Предложен конспект урока в 9 классе на основе учебно-методического комплекса под редакцией Коровиной c разнообразными формами работы: фронтальной, групповой, индивидуальной. В основу построения данного урока положены элементы современных познавательных технологий: личностно-ориентированный подход к работе с учащимися и элементы технологии критического мышления. Эмоциональность, насыщенность материала, стадия вызова и осмысления, рефлексия, различные формы работы, просмотр презентации, прослушивание музыки позволяют говорить, что урок имеет обучающий, воспитывающий характер
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)
- Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)
3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.
- Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?
- Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)
- Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)
-Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)
- С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок»)(СЛАЙД № 5)
Сообщение темы и целей урока.
- К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.
Проверка индивидуальных домашних заданий
- Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.
- Первое задание - найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка)(СЛАЙД № 7)
- Второе задание – вспомнить характерные признаки баллады. (СЛАЙД № 8) (запись в тетрадь)
Анализ произведения
Исследовательская работа
- А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.
- Ответ 1 варианта на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)
- Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?
(Ответ учащихся)
- В тексте:
Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.
Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.
Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…
Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.
Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым
- Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)
- Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)
- В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)
- Символом чего является голубь? (В народе - символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?
- А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)
- Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)
2. Анализ поэтического текста.
-Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.
- Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.
- как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)
- Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?
- Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)
- Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?
- Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)
- В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)
- До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)
- Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)
-Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.
- Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)
- Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)
- Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.
- Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)
- Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.
- Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)
цвет
значение
доводы
местоположение
белый
печаль
снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона
сон Светланы
белый
чистота
белая скатерть, белый голубь
И наяву (до сна) и во сне Светланы
чёрный
печаль
чёрная даль, чёрный ворон
сон Светланы
алый
теплота, забота, нежность
"пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого
пробуждение Светланы
- Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)
- Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.
- И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)
4. Подведение итогов
- Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?
- В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..» (СЛАЙД №20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве),
7. Домашнее задание - Выучить отрывок из баллады
8.Выставление оценок, подведение итогов 9. Организационный конец урока
Приложение №1
Сообщение ученика «История создания баллады «Светлана»».
Особой строкой в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского проходит любовь.
Сводная сестра Жуковского Екатерина Афанасьевна Протасова пригласила его стать наставником и домашним учителем своих племянниц – 12-летней Маши и 10-летней Саши Протасовых.
22-летний Жуковский преподавал девочкам русскую и зарубежную словесность, историю. С увлечением отдавался занятиям с милыми и умными девочками. Их обучение длилось 3 года.
Позже Жуковский понял, что сильно влюблён в Машу. Маша отвечала взаимностью. Но Екатерина Афанасьевна была против их брака в будущем. Жуковский изо всех сил боролся за своё счастье, но надежды не было.
«Сердце ноет, когда подумаешь, чего и для чего меня лишили», – пишет он.
Маша Протасова выходит замуж за хорошего и любящего её человека – доктора Мойера, но любовь к Жуковскому сохранила на всю жизнь.
Второй племяннице, Саше Протасовой, в качестве свадебного подарка Жуковский преподнёс балладу «Светлана» - самое светлое произведение, основанное на русских народных обычаях и поверьях.
Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год.
Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».
Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.
Приложение №2
Сообщение о святочных гаданиях.
Из истории.
В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.
Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.
Гадали как правило на суженого.
Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.
Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде.
Гадать направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.
Гадание с подблюдными песнями.
Молодые люди (не менее 6 человек) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание.
Гадание по валенку.
Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.
Гадание на кур.
В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.
Гадание по снегу.
Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.
Гадание с зеркалами.
Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга, освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый;
Приложение №3
Жанровые особенности баллады:
1.Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
2.Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
3.Реальное сочетается с фантастическим.
4.Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
5.Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).
6.Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)
Жанровые особенности баллады:
1.Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
2.Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
3.Реальное сочетается с фантастическим.
4.Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
5.Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).
6.Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)
Жанровые особенности баллады:
1.Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
2.Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
3.Реальное сочетается с фантастическим.
4.Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
5.Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).
6.Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)
Жанровые особенности баллады:
1.Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.
2.Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
3.Реальное сочетается с фантастическим.
4.Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
5.Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).
6.Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т.д.)
Приложение 4
- Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
- В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
- Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
- Девушки гадают в крещенский вечер.
- Светлане является её жених и увозит её венчаться.
- Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.