kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие во 2 классе «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»

(колыбельные, потешки,  заклички,приговорки, скороговорки, загадки, небылицы, дразнилки, пословицы, считалк)

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.

Задачи:

Образовательная:

• работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. 

Развивающие:

• способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;

• развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях.

Воспитательные:

• ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;

• формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;

• способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

метапредметные:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

познавательные –расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; 

коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки ).



Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие во 2 классе «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора» »

Тема урока: «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»

(колыбельные, потешки , заклички ,приговорки, скороговорки, загадки, небылицы, дразнилки , пословицы, считалк)

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.

Задачи:

Образовательная:

• работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. 

Развивающие:

• способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;

• развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях.

Воспитательные:

• ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;

• формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;

• способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

метапредметные:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

познавательные –расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; 

коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки ).


Ход урока 
1. Орг. момент 
Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности 
- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо? 
Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке. 
Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете. 
Запись на доске. 
Нам важно: 
1. Доказать свою точку зрения. 
2. Перебивать товарищей. 
3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 
4. Выкрикивать свое мнение. 
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 
6. Молчать, когда спрашивают. 
7. Быть готовым протянуть руку помощи. 
8. Бояться высказывать свое мнение. 
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 
10. Обижаться и обижать товарищей. 
11. Быстро и дружно работать в паре и группе. 
12. Быть бесполезным для товарищей. 
- Почему вы решили, что эти правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке 
2 Вводная часть. Постановка темы и целей.
Во саду ли в огороде, девочка гуляла. 
Во саду ли в огороде, цветочки поливала. 
Один цветочек сорвала, 
И нам в класс передала. 
А цветочек не простой, 
В нем каждый лепесток — расписной. 
Цветочек на какой цветок похож? 
- На ромашку. 
- Да, ребята, вот какую ромашку нам передали в класс. Смотрите, как улыбается 
нам серединка ромашки. Серединка ромашка — это основа нашей темы. Лепестки тоже у цветка необычные.

Постановка проблемных вопросов.

- А тему урока вам предстоит определить самим.

А) Старинное название губ(рта),+ное =устное

Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (ответы детей).

Учитель. Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.

Б)Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное

«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один, у них нет определенного автора.



В)(твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество

«Творчество» - от слова «творить», создавать.

Учитель. Как появились произведения устного народного творчества?

(ответы детей).

Учитель. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.



Устное народное творчество

Учитель. Как мы можем назвать устное народное творчество? (ответы детей).

Учитель. Правильно «Фольклор». Это английское слово, в переводе означает «народная мудрость». Под ним имеют в виду любое народное творчество. Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

- Но откуда же тогда появились эти книжки? Посмотрите, какую выставку приготовила я. Предположения детей.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами.

Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о малых жанрах устного народного творчества. Вы увидите, что они вам знакомы.

3. Работа по теме урока.

1. Колыбельные

Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

- Послушайте. Что это за произведение?

- Для чего создавались колыбельные песенки?

Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

- Как поются колыбельные?

колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

- Кто-нибудь из вас знает колыбельные?

2. Потешки.

  • Ладушки, ладушки!

  • Где были?

  • У бабушки.

  • Что ели?

  • Кашку.

  • Что пили?

  • Бражку.

  • Кого били?

  • Машку.

. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. 


Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.


Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

- Какое назначение у потешки?

Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.


3.Заклички.


Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! 


 Солнышко, снарядись! 
Красное, покажись! 
Выйди из-за тучи, 
Дам орехов кучу!

Заклички – небольшие детские песенки. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как живые существа.

4 .Приговорки

Слушают, как кукует кукушка, загадывают и считают: сколько раз будет слышно «ку-ку», столько лет проживет загадывающий: 
Кукушка, кукушка, 
Серое брюшко, 
Прокукуй мне: ку, ку – 
Сколько лет жить на веку.

Загадывая, будет ли хороший урожай, дети поют: 
Божья коровка, 
Улети вверх ловко. 
Принеси нам с неба: 
Хлебу замену, 
Грибам подмену, 
Ягодам рост, 
Редьке длинный хвост.


Приговорки – коротенькое стихотворение,

которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

  • От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку.

  • Во время купания ныряют на последних словах приговорки.

  • С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне стальной.


5.Скороговорки


Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

^ Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.


Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.


Скороговорки .


- Чему учат скороговорки?
Скороговорка - это специально подобранная фраза, которую очень трудно проговорить. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова, с удовольствием. 

6.Загадки.


Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? 

^ Светит, сверкает, всех согревает. 

Крашеное коромысло над рекою повисло. 

- Ребята, так что же такое загадка?

Загадки - это великое сокровище человечества. Они собрали в себе и мудрость, и знания. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. Мудрость была в почете всегда. 


7. Небылицы

Выразительно прочти произведение, определи его жанр.

^ Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила. 

Это выдуманные истории, которые созданы не для того, чтобы обмануть кого-то. Напротив. Небылицу можно назвать сказкой, вымыслом, враньем. Очень часто в небылицах автор сообщает о том, где он бывал, что видел и с кем разговаривал, хотя понятно, что это неправда.

8. Дразнилки

Детские дразнилки — это коротенькие стишки, в которых высмеиваются недостатки человека. Обычно дразнилки придумывают сами дети, чтобы защититься от обидчика.

Согласно Толковому словарю русского языка В.И. Даля эти немудреные выражения придумывали специально для того, чтобы намеренно рассердить обидчика. Дразнилки сложены практически для всех русских имен.

Коля, Коля, Николай, 
Сиди дома, не гуляй,
 
В окошко не гляди,
 
Девчонок не дразни.

Но чаще всего детские дразнилки высмеивают различные черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство и т.д.

Жадина, говядина, 
Соленый огурец
 
На полу валяется,
 
Никто его не ест!

С помощью дразнилок дети учатся замечать плохое, несправедливое отношение и поведение. Так дети сами занимаются исправлением недостатков друг друга. К тому же они учатся слышать слова, подбирать их по смыслу и рифмовать. Если же дразнят не за дело, то всегда можно ответить:

Кто как обзывается, тот так и называется!


Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)


9. Пословицы

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Пословица - яркое и образное произведение малого жанра. Пословица воспитывает, поучает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. На пословицах и поговорках воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. 

- Какие пословицы вы знаете?


10. Считалки.

- Ребята, а вы любите игры?

А в какие игры вы любите играть?

Что обязательно делают перед игрой, для того, чтобы выбрать водящего? Что нам в этом поможет? - Ребята, а вы знаете считалки?

Считалки возникли очень давно. Никто не хотел выполнять опасную и трудную работу. Вот тут-то и придумали считалку. Так что в древности считалка играла серьезную роль, она была близка заклинанию.


4. Физминутка.

«Делай, как я!» 

Игра предназначена для малышей, в нее лучше играть на улице, где много места. 
Дети выбирают ведущего. Его задача состоит в том, чтобы придумать и выполнить такие действия, которые было бы трудно повторить остальным играющим, например, перепрыгнуть через что-то, попрыгать 50 раз на одной ноге и т. д. 
Кто не сумел повторить за ведущим – выбывает из игры. 
Можно также ввести правило, что дети водят по очереди, тогда из игры никто не выбывает, все играют просто ради веселья.

5. Закрепление.

- Сейчас вы должны определить жанры УНТ.

Дети работают в парах.

1.

«А то ещё не чудо. Не диковинка,

А были чудеса и почуднее того:

По поднебесью медведь летит

Ушками ,лапками он помахивает,

Серым хвостиком поправливает..»



2 .Собери правильно предложения. Выразительно прочти их.

^ В здоровом теле - один раз отрежь.

Старый друг- всё перетрут.

Терпенье и труд- лучше новых двух. 

Семь раз отмерь- здоровый дух. 

3.Спеть песню

Баю-баюшки-бай-бай -

Маша, Маша, засыпай.

^ Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай -

Баю-баю-баю-бай. 

4.

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

Всегда шагаем мы вдвоем.

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.



5.Раз два три, четыре, пять
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы:
Поводи иди-ка ты.


6.Белые бараны били в барабаны.


Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю

Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!


Работа в группах

Тесты.

1). Ходит Сон у окон.

Ходит к Дрёме на поклон.

Ты входи-ка, Дрёма, в дом,

Напусти нам угомон.

а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка. Почему?


2). Чик, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

а) Пословица; б) Небылица; в) Скороговорка. Почему?


3). Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

а) Загадка; б) Пословица; в) Скороговорка. Отгадайте.

Тесты.


1). На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты такой?

Говори поскорей.

Не задерживай

Добрых и честных людей!

а) Потешка; б) Колыбельная; в) Считалка. Где используется?


2). Под лежачий камень и вода не течет.

а) Считалка; б) Пословица; в) Загадка. О чем она?


3). В пруду у Поликарпа –

Три карася, три карпа.

а) Пословица; б) Скороговорка; в) Загадка Произнесем быстро.


6.Итог урока

Посмотрите, какой наблюдательный народ. Как тонко он мог подметить главное, не зло посмеяться над недостатками. Как богат народный язык и велико мастерство народа в создании произведений.

Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.

А.М. Горький

Вот почему мы изучаем творчество народное.

- Вспомните и назовите то, что мы делали на сегодняшнем уроке (узнали малые жанры фольклора, создали «живой цветок», лепестки, которого это малые жанры).

Я хочу поблагодарить вас всех за урок, молодцы, работали очень хорошо.

Те ребята, кому все было понятно и урок понравился, поднимите красный цвет светофора.

Ребята, у которых задания вызвали затруднения, поднимите зеленый цвет.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Габбасова Альбина Фариховна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190435


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства