« Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».
Ход урока:
- . Знакомство с малыми жанрами фольклора.
- Вступительное слово учителя
II. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.
- Вводная беседа.
- Попробуйте вспомнить несколько пословиц. Употребляете ли вы их в своей речи?
- Как вы думаете, почему пословицы и поговорки широко используют в повседневной речи? Для чего?
Итак, что же такое пословицы и поговорки? Чем они отличаются друг от друга?
Давайте запишем в тетрадях определения пословиц и поговорок.
III. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
« От пословицы не уйдешь»
«Пословица недаром молвится»
«Пословица ввек не сломится»
« Глупая речь – не пословица»
« Красна речь пословицей»
IV. Практическая работа.
1. Найдите пословицу в сказке Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу», объясните ее смысл.
«- Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп – ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернет. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.
- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы окончила? – спрашивает ее Куница.
- Никаких я курсов не окончила, - отвечает Синица.- Бабушка меня шитью выучила.
- А как она учила?
- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.
- Каких?
( можно попросить ответить учащихся, как правило, дети отвечают верно)
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.»
2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете пословицы. Игра «Закончи пословицу». Я называю первую половину пословицы, а вы – вторую.
- Труд человека кормит, (а лень портит)
- Кто много говорит, ( тот мало делает)
- Повторенье - (мать ученья)
- Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает)
- Не спеши языком, (торопись делом)
- Сделал дело, (гуляй смело)
- Куй железо, (пока горячо)
- Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь)
-Мелет до вечера, (а слушать нечего)
- Не все то золото, (что блестит).
- Делу- время, (потехе час).
3.Игра «Назови пословицу» Показываю карточки с написанными на них словами( можно написать на доске).
- Вы должны восстановить пословицу по словам.
- Дело - безделье ( Маленькое дело лучше большого безделья)
- Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)
- Лает – кусает ( На смелого собака лает, а трусливого кусает)
- Куки – скука( Не сиди сложа руки, так не будет и скуки)
- труд- лень (Труд человека кормит , а лень портит)
- Язык – дело ( Не спеши языком, торопись делом)
- Свет – тьма ( Ученье – свет, а неучен6ье – тьма).
4.Отгадайте загадки-пословицы
- Какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в них?
1. « Язык без костей: что хочет, то и лопочет»( болтливость)
2. « Ел да устал, спал да намаялся». (лень)
3. « Подал руку, а подставил ногу»(двуличие)
4. « Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне» (эгоизм)
- Отгадайте, в какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( Делать из мухи слона)
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет).
- Закончите предложение пословицей:
- « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили заданное на дом, объясняли трудные задания. Правильно пословица утверждает: ( Друзья познаются в беде).
- « Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала…( «Новых друзей наживай, а старых не теряй», « Старый друг лучше новых двух»)
V. Домашнее задание.
1. Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить одна из пословиц:
« За всякое дело берись умело»
« Друг познается в беде»
«Без муки нет науки»
«Один в поле не воин»
- Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»
Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: « Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».
Ход урока:
- . Знакомство с малыми жанрами фольклора.
- Вступительное слово учителя.
Мы приступаем с вами к изучению малых жанров устного народного творчества. К малым жанрам устного народного творчества относятся пословицы и поговорки, загадки, частушки, потешки, небылицы. Начнем мы наш разговор о малых жанрах с пословиц и поговорок.
II. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.
- Вводная беседа.
- Попробуйте вспомнить несколько пословиц. Употребляете ли вы их в своей речи?
- Как вы думаете, почему пословицы и поговорки широко используют в повседневной речи? Для чего?
Итак, что же такое пословицы и поговорки? Чем они отличаются друг от друга?
Давайте запишем в тетрадях определения пословиц и поговорок.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом(т.е.поучительным), приноравливаемое к разным случаям жизни.
Поговорка- краткое , преимущественно образное выражение, не составляющее в отличие от пословицы законченного суждения.
Например: Толочь воду в ступе ( поговорка.)
Толочь воду в ступе – вода и будет (пословица)
Никто не знает , когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они идут из далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русские пословицы и поговорки- крылатая мудрость народа, . Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится» Пословицы и поговорки для нас- своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное – свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению. Пословицы и поговорки охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость.
III. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
« От пословицы не уйдешь»
«Пословица недаром молвится»
«Пословица ввек не сломится»
« Глупая речь – не пословица»
« Красна речь пословицей»
IV. Практическая работа.
Яркие, сочные, неувядаемо свежие русские пословицы и поговорки использовались величайшим мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты.
1. Найдите пословицу в сказке Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу», объясните ее смысл.
«- Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп – ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернет. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.
- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы окончила? – спрашивает ее Куница.
- Никаких я курсов не окончила, - отвечает Синица.- Бабушка меня шитью выучила.
- А как она учила?
- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.
- Каких?
( можно попросить ответить учащихся, как правило, дети отвечают верно)
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.»
2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете пословицы. Игра «Закончи пословицу». Я называю первую половину пословицы, а вы – вторую.
- Труд человека кормит, (а лень портит)
- Кто много говорит, ( тот мало делает)
- Повторенье - (мать ученья)
- Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает)
- Не спеши языком, (торопись делом)
- Сделал дело, (гуляй смело)
- Куй железо, (пока горячо)
- Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь)
-Мелет до вечера, (а слушать нечего)
- Не все то золото, (что блестит).
- Делу- время, (потехе час).
3.Игра «Назови пословицу» Показываю карточки с написанными на них словами( можно написать на доске).
- Вы должны восстановить пословицу по словам.
- Дело - безделье ( Маленькое дело лучше большого безделья)
- Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)
- Лает – кусает ( На смелого собака лает, а трусливого кусает)
- Куки – скука( Не сиди сложа руки, так не будет и скуки)
- труд- лень (Труд человека кормит , а лень портит)
- Язык – дело ( Не спеши языком, торопись делом)
- Свет – тьма ( Ученье – свет, а неучен6ье – тьма).
4.Отгадайте загадки-пословицы
- Какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в них?
1. « Язык без костей: что хочет, то и лопочет»( болтливость)
2. « Ел да устал, спал да намаялся». (лень)
3. « Подал руку, а подставил ногу»(двуличие)
4. « Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне» (эгоизм)
- Отгадайте, в какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( Делать из мухи слона)
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет).
- Закончите предложение пословицей:
- « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили заданное на дом, объясняли трудные задания. Правильно пословица утверждает: ( Друзья познаются в беде).
- « Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала…( «Новых друзей наживай, а старых не теряй», « Старый друг лучше новых двух»)
V. Домашнее задание.
1. Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить одна из пословиц:
« За всякое дело берись умело»
« Друг познается в беде»
«Без муки нет науки»
«Один в поле не воин»
- Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»
-
-