kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе "И. А. Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует программному изучению литературного чтения в 4 классе. В содержании можно посмотреть творческую работу детей над произведением И. А. Бунина "Листопад", увидеть метапредметные связи (ИЗО, музыка, литература). Есть загадки, пословицы об осени, занимательный материал, краткие сведения об авторе произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе "И. А. Бунин "Листопад"»

Тема: И.А. Бунин «Листопад». Закрепление по теме

« Поэтическая тетрадь»

Цель: создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».

2. Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.

3. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

4. Развивать образное мышление, речь, воображение.

5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

6. Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.

7. Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)



Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.



Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование.

Основной приём: беседа.

Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная.

Место урока в учебном плане. Первый урок в разделе «Произведения И.А.Бунина. Листопад».

Прогнозируемые результаты.

- на уроке будет создана благоприятная обстановка;

- в ходе урока дети правильно сделают анализ стихотворения, сделают вывод о том,

как важно видеть художественные картины, созданные автором, выражать свои

чувства по отношению к прочитанному;

- использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за

счёт использования зрительных демонстраций.



Оборудование. Для учителя:

1. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса

2. Ноктюрн Ф.Шопена « Мелодия осени».

3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме « Листопад.»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Определить строки произведений и их авторов:

« Поэтическая тетрадь»



1.Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И………………….. елей ветви шевелит.



2.Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

…………………….Лишь два крыла.



3.Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

………………………Слепит мне очи он.



4. «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -

«Милые крошки! Из вашей сторонки……………………….Гонят меня холода и дожди.



5.Кротко звезд золотое сиянье

В чистом поле покой и молчанье

Точно в храме стою я в тиши

………………………И в восторге молюсь от души.

II.Активизация. Мотивация учебной деятельности.



-Какую тему на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали? Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения?

Солнцу теплому не верьте -Впереди метели.

В золотистой круговерти Листья полетели.

Это я пришла с дождями,Листопадом и ветрами. (Осень)

- Назовите осенние приметы.

- Послушайте стихотворение и дополните свои ответы

Осень – это тучи, Лужи и дожди.

Слякоть, непогода.

Ждёт зимы природа,

И тепла от солнышка Ты уже не жди.

Осень – это листьев

Чудо – разноцветье,

Нити паутинок, Хризантем цветенье.

Осень – это птицы К югу полетели,

Это листопада Плавное круженье.

Осень с урожаем Овощей и фруктов,

С тёплою одеждой, С крышей из зонтов,

С вянущей травою, Спячкою медведя,

С множеством запасов Средь густых лесов.

- О каких еще приметах осени говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

III.Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с осенью, ее особенностями и красотой через чтение, музыку и изобразительное искусство.

IV.Работа по теме урока



1.Работа в группах



* Подберите эпитеты-образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя, дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.



* Составьте пословицы:



Осень велика, зима долга



Осень идет, за собою дождь ведет



Осень прикажет, весна свое скажет



Осень - перемен восемь



Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется



- Объясните значение одной из пословиц.



* Составьте четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать

Осень добрая пришла, нам подарки принесла.

Яблоки и груши очень любим кушать.

- Молодцы! Каждой группе удалось раскрыть картинку в нашем калейдоскопе

2.Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на нашу книжную выставку. Как вы думаете, о каком времени года мы можем в них прочитать? (Об осени.)

- А как вы это поняли?

- Посмотрите внимательно, нет ли на выставке лишних книг?



- Как вы поняли, что лишняя именно эта книга? ( Не соответствует обложка и название книги.)



- Как можно назвать эту выставку? (Осень.)

111 .Изучение нового материала

1. Загадка.

- О каком времени года будем читать стихотворение?

Золотистая косичка –

Это рыжая сестричка

Убирает, веет,

Косит,Урожай в амбары носит.(осень)



2. Речевая разминка.



Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке … (листопад).

Давайте рассмотрим произведение, попробуем оказаться внутри него, вжиться в образный мир природы, пережить настроение автора, его раздумья.



Рассказ ученика.

Сообщение темы урока.

Внимание на экран



Читает учитель.

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

4.Работа над новым материалом Слово учителя об И.А.Бунине.

В 11лет Иван Бунин поступил в гимназию, но, проучившись меньше четырех классов, был вынужден ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета, проходил дома под руководством старшего брата Юлия.



Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в городе Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских войск.

В 1933 году, когда Ивану Андреевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Нобелевская премия денежное вознаграждение за выдающиеся заслуги ( приносит большую известность и популярность на весь мир)

Последние годы Бунин провел в бедности. Он очень тосковал по родине, но не вернулся – в возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевтев-де-Буа.

Еще при жизни Бунина вышло одиннадцатитомное собрание его сочинений.

Вывод: стихи и рассказы писатель посвятил России -её природе и людям

В этом году исполнилось бы 145 лет

Знакомство со стихотворением И.А.Бунина. Выразительное чтение учителем.



Работа над стихотворением “Листопад”.

-Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств?(Краски.) -А композитор? (Ноты).- А чем пользуется поэт? (Словом).-Что характерно для прозаической речи? (Это естественная речь).-А что свойственно поэтическому языку? (Чёткий ритм, краткость, наличие рифмы–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель И.А.Бунин. ).-Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени.



7. Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем парке листопад.



Творческая работа.



- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья. Обведите листочек в своей тетради. Напишите в нем, что вы представили, когда услышали слово листопад. (Чтение записей учащихся.)





- А теперь послушайте, как Бунин описывает листопад. (С закрытыми глазами.)

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?



10. Словарно – лексическая работа.



-Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, давайте разберём их значение.(На экране спроектированы слова, их значение, и показан цвет).



- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.

- Подберите синонимы к словам Лиловый – фиолетовый, сиреневый;

Золотой – желтый, изумительный;

Багряный – красный.



- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.

11. Работа над содержанием стихотворения.



- Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес И.А.Бунину? (Терем расписной).

- Выпишем сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.



Лес – терем расписной.

Лес стоит стеной.

Елочки темнеют – как вышки.

Синеют просветы в небо, что оконца.

Пустая поляна – широкий двор.

Паутина – как сеть из серебра.

Мотылек – точно белый лепесток.





- Ребята, что помогает нам в стихотворении увидеть и ощутить сказочный мир осени? (Эпитеты).



- Какие эпитеты использует автор? - Давайте найдём их и выпишем в тетрадь.



(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «сеть из серебра», «мёртвое молчанье», «лес заворожённый», «Терем расписной», «сонная поляна»..)



- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).



- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)



-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)



- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)



- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)



- А почему оконца, а не окна? (маленькие).



- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.



– Почему слово Осень написано с большой буквы?



– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)



– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)



- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)



С чем сравнивается поляна? ( со двором)



- А что там? (паутина)



-С чем сравнивается паутина?



- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)



-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)



- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?



-Есть ли ветер?



-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).



- Можно ли услышать тишину?



- Прочтите заключение.



-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.



- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения? (Лес удивлен, потрясен) - Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).



- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?



Такой приём называется повтор одних и тех же слов. Это как бы подчёркивает мысль автора, придавая словам особую выразительность и убедительность.



- Какую же мысль хочет донести до нас поэт?



(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их).



- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.



- Кто же является главным героем стихотворения?



- Кто наблюдает за всем происходящим в лесу и заворожён красотой увиденного и его тишиной?



- Верно, лес.



А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня. Но ведь и поэт, как и лес, любуется красотой осенней природы. Можем ли мы предположить, что само стихотворение - это метафора. Это сам Бунин любуется красотой осенней природы, скрываясь за образом леса. Именно исследование позволило нам сложить из отдельных фрагментов, как из мозаики, целостную картину неповторимой красоты русской природы.



- А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства. А фоном прозвучит музыка, выбранная ребятами, как наиболее созвучная строкам стихотворения





- А сейчас мы посмотрим слайды«Листопад», в сопровождении музыки Фридерика Шопена «Мелодия осени» ( ролик).



- Я вот такой увидела осень. Что-нибудь совпало с вашими представлениями



(просмотр ролика, обмен впечатлениями)

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?

Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.



Самостоятельная подготовка к выразительному чтению по памятке. Вторичное самостоятельное чтение. Расстановка логических ударений.



Ребята, самостоятельно подготовьтесь к чтению, пользуясь памяткой, расставьте логические ударения.



ПАМЯТКА

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (Тихо, громко.)

4. Определи темп (Быстро, медленно.)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.



Выразительное чтение по частям (2 ученика.)



- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).



- Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).

Чтение стихотворения под музыку с видеорядом.



- Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какое настроение передадите при чтении? Почему?

Чтение стихотворения учащимися вслух.

Итог урока.- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).



Домашнее задание: подготовиться выразительно читать стихотворение “Листопад”, нарисовать иллюстрацию к нему.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе "И. А. Бунин "Листопад"

Автор: Кокотова Татьяна Васиьевна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie_tiema_i_a_bunin_otryvok_iz_poemy_list"
    ["file_id"] => string(6) "372798"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482508534"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок литературного чтения в 4 классе Иван Алексеевич Бунин "Листопад""
    ["seo_title"] => string(70) "urok_literaturnogo_chteniia_v_4_klasse_ivan_alekseevich_bunin_listopad"
    ["file_id"] => string(6) "486090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542433500"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "И.А. Бунин. "Листопад" Картина осени в стихотворении И.А. Бунина."
    ["seo_title"] => string(62) "i-a-bunin-listopad-kartina-osieni-v-stikhotvorienii-i-a-bunina"
    ["file_id"] => string(6) "267042"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450284883"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417968255"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по литературному чтению "Красота родной природы в стихотворении И. Бунина "Листопад"" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiukrasotarodnoiprirodyvstikhotvorieniiibuninalistopad4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456573516"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства