Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе Иван Алексеевич Бунин "Листопад"»
И.А.Бунин «Листопад».
Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина; развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке; воспитывать самостоятельную творческую активность.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Настроенье, каково! - Во! Все такого мнения! - Все без исключения! Может Вы уже устали? - Мы с собой таких не брали! Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем! Все за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, пожелали друг другу удачи. И вперед за новыми знаниями.
2.Проверка домашнего задания:
А) - Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали. На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит. Ф.И.Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
А.А.Фет
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Н.Плещеев
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И.С.Никитин
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих строфах? (Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине)
Б) Проверка домашнего чтения. Чтение стихотворений Н. Некрасова
3. Сообщение темы и целей урока.
- Дети, чьё имя осталось на доске?
- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, будем читать и анализировать его стихотворение
Читает учитель
Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
- Недавно прочитал стихи:
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной….
-И восклицает:
- Очень хорошо, очень верно!
-Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.
О жизни и творчестве И.А.Бунина рассказывает ученик.
И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование было получено благодаря старшему брату-педагогу Юлию Алексеевичу Бунину. Иван Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Первое стихотворение было напечатано, когда поэту исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Жизнь Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов и путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения. Он писал стихи почти до конца своей долгой, трудной жизни. Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.
В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И.А.Бунина.
2.Творческая работа (в группах). - Я предлагаю составить синквейн .В чем его особенность? Варианты синквейна: 1. Иван Алексеевич Талантливый, почетный
Писал, творил, создавал.
Известен в России и Франции.
Лауреат 2. Бунин Иван Алексеевич
Русский, известный
Печатался, переводил, эмигрировал
Лауреат Нобелевской премии по литературе
Писатель
3.Бунин
Великий, русский
Сочиняет, пишет, переводит
Написал стихи для взрослых и детей
Поэт
3. Продолжение работы по теме урока
- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.
- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).
- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?
(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).
На доску вывешивается название
Сегодня на дворе хмурый дождливый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.
2. Чтение картины:
Ребята, где можно ранней весной увидеть деревья в золотом осеннем уборе? (На картинах художников).
Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. Художник обострённо чувствовал жизнь природы. Давайте рассмотрим картину, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы.
Рассказ ученика.
Левитан показывает торжество золотой осени. Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал, что приближается осень. По синему небу медленно проплывают легкие облака. В прозрачном воздухе видны дали, деревенька у самого горизонта. Речка - тихая, "Словно вылитая из синего стекла", вблизи она темно-синяя, а вдали голубая. Тишина. Все залито лучами солнца. Картина светлая, жизнерадостная.
- Ребята, какое настроение вызывает у вас пейзаж? (Радостное, праздничное, немного грустное).
- Какое небо у Левитана? (Прозрачное, голубое, чистое)
-Когда бывает такое небо? (В яркий солнечный день).
-Пока будет звучать музыка, мы настроимся. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Представьте, что каждый из вас - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки.
Звучит музыка. Минута релаксации.
4. Работа над новым материалом.
-Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски.)
-А композитор? (Ноты).
- А чем пользуется поэт? (Словом).
-Что свойственно поэтическому языку? (Чёткий ритм, краткость, наличие рифмы).
-Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени.
1. Первичное чтение стихотворения учителем.
- Сейчас я прочту вам стихотворение, а вы во время моего чтения постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин.
- - Понравилось ли вам стихотворение? (Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение).
Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на
неодушевлённые.
3. Выразительное чтение
- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).
-- Какую половину будем читать тише? Почему?
(Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька).
Итог урока
- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?
Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?
- У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.
Прикрепите к нашему дереву жёлтый листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.