.
2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.
3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.
Молодцы!
Физкультпауза
«Что за золото пословицы русские!.»
А.С.Пушкин
Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.
Пословица
• Краткое мудрое суждение о жизни
• Содержит поучительный смысл
• Законченное суждение
• Характеризует поступки человека, образ жизни
• Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).
В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос,а ответ, готовую форму поведения.
- Ребята, какие пословицы знаете вы ? (Ответы учеников).
Следующее задание «Объясни смысл пословицы»
Береги платье снову, а честь –смолоду.
Ученье- красота, неученье – простота.
Чему учился,тому и пригодился.
Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)
Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.
А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.
Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).
Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
(Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.
Молодцы!
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!.»
А.С.Пушкин.
Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.
Поговорка
• Меткое суждение
• Часть суждения, незаконченное предложение
• Даёт оценку поступкам человека, но не поучает
• Выражает чувства Слайд №14. ( Читает ученик вслух).
Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок
Язык до Киева доведёт.Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.
Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.
• Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
• Комар носа не подточит.
• Больше дела – меньше слов.
• Муравей не велик, а горы копает.
• Всему своё время
• Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)
Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни ? Слайд №17.(Ответы учащихся).
Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18.
• Висит сито не руками свито.
• Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
• Красна птица перьем, а человек ученьем.
• Седьмая вода на киселе.
Итог урока. Оценки за работу.
Домашнее задание на выбор:
• Сочинить загадки.
• Написать сочинение о родном крае,закончив пословицей.
• Создать книжку-малышку «Малые жанры фольклора». Слайд №19.
Звучит народная музыка.
Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак,который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.
Спасибо за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;
Развивающие:
развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
развивать логическое мышление учащихся;
Воспитывающие:
приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;
Задачи урока:
создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;
Оборудование:
Класс оформлен как русская изба ,экран , мультимедийная установка, презентация «Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.»
Практическая значимость и актуальность:
Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной.
Структура урока:
Организационный момент.
Введение в тему.
Основная часть (представление жанров).
Итог. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока:
Звучит народная музыка.
Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение : плохое или хорошее?
Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.
-Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).
Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре.Слайд №2.
Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев ,обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.
Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.
Фольклор- живое , постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.
-Какие из жанров вам уже знакомы?(Ответы учеников).
Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.
Загадка-выражение , которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.
Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.
Метафора (с греч.-перенос)- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.
(Ученик читает вслух).
А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.
Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег .
Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово «снег» заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистоеодеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.
Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот ,кто умел их разгадывать ,владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.
Ребята, предлагаю вам творческое задание.
1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.
2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.
3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.
Молодцы!
Физкультпауза
«Что за золото пословицы русские!..»
А.С.Пушкин
Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.
Пословица
Краткое мудрое суждение о жизни
Содержит поучительный смысл
Законченное суждение
Характеризует поступки человека, образ жизни
Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).
В отличие от загадок , пословицы предлагают не вопрос ,а ответ, готовую форму поведения.
- Ребята, какие пословицы знаете вы ? (Ответы учеников).
Следующее задание «Объясни смысл пословицы»
Береги платье снову , а честь –смолоду.
Ученье- красота , неученье – простота.
Чему учился ,тому и пригодился.
Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)
Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.
А сейчас я предлагаю вам тексты , к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.
Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).
Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
(Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.
Молодцы!
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..»
А.С.Пушкин.
Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.