kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жуковский " Спящая царевна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна»

 

1. Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь:

а) ведьма; б) царь Матвей;

в) рак; г) добрый волшебник?

2. Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку:

а) так как было украдено двенадцатое блюдо;

б) так захотела царица;

в) так как он испугался её;

г) потому что она была хромоногая, старая, злая?

3. Как отомстила злая старуха за то, что её не позвали на пир:

а) она усыпила царевну;

б) предсказала смерть царевны

в) подарила отравленное яблоко;

г) превратила царевну в жабу?

4. Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено; б) яблоко;

в) гребень; г) зеркало?

5. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:

а) она подарила царевне волшебное кольцо;

б) она дала выпить царевне живой воды;

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;

г) она заменила смерть 300-летним сном?

6. Как старался царь отвести беду от любимой дочери:

а) запретил царевне выходить из дворца;

б) издал указ, запрещающий прясть;

в) приказал убить злую колдунью;

г) приказал уничтожить все веретёна и прялки?

7. Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей; г) служанкой?

8. Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство; г) царевна умерла?

9. Изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор», поэт использует:

а) сравнение; б) метафору;

в) эпитет; г) гиперболу.

10. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает вам сказка «Спящая царевна»:

а) о рыбаке и рыбке;

б) о попе и его работнике Балде;

в) о мёртвой царевне и семи богатырях;

г) о золотом петушке?

Тема. "Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна". Сходные и различные черты литературной и народной сказки"

Ход урока

1. Орг момент

2. Вступительная беседа. 

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

- Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?

Создание проблемной ситуации. 

-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)

-А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна», а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Кто же выиграл это состязание?

Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение.

Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки

 4. Анализ содержания сказки

- Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.

- Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

- Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?

Наличие чуда

· Столкновение с волшебной силой

· Существование какого-либо запрета

· Волшебные персонажи

· Волшебные предметы

· Символы

На какие четыре части можно разделить сказку? (

Пророчество рака

Предсказания чародеек

Заколдованный сон

Пробуждение

- О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

- Почему автор называет рака пророком? (Пророк — предсказатель будущего).

- Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери?

- Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? Прочитайте.

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

- Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)

- Сколько лет длился сон?

- Кто же разбудил спящую царевну?

- От кого он узнал о спящей царевне?

- Что поведал ему старик? Прочитайте.

- Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

Опасен путь, всякий, кто попадал в лес – погибал, но не испугался царский сын, а … «вспыхнул, шпоры втиснул в коня, стрелой помчался в одно мгновенье».

И перед ним расступился лес неприступный, страшный, вместо терновника - кусты молодые с розами. Как будто его ждали. Он достоин красавицы. Именно он. Хотя много смельчаков «по сказанью стариков» в лес брались сходить. Даже бились об заклад. И ходили – но назад не пришел никто. «С тех пор ни старик, ни молодой за царевной ни ногой». Почему? Страшно.

А ему было страшно?. «И ничто не страшно в нём». Сомнение какое-то, растерянность, нерешительность были. Но не страх. Но … Послушайте цитату А. Макаренко о храбрости: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может.

Царский сын вроде бы подвига, как в русских народных сказках и былинах не совершал, боя со Змеем Горынычем или былинным Соловьем-Разбойником не было, или с ратью вражеской. Но автор считает его храбрым мужчиной, отважным героем. Почему?

- Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

- Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

- Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

- Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

- Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

- От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

- Прочитайте описание портрета царевны.

- Какой же была царевна?

- Как заканчивается сказка?

- Что же побеждает в этой сказке?

- В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

- Какова же главная мысль сказки? (Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

6. Итог урока.

- Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.

7. Рефлексия

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда. 
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда. 
Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

8. Домашнее задание. Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным. Нарисовать рисунок к сказке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жуковский " Спящая царевна"»

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна»


1. Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь:

а) ведьма; б) царь Матвей;

в) рак; г) добрый волшебник?


2. Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку:

а) так как было украдено двенадцатое блюдо;

б) так захотела царица;

в) так как он испугался её;

г) потому что она была хромоногая, старая, злая?


3. Как отомстила злая старуха за то, что её не позвали на пир:

а) она усыпила царевну;

б) предсказала смерть царевны

в) подарила отравленное яблоко;

г) превратила царевну в жабу?


4. Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено; б) яблоко;

в) гребень; г) зеркало?


5. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:

а) она подарила царевне волшебное кольцо;

б) она дала выпить царевне живой воды;

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;

г) она заменила смерть 300-летним сном?


6. Как старался царь отвести беду от любимой дочери:

а) запретил царевне выходить из дворца;

б) издал указ, запрещающий прясть;

в) приказал убить злую колдунью;

г) приказал уничтожить все веретёна и прялки?


7. Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей; г) служанкой?


8. Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство; г) царевна умерла?


9. Изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор», поэт использует:

а) сравнение; б) метафору;

в) эпитет; г) гиперболу.


10. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает вам сказка «Спящая царевна»:

а) о рыбаке и рыбке;

б) о попе и его работнике Балде;

в) о мёртвой царевне и семи богатырях;

г) о золотом петушке?







Тема. "Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна". Сходные и различные черты литературной и народной сказки"

Ход урока

1. Орг момент

2. Вступительная беседа. 

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

- Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?

Создание проблемной ситуации. 

-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)

-А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна», а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Кто же выиграл это состязание?

Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение.

Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки

4. Анализ содержания сказки

- Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.

- Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

- Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?

Наличие чуда

· Столкновение с волшебной силой

· Существование какого-либо запрета

· Волшебные персонажи

· Волшебные предметы

· Символы

На какие четыре части можно разделить сказку? (



Пророчество рака

Предсказания чародеек

Заколдованный сон

Пробуждение

- О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

- Почему автор называет рака пророком? (Пророк — предсказатель будущего).

- Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери?

- Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? Прочитайте.

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

- Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)

- Сколько лет длился сон?

- Кто же разбудил спящую царевну?

- От кого он узнал о спящей царевне?

- Что поведал ему старик? Прочитайте.

- Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

Опасен путь, всякий, кто попадал в лес – погибал, но не испугался царский сын, а … «вспыхнул, шпоры втиснул в коня, стрелой помчался в одно мгновенье».

И перед ним расступился лес неприступный, страшный, вместо терновника - кусты молодые с розами. Как будто его ждали. Он достоин красавицы. Именно он. Хотя много смельчаков «по сказанью стариков» в лес брались сходить. Даже бились об заклад. И ходили – но назад не пришел никто. «С тех пор ни старик, ни молодой за царевной ни ногой». Почему? Страшно.

А ему было страшно?.. «И ничто не страшно в нём». Сомнение какое-то, растерянность, нерешительность были. Но не страх. Но … Послушайте цитату А. Макаренко о храбрости: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может.

Царский сын вроде бы подвига, как в русских народных сказках и былинах не совершал, боя со Змеем Горынычем или былинным Соловьем-Разбойником не было, или с ратью вражеской. Но автор считает его храбрым мужчиной, отважным героем. Почему?

- Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

- Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

- Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

- Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

- Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

- От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

- Прочитайте описание портрета царевны.

- Какой же была царевна?

- Как заканчивается сказка?

- Что же побеждает в этой сказке?

- В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

- Какова же главная мысль сказки? (Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

6. Итог урока.

- Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.

7. Рефлексия

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда. 
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда. 
Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

8. Домашнее задание. Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным. Нарисовать рисунок к сказке.



























































9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Жуковский " Спящая царевна"

Автор: Угрюмова Наталья Ивановна

Дата: 09.01.2023

Номер свидетельства: 622593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Урок по теме: "Сказка В.А.Жуковского "Спящая царевна". Сходные и различные черты литературной и народной сказки""
    ["seo_title"] => string(108) "urokpotiemieskazkavazhukovskoghospiashchaiatsarievnaskhodnyieirazlichnyiechiertylitieraturnoiinarodnoiskazki"
    ["file_id"] => string(6) "270018"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450972665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "открытый урок по теме: "урок - мастерская "Добро и Зло" по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" + презентация и музыкальное сопровождение"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_tiemie_urok_mastierskaia_dobro_i_zlo_po_skazkie_v_a_zhukovskogh"
    ["file_id"] => string(6) "354026"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477972011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе. Тест по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» "
    ["seo_title"] => string(113) "didaktichieskii-matierial-k-uroku-litieratury-v-5-klassie-tiest-po-skazkie-v-a-zhukovskogho-spiashchaia-tsarievna"
    ["file_id"] => string(6) "243979"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445867929"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по литературе в 5 классе по теме: "В.А.Жуковский "Спящая царевна" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-5-klassie-po-tiemie-v-a-zhukovskii-spiashchaia-tsarievna"
    ["file_id"] => string(6) "191712"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427360887"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "презентация к уроку В.А.Жуковского "Спящая царевна" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-v-a-zhukovskogho-spiashchaia-tsarievna"
    ["file_id"] => string(6) "243701"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445788926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства