Объявление темы урока, постановка цели, задач. Тему урока обучающиеся записывают в тетради.
Актуализация знаний.
Демонстрация статьи «Что такое фольклор», знакомой учащимся с первого урока по изучению устного народного творчества (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb8464c0-8d15-4ef0-abd5-3e05c029602b/%5BLI5RK_6-01%5D_%5BTE_01%5D.htm), беседа по вопросам:
- Что такое фольклор? Каково значение этого слова в отечественном литературоведении?
- Каково значение фольклора в повседневной жизни наших предков? Какое значение имеет фольклор в наше время?
Постановка проблемного вопроса:
- Какие из перечисленных в статье жанров фольклора можно отнести к малым жанрам? Почему? Как вы отличите загадку от других произведений УНТ?
Беседа по вопросу, понятийная обработка сочетания «малые жанры фольклора», начало работы над схемой «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.
Объяснение нового материала.
Работа со статьей «Что такое фольклор»:
- «Эти создания коллективного ума и фантазии народа были его исторической памятью, отражали его жизнь, народное самосознание, нравственные понятия». Как вы считаете, к какому малому жанру устного народного творчества прежде всего могут быть отнесены эти слова? (Пословицы и поговорки) Почему?
- Проверим наши суждения, познакомившись с учебной статьей «Пословицы и поговорки» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fca27ab-ca30-48b1-8a14-74340d8539b6/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTE_03%5D.htm). Ваша задача: во время чтения статьи определить, чем отличаются поговорки от пословиц.
Первичное закрепление нового материала.
Беседа по содержанию статьи, определение отличия поговорок от пословиц.
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)
Работа с интерактивным заданием «Распределите пословицы и поговорки по жанрам» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d00b1f6-8186-491f-8e28-2068002c2cc3/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_04%5D.swf)
- Объясните значение любой понравившейся вам пословицы. В какой ситуации она может быть использована?
Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала.
Работа по вариантам: знакомство со статьей учебника (фрагменты):
1 вариант: «Пригород считалок, или кто съел мои вареники» (стр. 23),
2 вариант: «Небылицы» (стр. 27)
Учебная задача: выявить, как возникли считалки и небылицы, каково их назначение, в каких ситуациях они используются?
Ответы учащихся по поставленным вопросам, выявление жанровых признаков считалок и небылиц, продолжение работы в тетради (схема «Малые жанры фольклора»)
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)
Выполнение интерактивного задания «Соотнесите текст с названием жанра произведения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d56de433-c240-403c-88e8-d5c4f77a616f/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_06%5D.swf)
- В нашей схеме отмечены такие малые жанры УНТ, как загадка, пословица, поговорка, небылица, считалка. Попытаемся узнать эти жанры и правильно соотнести текст с названием жанра. Будьте внимательны: вам предстоит найти произведение такого жанра, о котором мы сегодня не говорили, но который всем вам хорошо знаком. Какой это жанр?
Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала.
Работа со схемой в тетради, с текстом скороговорки из интерактивного задания:
- Для чего нужны скороговорки? Каково их назначение?
- Для правильного произношения каких звуков создана эта скороговорка?
- Какие скороговорки вам еще известны? Произношение каких звуков речи «отрабатывают» эти скороговорки?
9. Систематизация и обобщение.
Подведение итогов урока с одновременной проверкой схемы, составленной в тетради:
- С какими малыми жанрами УНТ мы познакомились сегодня на уроке?
- Почему пословицу можно назвать «сконцентрированная мудрость»?
- Как отличить пословицу от поговорки?
- Что такое считалка? Для чего она нужна?
- По каким признакам вы узнаете небылицу?
- Что такое скороговорка? Как вы узнаете ее среди произведений других малых жанров?
Дополнение схемы (запись в тетради названий тех жанров, изучение которых будет вынесено на следующий урок) – установление связи со следующим уроком.
10. Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание по выбору обучающихся:
1. Мини-сочинение «Любимая пословица моей семьи» (назвать пословицу, объяснить ее значение, рассказать, в каких ситуациях она употребляется членами семьи)
2. Найти информацию и подготовить сообщение о малых жанрах фольклора: прибаутка, закличка, частушка, страшилка.
11. Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.
Коллективное выполнение тестового задания «Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7601d71-eafd-4eb9-96f8-ecff8e1e3579/index_listing.html)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Малые жанры фольклора"»
Воронежский институт развития образования
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов повышения квалификации
по теме:
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности
учителя русского языка и литературы
в условиях реализации ФГОС ООО»
Разработала: Федотова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ БГО Танцырейской СОШ
г. Борисоглебск 2015 г.
Технологическая карта
Тема
Малые жанры фольклора.
Цель:
Задачи:
Планируемые результаты - (совпадают с целью и задачами урока)
Тип урока:
Формы работы учащихся:
Оборудование:
Активизация у обучающихся знания жанров народного поэтического творчества, формирование представлений о малых жанрах фольклора, их своеобразии и особенностях употребления
Предметные:
-знать понятие «фольклор;
-изучить причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора;
Метапредметные:
-формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
-уметь пользоваться справочной литературой;
Личностные:
- осознавать ценность произведений устного народного творчества, богатства его возможностей для выражения разных оттенков мысли в малых жанровых формах.
- понимать роль языка в развитии творческих способностей личности;
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, истории русского народа.
Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам. Организация самостоятельной работы по составлению схемы «Малые жанры фольклора»
Самостоятельное знакомство с текстом статьи, устные ответы на вопросы, самостоятельная индивидуальная работа: составление схемы «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.
Проверка и закрепление полученных знаний
III.Объяснение нового материала
- 4 мин
Изучить статью,
Ответить на вопросы
(ЭОР №2) Демонстрация учебной статьи, постановка проблемного вопроса. Организация самостоятельной работы обучающихся с учебной статьей, организация фронтальной беседы по поставленным вопросам
Самостоятельное знакомство с текстом статьи, самостоятельная индивидуальная работа: формулировка выводов по проблемному вопросу
Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Составляют план и последовательность действий
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
IV. Первичное закрепление нового материала- 4 мин
Ответить на вопросы
Организация фронтальной беседы с обучающимися по вопросам
Устные ответы на вопросы
Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умеют добывать недостающую информацию
V. Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации) - 4 мин
Выполнить интерактивное задание
(ЭОР № 3) «Распределите пословицы и поговорки по жанрам»
Демонстрация интерактивного задания, организация индивидуальной/ коллективной работы по выполнению интерактивного задания.
Организация индивидуальных ответов учащихся по толкованию значения пословиц
Индивидуальная/ коллективная работа по выполнению интерактивного задания, самостоятельная индивидуальная работа по толкованию значения пословиц
Осуществляют контроль своей деятельности
VI. Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала- 5 мин
Ответить на вопросы
Составить схему «Малые жанры фольклора»
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам. Организация самостоятельной индивидуальной работы обучающихся по заполнению схемы «Малые жанры фольклора»
Чтение фрагмента статьи учебника («Небылицы», «Считалки»), индивидуальные устные ответы на вопросы, дополнение схемы «Малые жанры фольклора»
Определяют свою степень овладения материалом
VII. Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации) 5 мин
Выполнить интерактивное задание
(ЭОР № 4) «Соотнесите текст с названием жанра произведения»
Демонстрация интерактивного задания. Организация сндивидуальное/ клора"дуальной работы обучающихся по заполнению схемы "000000000000000000000000000000000000000000000000000000000амостоятельного индивидуального/ коллективного выполнения интерактивного задания
Самостоятельное индивидуальное/ коллективное выполнение интерактивного задания
Осуществляют контроль своей деятельности
VIII. Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала- 4 мин
Ответить на вопросы
Организация фронтальной беседы с учащимися по вопросам («Скороговорки»)
Устные ответы на вопросы, самостоятельное формулирование теоретических выводов на основе имеющегося читательского опыта, дополнение схемы «Малые жанры фольклора»
Определяют свою степень овладения материалом
IX. Систематизация и обобщение - 5 мин
Оценить свою работу на уроке и работу товарищей.
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.
XI. Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями- 5 мин
Выполнить тест
(ЭОР № 5) «Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения»
Демонстрация тестового задания, контроль формирования навыков определения жанровой природы фольклорного произведения, ведение коллективного обсуждения задания
Коллективное выполнение тестового задания
Освоение новых знаний по теме урока
Приложение к плану-конспекту урока
Малые жанры фольклора.
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Объявление темы урока, постановка цели, задач. Тему урока обучающиеся записывают в тетради.
Актуализация знаний.
Демонстрация статьи «Что такое фольклор», знакомой учащимся с первого урока по изучению устного народного творчества (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb8464c0-8d15-4ef0-abd5-3e05c029602b/%5BLI5RK_6-01%5D_%5BTE_01%5D.htm), беседа по вопросам:
- Что такое фольклор? Каково значение этого слова в отечественном литературоведении?
- Каково значение фольклора в повседневной жизни наших предков? Какое значение имеет фольклор в наше время?
Постановка проблемного вопроса:
- Какие из перечисленных в статье жанров фольклора можно отнести к малым жанрам? Почему? Как вы отличите загадку от других произведений УНТ?
Беседа по вопросу, понятийная обработка сочетания «малые жанры фольклора», начало работы над схемой «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.
Объяснение нового материала.
Работа со статьей «Что такое фольклор»:
- «Эти создания коллективного ума и фантазии народа были его исторической памятью, отражали его жизнь, народное самосознание, нравственные понятия». Как вы считаете, к какому малому жанру устного народного творчества прежде всего могут быть отнесены эти слова? (Пословицы и поговорки) Почему?
- Проверим наши суждения, познакомившись с учебной статьей «Пословицы и поговорки» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fca27ab-ca30-48b1-8a14-74340d8539b6/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTE_03%5D.htm). Ваша задача: во время чтения статьи определить, чем отличаются поговорки от пословиц.
Первичное закрепление нового материала.
Беседа по содержанию статьи, определение отличия поговорок от пословиц.
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)
Работа с интерактивным заданием «Распределите пословицы и поговорки по жанрам» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d00b1f6-8186-491f-8e28-2068002c2cc3/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_04%5D.swf)
- Объясните значение любой понравившейся вам пословицы. В какой ситуации она может быть использована?
Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала.
Работа по вариантам: знакомство со статьей учебника (фрагменты):
1 вариант: «Пригород считалок, или кто съел мои вареники» (стр. 23),
2 вариант: «Небылицы» (стр. 27)
Учебная задача: выявить, как возникли считалки и небылицы, каково их назначение, в каких ситуациях они используются?
Ответы учащихся по поставленным вопросам, выявление жанровых признаков считалок и небылиц, продолжение работы в тетради (схема «Малые жанры фольклора»)
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)
Выполнение интерактивного задания «Соотнесите текст с названием жанра произведения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d56de433-c240-403c-88e8-d5c4f77a616f/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_06%5D.swf)
- В нашей схеме отмечены такие малые жанры УНТ, как загадка, пословица, поговорка, небылица, считалка. Попытаемся узнать эти жанры и правильно соотнести текст с названием жанра. Будьте внимательны: вам предстоит найти произведение такого жанра, о котором мы сегодня не говорили, но который всем вам хорошо знаком. Какой это жанр?
Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала.
Работа со схемой в тетради, с текстом скороговорки из интерактивного задания:
- Для чего нужны скороговорки? Каково их назначение?
- Для правильного произношения каких звуков создана эта скороговорка?
- Какие скороговорки вам еще известны? Произношение каких звуков речи «отрабатывают» эти скороговорки?
9. Систематизация и обобщение.
Подведение итогов урока с одновременной проверкой схемы, составленной в тетради:
- С какими малыми жанрами УНТ мы познакомились сегодня на уроке?
- Почему пословицу можно назвать «сконцентрированная мудрость»?
- Как отличить пословицу от поговорки?
- Что такое считалка? Для чего она нужна?
- По каким признакам вы узнаете небылицу?
- Что такое скороговорка? Как вы узнаете ее среди произведений других малых жанров?
Дополнение схемы (запись в тетради названий тех жанров, изучение которых будет вынесено на следующий урок) – установление связи со следующим уроком.
10. Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание по выбору обучающихся:
1. Мини-сочинение «Любимая пословица моей семьи» (назвать пословицу, объяснить ее значение, рассказать, в каких ситуациях она употребляется членами семьи)
2. Найти информацию и подготовить сообщение о малых жанрах фольклора: прибаутка, закличка, частушка, страшилка.
11. Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.
Коллективное выполнение тестового задания «Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7601d71-eafd-4eb9-96f8-ecff8e1e3579/index_listing.html)