kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 « Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

Ход урока:

  1. .  Знакомство с малыми жанрами фольклора.

- Вступительное слово учителя

II. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.

  1. Вводная беседа.

- Попробуйте вспомнить несколько пословиц. Употребляете ли вы их в своей речи?

-  Как вы думаете, почему пословицы и поговорки широко используют в повседневной  речи? Для чего?

 Итак, что же такое пословицы и поговорки? Чем они отличаются друг от друга?

Давайте запишем в тетрадях определения пословиц и поговорок.

III. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.

« От пословицы не уйдешь»

«Пословица недаром молвится»

«Пословица ввек не сломится»

« Глупая речь – не пословица»

« Красна речь пословицей»

IV. Практическая работа.

1. Найдите пословицу в сказке Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу», объясните ее смысл.

«- Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп – ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернет. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.

- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы окончила? – спрашивает ее Куница.

- Никаких я курсов не окончила, - отвечает Синица.- Бабушка меня шитью выучила.

- А как она учила?

- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

- Каких?

( можно попросить ответить учащихся, как правило, дети отвечают верно)

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.»

2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете пословицы. Игра «Закончи пословицу». Я называю первую половину пословицы, а вы – вторую.

-  Труд человека кормит, (а лень портит)

- Кто много говорит, ( тот мало делает)

- Повторенье - (мать ученья)

- Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает)

- Не спеши языком, (торопись делом)

- Сделал дело, (гуляй смело)

- Куй железо, (пока горячо)

- Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь)

-Мелет до вечера, (а слушать нечего)

- Не все то золото, (что блестит).

- Делу- время, (потехе час).

3.Игра «Назови пословицу» Показываю карточки с написанными на них словами( можно написать на доске).

- Вы должны восстановить пословицу по словам.

- Дело - безделье ( Маленькое дело лучше большого безделья)

- Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)

- Лает – кусает ( На смелого собака лает, а трусливого кусает)

- Куки – скука( Не сиди сложа руки, так не будет и скуки)

- труд- лень (Труд человека кормит , а лень портит)

- Язык – дело ( Не спеши языком, торопись делом)

- Свет – тьма ( Ученье – свет, а неучен6ье – тьма).

4.Отгадайте загадки-пословицы

- Какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в них?

1. « Язык без костей: что хочет, то и лопочет»( болтливость)

2. « Ел да устал, спал да намаялся».  (лень)

3. « Подал руку, а подставил ногу»(двуличие)

4. « Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне» (эгоизм)

- Отгадайте, в какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( Делать из мухи слона)

- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет).

- Закончите предложение пословицей:

- « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили заданное на дом, объясняли трудные задания. Правильно пословица утверждает: ( Друзья познаются в беде).

- « Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала…(  «Новых друзей наживай, а старых не теряй», « Старый друг лучше новых двух»)

V.   Домашнее  задание.

1. Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить одна из пословиц:

« За всякое дело берись умело»

« Друг познается в беде»

«Без муки нет науки»

«Один в поле не воин»

  1. Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: « Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

Ход урока:

  1. .  Знакомство с малыми жанрами фольклора.

- Вступительное слово учителя.

 Мы приступаем с вами к изучению  малых жанров устного народного творчества. К малым жанрам устного народного творчества  относятся пословицы и поговорки, загадки, частушки, потешки, небылицы.  Начнем мы наш разговор о малых жанрах с пословиц и поговорок.

II. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.

  1. Вводная беседа.

- Попробуйте вспомнить несколько пословиц. Употребляете ли вы их в своей речи?

-  Как вы думаете, почему пословицы и поговорки широко используют в повседневной  речи? Для чего?

 Итак, что же такое пословицы и поговорки? Чем они отличаются друг от друга?

Давайте запишем в тетрадях определения пословиц и поговорок.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом(т.е.поучительным), приноравливаемое к разным случаям жизни.

Поговорка- краткое , преимущественно образное выражение, не составляющее в отличие от пословицы законченного суждения.

Например: Толочь воду в ступе ( поговорка.)

                    Толочь воду в ступе – вода и будет (пословица)

Никто не знает , когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они идут из далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории.  Русские пословицы и поговорки- крылатая мудрость народа, . Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится» Пословицы и поговорки для нас- своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение  многих веков. Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное – свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению. Пословицы и поговорки охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость.

III. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.

« От пословицы не уйдешь»

«Пословица недаром молвится»

«Пословица ввек не сломится»

« Глупая речь – не пословица»

« Красна речь пословицей»

IV. Практическая работа.

Яркие, сочные, неувядаемо свежие русские пословицы и поговорки использовались величайшим мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и  используют в своих произведениях  пословицы и поговорки писатели и поэты.

1. Найдите пословицу в сказке Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу», объясните ее смысл.

«- Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп – ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернет. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.

- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы окончила? – спрашивает ее Куница.

- Никаких я курсов не окончила, - отвечает Синица.- Бабушка меня шитью выучила.

- А как она учила?

- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

- Каких?

( можно попросить ответить учащихся, как правило, дети отвечают верно)

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.»

2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете пословицы. Игра «Закончи пословицу». Я называю первую половину пословицы, а вы – вторую.

-  Труд человека кормит, (а лень портит)

- Кто много говорит, ( тот мало делает)

- Повторенье - (мать ученья)

- Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает)

- Не спеши языком, (торопись делом)

- Сделал дело, (гуляй смело)

- Куй железо, (пока горячо)

- Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь)

-Мелет до вечера, (а слушать нечего)

- Не все то золото, (что блестит).

- Делу- время, (потехе час).

3.Игра «Назови пословицу» Показываю карточки с написанными на них словами( можно написать на доске).

- Вы должны восстановить пословицу по словам.

- Дело - безделье ( Маленькое дело лучше большого безделья)

- Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)

- Лает – кусает ( На смелого собака лает, а трусливого кусает)

- Куки – скука( Не сиди сложа руки, так не будет и скуки)

- труд- лень (Труд человека кормит , а лень портит)

- Язык – дело ( Не спеши языком, торопись делом)

- Свет – тьма ( Ученье – свет, а неучен6ье – тьма).

4.Отгадайте загадки-пословицы

- Какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в них?

1. « Язык без костей: что хочет, то и лопочет»( болтливость)

2. « Ел да устал, спал да намаялся».  (лень)

3. « Подал руку, а подставил ногу»(двуличие)

4. « Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне» (эгоизм)

- Отгадайте, в какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( Делать из мухи слона)

- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет).

- Закончите предложение пословицей:

- « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили заданное на дом, объясняли трудные задания. Правильно пословица утверждает: ( Друзья познаются в беде).

- « Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала…(  «Новых друзей наживай, а старых не теряй», « Старый друг лучше новых двух»)

V.   Домашнее  задание.

1. Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить одна из пословиц:

« За всякое дело берись умело»

« Друг познается в беде»

«Без муки нет науки»

«Один в поле не воин»

  1. Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»

 

 

 

-

 

 

 

 

  

 

 

-

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки" »

Автор: Бондаренко Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы, школа №37, г. Каменск-Уральский.

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: « Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

Ход урока:

I. Знакомство с малыми жанрами фольклора.

- Вступительное слово учителя.

Мы приступаем с вами к изучению малых жанров устного народного творчества. К малым жанрам устного народного творчества относятся пословицы и поговорки, загадки, частушки, потешки, небылицы. Начнем мы наш разговор о малых жанрах с пословиц и поговорок.

II. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.

  1. Вводная беседа.

- Попробуйте вспомнить несколько пословиц. Употребляете ли вы их в своей речи?

- Как вы думаете, почему пословицы и поговорки широко используют в повседневной речи? Для чего?

Итак, что же такое пословицы и поговорки? Чем они отличаются друг от друга?

Давайте запишем в тетрадях определения пословиц и поговорок.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом(т.е.поучительным), приноравливаемое к разным случаям жизни.

Поговорка- краткое , преимущественно образное выражение, не составляющее в отличие от пословицы законченного суждения.

Например: Толочь воду в ступе ( поговорка.)

Толочь воду в ступе – вода и будет (пословица)

Никто не знает , когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они идут из далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русские пословицы и поговорки- крылатая мудрость народа, . Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится» Пословицы и поговорки для нас- своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное – свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению. Пословицы и поговорки охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость.

III. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.

« От пословицы не уйдешь»

«Пословица недаром молвится»

«Пословица ввек не сломится»

« Глупая речь – не пословица»

« Красна речь пословицей»

IV. Практическая работа.

Яркие, сочные, неувядаемо свежие русские пословицы и поговорки использовались величайшим мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты.

1. Найдите пословицу в сказке Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу», объясните ее смысл.

«- Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп – ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернет. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.

- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы окончила? – спрашивает ее Куница.

- Никаких я курсов не окончила, - отвечает Синица.- Бабушка меня шитью выучила.

- А как она учила?

- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

- Каких?

( можно попросить ответить учащихся, как правило, дети отвечают верно)

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.»

2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете пословицы. Игра «Закончи пословицу». Я называю первую половину пословицы, а вы – вторую.

- Труд человека кормит, (а лень портит)

- Кто много говорит, ( тот мало делает)

- Повторенье - (мать ученья)

- Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает)

- Не спеши языком, (торопись делом)

- Сделал дело, (гуляй смело)

- Куй железо, (пока горячо)

- Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь)

-Мелет до вечера, (а слушать нечего)

- Не все то золото, (что блестит).

- Делу- время, (потехе час).

3.Игра «Назови пословицу» Показываю карточки с написанными на них словами( можно написать на доске).

- Вы должны восстановить пословицу по словам.

- Дело - безделье ( Маленькое дело лучше большого безделья)

- Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)

- Лает – кусает ( На смелого собака лает, а трусливого кусает)

- Куки – скука( Не сиди сложа руки, так не будет и скуки)

- труд- лень (Труд человека кормит , а лень портит)

- Язык – дело ( Не спеши языком, торопись делом)

- Свет – тьма ( Ученье – свет, а неучен6ье – тьма).

4.Отгадайте загадки-пословицы

- Какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в них?

1. « Язык без костей: что хочет, то и лопочет»( болтливость)

2. « Ел да устал, спал да намаялся». (лень)

3. « Подал руку, а подставил ногу»(двуличие)

4. « Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне» (эгоизм)

- Отгадайте, в какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( Делать из мухи слона)

- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет).

- Закончите предложение пословицей:

- « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили заданное на дом, объясняли трудные задания. Правильно пословица утверждает: ( Друзья познаются в беде).

- « Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала…( «Новых друзей наживай, а старых не теряй», « Старый друг лучше новых двух»)

V. Домашнее задание.

1. Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить одна из пословиц:

« За всякое дело берись умело»

« Друг познается в беде»

«Без муки нет науки»

«Один в поле не воин»

  1. Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»







-














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Автор: Бондаренко Анастасия Александровна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока-игры  "«Забавой он людей исправил…»  ( по биографии и творчеству И.А.Крылова)""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaighryzabavoionliudieiispravilpobioghrafiiitvorchiestvuiakrylova"
    ["file_id"] => string(6) "271727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451748110"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развивающее занятие социального педагога  «Учусь общаться»"
    ["seo_title"] => string(72) "razvivaiushchieie-zaniatiie-sotsial-nogho-piedaghogha-uchus-obshchat-sia"
    ["file_id"] => string(6) "311422"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459191459"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства