kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Цели урока: рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения; формировать систему нравственных ценностей; вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.

  2. Оборудование урок: портрет В. А. Жуковского, репродукция картины Карла Павловича Брюллова “Гадающая Светлана”, опорные схемы, мультимедийная установка

    Эпиграфы к уроку:

    Верность - заповедь любви, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Тельман)

    С верой нет ничего невозможного. (Пословица)

    Ход урока

    1. Орг. момент, сообщение целей урока.

    2. Проверка домашнего задания. (Чтение учащимися наизусть баллады И. Гёте “Лесной царь”)

    - Лесной царь: кто он? Царь, сидящий на троне, или мифическое существо?

    - Кто является автором перевода данной баллады?

    3. Слово учителя:

    Ребята, работая над переводами баллад, В. А, Жуковский задумался над тем, чтобы самому написать балладу.

    Вопросы к классу

    1. Что такое баллада? 2. На какие группы делятся баллады? Приведите примеры названий ранее изученных баллад. 3. В чём состоит отличие народной баллады от литературной? (При повторении можно использовать схему,которую учащиеся заполняют после каждого ответа на поставленный вопрос. )

    БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.

    Народная баллада – баллада, созданная народом.

    Литературная баллада – баллада, написанная определённым автором.

    4. Сообщение учащегося о творчестве В. А. Жуковского и истории написания баллады “Светлана”.

    За 25 лет (1808 - 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла - всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы.

    Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта - успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом.

    Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.

    5. Работа над эпиграфами урока. Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете эти высказывания? Верность - стойкость и неизменность в чувствах. Вера - убеждённость, глубокая уверенность в чём-нибудь.

    6. Работа над текстом У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.

    Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?

    - Чтение учителем начала баллады/наизусть/

    - Работа консультантов (дети объясняют смысл гаданий, перечисленных в балладе)

    7. Слово учителя

    Перед вами репродукция картины известного русского художника К. П. Брюллова “Гадающая Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады.

     

    Светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром.

    Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Свой ответ подтвердите примером из текста:

    Милый друг далёко;
    Мне судьбина умереть
    В грусти одинокой.
    Год промчался - вести нет;
    Он ко мне не пишет,
    Ах! А им лишь красен свет,
    Им лишь сердце дышит…

    Любовь в балладе дана в ареоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры:

    Утоли печаль мою
    Ангел-утешитель

    Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

    8. Работа над выразительными средствами.

    В балладе преобладает два цвета. Назовите их /белый и чёрный/.

    Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини Светлана - “светлая”.

    Гиперболический ряд - усиление признака от меньшего к большему и наоборот.

    Печаль —> Страх —> Горе

    Как вы думаете, какой момент в данном произведении является кульминационным?/пробуждение Светланы/

    Найдите его в тексте.

    Почему все страшные события отнесены в сон?

    Итак, основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности.

     

    Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких.

    Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым.

    В заключительной части баллады найдите слова, с которыми автор обращается к своей героине/ “моя краса”, “моя Светлана”/

    О чём они свидетельствуют?

    9. Лексическая работа.

    Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица, обитель. Что объединяет эти слова? /их значение - жилище/

    А при работе над словами: очи, перси, уста нам поможет специальная таблица.

    Какие слова из данной таблицы вам встречались раньше?

    10. Вывод по уроку: Жуковский отступил от привычного сюжета баллады, потому что его героиня смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры.

    Д/з  Выучить наизусть отрывок 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе" »

Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе"

Цели урока: рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения; формировать систему нравственных ценностей; вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.

Оборудование урок: портрет В. А. Жуковского, репродукция картины Карла Павловича Брюллова “Гадающая Светлана”, опорные схемы, мультимедийная установка

Эпиграфы к уроку:

Верность - заповедь любви, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Тельман)

С верой нет ничего невозможного. (Пословица)

Ход урока

1. Орг. момент, сообщение целей урока.

2. Проверка домашнего задания. (Чтение учащимися наизусть баллады И. Гёте “Лесной царь”)

- Лесной царь: кто он? Царь, сидящий на троне, или мифическое существо?

- Кто является автором перевода данной баллады?

3. Слово учителя:

Ребята, работая над переводами баллад, В. А, Жуковский задумался над тем, чтобы самому написать балладу.

Вопросы к классу

1. Что такое баллада? 2. На какие группы делятся баллады? Приведите примеры названий ранее изученных баллад. 3. В чём состоит отличие народной баллады от литературной? (При повторении можно использовать схему,которую учащиеся заполняют после каждого ответа на поставленный вопрос. )

БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.

Народная баллада – баллада, созданная народом.

Литературная баллада – баллада, написанная определённым автором.

4. Сообщение учащегося о творчестве В. А. Жуковского и истории написания баллады “Светлана”.

За 25 лет (1808 - 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла - всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы.

Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта - успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом.

Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.

5. Работа над эпиграфами урока. Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете эти высказывания? Верность - стойкость и неизменность в чувствах. Вера - убеждённость, глубокая уверенность в чём-нибудь.

6. Работа над текстом У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.

Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?

- Чтение учителем начала баллады/наизусть/

- Работа консультантов (дети объясняют смысл гаданий, перечисленных в балладе)

7. Слово учителя

Перед вами репродукция картины известного русского художника К. П. Брюллова “Гадающая Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады.



Светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром.

Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Свой ответ подтвердите примером из текста:

Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет,
Ах! А им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…

Любовь в балладе дана в ареоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры:

Утоли печаль мою
Ангел-утешитель

Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

8. Работа над выразительными средствами.

В балладе преобладает два цвета. Назовите их /белый и чёрный/.

Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини Светлана - “светлая”.

Гиперболический ряд - усиление признака от меньшего к большему и наоборот.

Печаль — Страх — Горе

Как вы думаете, какой момент в данном произведении является кульминационным?/пробуждение Светланы/

Найдите его в тексте.

Почему все страшные события отнесены в сон?

Итак, основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности.



Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких.

Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым.

В заключительной части баллады найдите слова, с которыми автор обращается к своей героине/ “моя краса”, “моя Светлана”/

О чём они свидетельствуют?

9. Лексическая работа.

Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица, обитель. Что объединяет эти слова? /их значение - жилище/

А при работе над словами: очи, перси, уста нам поможет специальная таблица.

Какие слова из данной таблицы вам встречались раньше?

10. Вывод по уроку: Жуковский отступил от привычного сюжета баллады, потому что его героиня смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры.



Д/з Выучить наизусть отрывок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе"

Автор: Балтабаева Рымкеш Райхановна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171974


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства