kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема урока: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы "Листопад".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»»

Урок литературного чтения в 4 классе.


Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»


УМК «Школа России»

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: традиционный



Цели урока: познакомить с отрывком из поэмы И.А.Бунина «Листопад»


Задачи:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина,


развивать навык выразительного чтения, учить видеть художественные картины,
созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному,


учить видеть красоту природы, понимать и любить её.


Оборудование: портрет И.Бунина, картина Левитана «Золотая осень», Остроухова «Золотая осень», Поленова «Золотая осень», учебник литературного чтения «Родное слово» 4 класс, компьютер, мультимедийный проектор, колонки.


Ход урока:


Ι. Орг. момент. Мотивация. (слайд 1)


Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!


- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

-Мы начинаем урок литературного чтения.


ΙΙ. Актуализация знаний. (слайд 2)

(под тихую музыку П.Чайковского. «Октябрь» читает учитель)


1.Рассказ учителя

- Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило за 70, но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал где-то стихи «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной». И восклицает: - Очень хорошо, очень верно! Это Л.Н.Толстой. Его собеседник А.М.Горький. А стихи, восхитившие поэта, написал И.А. Бунин.


(показать портрет) (слайд 3)

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Бунина.

-Откройте учебник на стр.150.

-Сформулируйте тему урока. (открыть тему урока, записанную на доске)

-Какие цели поставим на уроке?

(-Познакомиться со сведениями из биографии И.А.Бунина.

-Прочитать стихотворение «Листопад» и проанализировать его.

-Учиться выразительно читать новое произведение)


2.Выступление заранее подготовленных детей.

-Давайте познакомимся с биографией поэта.

1. - Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем.

Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже (слайд 4).

Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина. (слайд 5)

Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал «как-то сам по себе рано и незаметно». Первые стихи написал в 8 лет.

2. – В 10 лет (слайд 6) его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. (слайд 7) Занимался дома со старшим братом.

Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете «Орловский вестник». (слайд 8)


(рассказывает учитель): - Литературная судьба складывалась удачно.

(слайд 9) Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую оценку в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником». Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.

Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.

В 1933г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

(слайд 10)

Умер он в 1953г. в возрасте 83-х лет в Париже. (слайд 11)

В Ельце в 1988г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина.

(слайд 12)

В 1999г. Елецкому университету было присвоено его имя. (слайд 13)

Возможно, многие из вас будут учиться в этом высшем учебном заведении.



ΙΙΙ. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были вспомнить ранее изученные стихотворения Бунина.

Какие стихи Ивана Алексеевича вы знаете? (на выставке книги со стихотворениями И.А.Бунина «Полевые цветы», «Зимним холодом», «Матери», «Детство»)

О чем писал Бунин?(о Родине, о полевых цветах, о природе, о родном крае)


- В году у дедушки четыре имени.

-О чём идёт речь? (Времена года)

-Какое время года нравится вам, чем?

-Действительно, природа, окружающая нас прекрасна в любое время года.

- Сейчас у нас поздняя осень, предзимье, но и в этот период осени природа

по- особому хороша.

-А как красива золотая осень.

-Хотелось бы вам вернуться в золотую осень? Почему?

-Как мы это сможем сделать? (с помощью фантазии)


-Художники тоже не остались равнодушны к этому времени года .

– Посмотрите на замечательные картины. (слайд 14)

-Красоту золотой осени изобразили на своих полотнах художники - И.Левитан, В.Поленов ,И. Остроухов и многие другие.

-Какие чувства вызывают эти картины?(радость, восторг, грусть)


ΙV. Постановка учебной задачи.

Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие.

- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме «Листопад», которую посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. (слайд 15)


- Не случайно, что в качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова Блока.

(я читаю с доски, в это время на экране:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты» Блок)


- Наша задача с вами услышать и увидеть это богатство звуков и красок.

(слайд 15)


1.Чтение стихотворения учителем.

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?(восхищение, грусть,

-Какой период осени описывает поэт? (осень или золотую осень)

- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)

-А кто-нибудь из вас бывал в похожем лесу?

-Что вспоминается? (вы очень наблюдательные)

-О каком явлении природы идет речь? (о листопаде)

-Объясните значение этого слова.

-Сегодня со словарем Ожегова работает Матчина Аня. Находит значение слова –листопад-.

(Листопад – опадение листьев осенью)


V. Словарная работа.


-Самостоятельно прочитайте стихотворение, и работая в паре, обсудите, какие слова вам непонятны, какие вы можете объяснить друг другу, а какие требуется найти в словаре. (самостоятельное чтение)

-Какие непонятные слова вы нашли и смогли объяснить?

-Значение каких слов вы не смогли объяснить?


(Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день;

Терем – в Древней Руси высокий богатый дом с расписными ставнями и украшенной крышей;

Лиловый – светло – фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки;

Багряный – чистый, яркий алый цвет;

Вдова – одинокая женщина, у которой умер муж;

Завороженный – окалдованный или очарованный))



- Давайте прочитаем это стихотворение и насладимся его красотой.

(чтение вслух по цепочке, учитель ходит и дотрагивается до плеча ребёнка, значит, он дальше читает.)


VΙ. Анализ произведения.

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)

-Что общего между теремом и лесом? (как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте.

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы?

(С оконцами терема)

— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста.  

— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? (здесь это слово подобно имени хозяйки лесного царства)

— Как поэт называет осень? (тихой вдовой)

-Кого называют вдовой? (женщину, муж которой умер)

-Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? ( о том, что скоро исчезнет красота)





VΙΙ. Физкультминутка.



Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.



-Именно в такой тишине Иван Бунин любил наслаждаться красотой осеннего леса.



-Прочитайте отрывок от слов «сегодня на пустой поляне…» и до последнего четверостишья.

-Опишите своими словами картины, которые вы увидели, и соотнесите их с текстом.

 - Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: 
"Воздушной паутины ткани 
Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: 
"И точно белый лепесток, 
На паутине замирает, 
Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий: 
"Сегодня так тепло кругом"…

-А теперь прочитайте четверостишье от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

-А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

(- Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы  услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: 
"Что можно в этой тишине 
Расслышать листика шуршанье".)

-Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика: 
"молчанье" - ч ; 
"вышине" - ш ; 
"можно" - ж ; 
"тишине" - ш ; 
"расслышать" - ш ; 
"шуршанье" - ш .

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

-Какое слово в этой части повторяется трижды? (сегодня)

-Прочитайте все предложения, в которых есть это слово.

-Почему поэт несколько раз повторил слово –сегодня-? (потому что осень непредсказуема, завтра может все измениться, этот солнечный денек может быть последним)

 -Давайте прочитаем последнее четверостишье.

-Какие строки повторяются 2 раза?

-Одинаково ли их надо читать? (нет, в 1-ом куплете более громко, восторженно, а в последнем – спокойно, тихо)

-Почему? (когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)



VΙΙΙ. Поиск выразительных средств языка


 1.-Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности. (слайд 16)

(Олицетворения,  сравнения, эпитеты)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

-Найдите эпитеты в тексте стихотворения.

-Напоминаю, что это слова , которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос"какой"

  • расписной терем

  • лиловый, золотой, багряный лес

  • весёлой, пёстрою стеной

  • над светлою поляной

  • жёлтою резьбой

  • в лазури голубой

  • в листве сквозной

  • тихою вдовой

  • пёстрый терем

  • на пустой поляне

  • среди широкого двора

  • воздушной паутины

  • последний мотылёк

  • белый лепесток

  • солнечным теплом

  • мёртвое молчанье

  • в синей вышине

  • заворожённый лес

-Почему автор использовал так много эпитетов? (С помощью прилагательных-эпитетов показал яркую красоту осенней природы)

- Назовите олицетворения, слова при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ.





-Какой ещё приём использует поэт для создания образа осени? (сравнения)

-Сравнения – это сопоставление одного предмета или явления с другим. При этом используются слова точно, будто, как, что.


2. Самостоятельная работа.


-А сейчас поработаем самостоятельно.

-Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.

-Проверим, как справились с заданием.

Просветы – оконца

Елочки – вышки

Осень – вдова

Лес – терем

Паутина – сеть из серебра

Мотылек – белый лепесток



 3.-А теперь, внимание, сложный вопрос.

Почему поэт не «оживил» лес? Изобразил его теремом?

- Выскажите свою точку зрения.

(в стихотворении есть один герой – осень, а лес это жильё осени, её дом, терем)

- Какие звуки вы услышали? (шуршание листика, шум ветра в ветвях, звон тишины)

-Такой прием называется звукопись, он позволяет услышать и ярче представить какой - то образ.

- А запахи почувствовали? (Запах грибов, прелой травы)

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)



ΙX. Упражнения в выразительном чтении стихотворения

-Скажите, а захотелось ли вам попробовать прочитать это стихотворение выразительно?

-Чтобы читать выразительно, подумайте в каком темпе надо читать? (сначало медленно, потом быстро, в конце плавно)

-Можно ли читать это стих торопливо? (Нет, когда торопишься, не замечаешь красоту. А поэт старается всё увидеть и запомнить.)

-Какой должна быть эмоциональная окраска звучания ?(радостно, грустно, торжественно, задушевно, задорно, тепло, нежно, таинственно)

- Кто хочет сам прочитать стихотворение, вложив в чтение всю душу?

( чтение 1ученика)


-А сейчас давайте послушаем , как читает это стихотворение актер Дмитрий Виноградов. (прослушивание аудиозаписи)



X. Обобщение. Домашнее задание.

- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение? (красота осенней природы)

- Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою

Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней.


- Какая картина больше всего отражает настроение Бунинской осени?

Что у них общего? (Левитана «Золотая осень». И стихотворение и картина яркие, праздничные, немного печальные )


- Какие строки взяли бы вы, чтобы подписать под картиной?

(лес, точно терем расписной;

берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой;

сегодня так светло кругом)


- Есть у Бунина любимое слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Это слово «блеск». Вся его поэзия как будто освещена солнечным блеском.

- Найдите это слово встихотворении.

(берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой,

воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра)


- А.М.Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души».


- Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.

- Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу!


- Я думаю, что вам не доставит затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.


XI. Рефлексия

-Какую задачу ставили на уроке? (услышать и увидеть богатство звуков и красок в произведении И.А.Бунина «Листопад»)

-Как вы думаете, нам удалось ее решить? Каким способом? (нашли слова, которые помогают услышать звуки леса, почувствовать запахи осени, …)


-А теперь давайте вернемся к словам А.Блока, которые были нашим эпиграфом.

- Скажите, А.Блок был прав?

- Ребята, что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

-Что на уроке у вас получилось хорошо?

-Где можно применить новые знания? (на конкурсе чтецов, при написании сочинения)

-Скажите, теперь, когда вы окажетесь осенью в лесу, какие строки вы будете цитировать?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»

Автор: Коптева Наталья Викторовна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства