Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна»
1. Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь:
а) ведьма; б) царь Матвей;
в) рак; г) добрый волшебник?
2. Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку:
а) так как было украдено двенадцатое блюдо;
б) так захотела царица;
в) так как он испугался её;
г) потому что она была хромоногая, старая, злая?
3. Как отомстила злая старуха за то, что её не позвали на пир:
а) она усыпила царевну;
б) предсказала смерть царевны
в) подарила отравленное яблоко;
г) превратила царевну в жабу?
4. Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:
а) веретено; б) яблоко;
в) гребень; г) зеркало?
5. Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:
а) она подарила царевне волшебное кольцо;
б) она дала выпить царевне живой воды;
в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50;
г) она заменила смерть 300-летним сном?
6. Как старался царь отвести беду от любимой дочери:
а) запретил царевне выходить из дворца;
б) издал указ, запрещающий прясть;
в) приказал убить злую колдунью;
г) приказал уничтожить все веретёна и прялки?
7. Кем на самом деле была старушка-пряха:
а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;
в) злой колдуньей; г) служанкой?
8. Как сбылось предсказание колдуньи:
а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;
в) заснуло всё царство; г) царевна умерла?
9. Изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор», поэт использует:
а) сравнение; б) метафору;
в) эпитет; г) гиперболу.
10. Какую сказку А. С. Пушкина напоминает вам сказка «Спящая царевна»:
а) о рыбаке и рыбке;
б) о попе и его работнике Балде;
в) о мёртвой царевне и семи богатырях;
г) о золотом петушке?
Тема. "Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна". Сходные и различные черты литературной и народной сказки"
Ход урока
1. Орг момент
2. Вступительная беседа.
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.
- Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?
Создание проблемной ситуации.
-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)
-А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна», а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Кто же выиграл это состязание?
Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение.
Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки
4. Анализ содержания сказки
- Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
- Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
- Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?
Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
На какие четыре части можно разделить сказку? (
Пророчество рака
Предсказания чародеек
Заколдованный сон
Пробуждение
- О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.
- Почему автор называет рака пророком? (Пророк — предсказатель будущего).
- Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?
- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери?
- Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? Прочитайте.
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?
- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?
- Исполнилось ли это заклинание? Почему?
Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.
- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)
- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)
- Сколько лет длился сон?
- Кто же разбудил спящую царевну?
- От кого он узнал о спящей царевне?
- Что поведал ему старик? Прочитайте.
- Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?
Опасен путь, всякий, кто попадал в лес – погибал, но не испугался царский сын, а … «вспыхнул, шпоры втиснул в коня, стрелой помчался в одно мгновенье».
И перед ним расступился лес неприступный, страшный, вместо терновника - кусты молодые с розами. Как будто его ждали. Он достоин красавицы. Именно он. Хотя много смельчаков «по сказанью стариков» в лес брались сходить. Даже бились об заклад. И ходили – но назад не пришел никто. «С тех пор ни старик, ни молодой за царевной ни ногой». Почему? Страшно.
А ему было страшно?. «И ничто не страшно в нём». Сомнение какое-то, растерянность, нерешительность были. Но не страх. Но … Послушайте цитату А. Макаренко о храбрости: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может.
Царский сын вроде бы подвига, как в русских народных сказках и былинах не совершал, боя со Змеем Горынычем или былинным Соловьем-Разбойником не было, или с ратью вражеской. Но автор считает его храбрым мужчиной, отважным героем. Почему?
- Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?
- Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)
Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нем.
- Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?
- Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?
- Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.
- От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?
- Прочитайте описание портрета царевны.
- Какой же была царевна?
- Как заканчивается сказка?
- Что же побеждает в этой сказке?
- В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:
…И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца.
-О чем говорится в этих строках?
- Какова же главная мысль сказки? (Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)
6. Итог урока.
- Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.
7. Рефлексия
А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)
Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.
8. Домашнее задание. Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным. Нарисовать рисунок к сказке.