Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Цель: Познакомить со стихотворение Пушкина «Уж небо осенью дышало» и помочь детям прочувствовать красоту осени.
Задачи:1.Познакомить с новыми стихотворениями.
2. Формировать умение высказывать своё мнение на основе изучаемого материала.
3. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
4. Формировать умение выразительно читать лирические произведения.
5.Развивать внимание к настроению автора, выраженному в произведении.
Формируемые на уроке УУД:
Познавательные:
1.Формирование умения воспринимать на слух лирическое произведение, определять произведённое им впечатление.
2. Читать вслух осмысленно. Передавая нужную интонацию.
3. Вычленять фрагменты из текста, нужные для ответа на поставленные вопросы.
4.Самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре учебника.
Регулятивные:
1.Приобретение опыта самостоятельной оценки выполненных действий.
2. Формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Личностные:
1.Формирование умения определять общие правила поведения на уроке.
2.Формирование умения внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием лирического произведения.
Коммуникативные:
1.Формирование умения высказывать своё мнение и выслушивать мнение собеседника.
2.Формирование умения доказывать свою позицию.
3.Умение слушать и слышать собеседника.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему. Актуализация знаний.
Вчера мы начали изучать большой раздел, который называется « Великие русские писатели»
Слайд 2. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?
Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
Слайд 3.-5
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.
Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:
«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».
Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.
3. Работа с новым произведением.
Подготовка к восприятию произведения.
Слайд 6.-какое время года больше всего любил А. С. Пушкин. Прочитайте слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы.
Сообщение темы.
- А теперь послушайте сказку.
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она капризной. Часто меняла своё настроение. И была у нее волшебная палочка. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей)
Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?
(Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.) Слайды7-8.
Речевая разминка.
Проверка первичного восприятия произведения. Слайды 10-11.
Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
Созвучно ли оно с вашим настроением?
Словарная работа. Слайд 12.
- При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение. освобождалась от покровов (листвы)
сень
караван
покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
группа следующих друг за другом объектов
обнажалась
Чтение произведения учащимися и анализ.Слайд 13.
Чтение учениками. Работа над выразительностью. Словарная работа.
- Прочитайте по строчке, выделяя главное слово (Читают ученики по строчкам)
Уж небо осенью дышало,
- Как вы думаете, что значит небо дышало?
- Небо стало другим по сравнению с летом. Летом оно светло голубое, а осенью сероватое.
Уж реже солнышко блистало,
- Что значит реже? Меньше
- Как вы понимаете «солнышко блистало»? Солнце на небе меньше появляется, меньше светит.
- Подберите похожее слово к слову «блистало». - Сияло.
- Прочитаем следующую строчку.
Короче становился день,
- Что в этой строчке означает слово «короче»?
- Осенний день стал меньше.
- Теперь рано темнеет и поздно светает.
- Прочитайте эти три строчки выразительно, соблюдая логическое ударение.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
(Послушать ученика. Дать оценку.)
- Молодец. Ты читал медленно, красиво, правильно выделил голосом главное слово.
- Прочитайте следующую строчку.
Лесов таинственная сень
- О чём говорит поэт? - Непонятно слово «сень».
- Я посмотрела в словаре (показ словаря): «Сень – укрытие, покров»
- Поэт так называет осенние листья на деревьях в лесу.
- Как вы понимаете выражение «таинственная сень»? В нём скрыта какая-то тайна.
- Прочитайте следующую строчку.
С печальным шумом обнажалась,
- Все ли слова понятны? - Непонятно слово «обнажалась».
- Это слово означает стать голым. Что стало голым? (деревья)
Ложился на поля туман,
- Какую картину вы представили? - Светло серый туман покрывает поле.
- А если бы вы были художниками, то какие цвета красок бы выбрали?
- Прочитайте следующие строчки.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу;
- Что такое караван?
- Караван – здесь: летящие друг за другом гуси.
- Гусей - крикливых, потому что они, поднимаясь в небо, так созывают всех вместе.
- Поэт нам нарисовал картину, изображающую перелёт птиц.
- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Следующая картина…
приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Что хотел нам показать поэт этими строками? - Наступает самое скучное время.
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Я даю вам время. Вы читаете медленно, готовитесь к выразительному чтению стихотворения. И обратите внимание на правильную расстановку пауз.
- Кто хочет прочитать?
- Получилось ли чтение выразительным? Что получилось?
Приметы осени
- А теперь вспомним приметы осени. Я буду называть приметы, а вы найдите эти приметы в стихотворении.
1) Птицы улетают на юг.
2) Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
3) Листья опадают, деревья становятся голыми.
4) Небо серое, на улице пасмурно.
5) Солнце светит слабо, светит, но не греет.
Послушать приметы осени (дождь, ветер)
- О каких птицах говорится в стихотворении Пушкина? (гуси)
- Какие гуси? (крикливые)
- Послушайте как кричат гуси, когда улетают на юг (слайд гуси улетают на юг)
Работа над выразительностью
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Паузы бывают разной длительности .
4. Физминутка.
5. Продолжение работы по теме. Слайды 12-18
- Сейчас прочитаем второй отрывок. Проследим какое настроение в этом стихотворении
( Чтение учителем)
_ Что вы можете сказать о ваших чувствах Стихотворение можно разделить на две части. Прочитайте 1 часть – ожидание зимы, 2 часть первый снег. С одинаковой ли интонацией мы будем читать этот отрывок.
Чтение детьми.
Словарная работа Слайд 19.
-на третье в ночь
- куртины
-Обьсните выражения
« Зимы блистательный ковер»
« Деревья в зимнем серебре»
Метафоры- употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе сходства.
- Итак в этом стихотворении тоска и грусть переходят в светлые радостные чувства. (Маска печали и радости), озаглавить части стихотворения. Слайд 20.
В тот год осенняя погода...
1. Объясни значения слов «куртины», «кровли», «устланные».
2. Подбери синонимы к словам «ярко», «лёгкий (узор)».
3. Подбери антонимы к словам «мягко», «рано».
4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала природа».
5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
6. Выпиши метафоры
7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала природа» глагол «ждала» повторяется дважды?
8. Какое настроение у этого стихотворения? Идея. Слайд 21.
-Итак ребята А. С.Пушкин был мастером слова. Он умел нарисовать словесные картины так, что читая произведение мы легко их представляем. И можем понять какое настроение хочет нам передать поэт.
А сейчас мы будем иллюстрировать данные отрывки. А помогут нам в этом репродукции картин известных художников. Слайды 22-23.
6. Подведение итогов.
- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.
7. Рефлексия. Слайд 24. У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. И хочется закончить наш урок словами:
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.