kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

«Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся с творческой биографией В.Г.Распутина; анализ повести "Прощание с Матёрой"

Просмотр содержимого документа
««Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина)»

«Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина).

учитель Тележкина Маргарита Вениаминовна

11 класс


Цели и задачи урока:

  • раскрыть нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века;

  • продолжить знакомство с творчеством В.Распутина;

  • дать представления о своевременности и современности произведения «Прощание с Матёрой»;

  • продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине;

  • ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

  • способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

  • воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: устный журнал.

Эпиграф :

Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем

вместе править праздники и будни, и

земля, на которой стоит твой дом.

(В.Распутин)


Оборудование:

  • тексты;

  • эпиграф на доске;

  • портрет писателя;

  • презентация.

Словарная работа:

Прощание - расставание

Проститься –

1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый –

1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Записываем дату урока, тему, эпиграф в тетрадь. Определяем цели урока.

  1. Слово учителя.

В начале урока мы познакомимся с биографией писателя (презентация).

Распутин Валентин Григорьевич родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, поселке Усть-Уда на берегу Ангары в 300 км. От Иркутска, между Иркутском и Братском. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич.

В 1 класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5 и последующие классы, находилась за 50 км от родной деревни, так началась жизнь писателя без родителей и семьи.

В 1959 окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).В 1958--66 занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске: в 1958 был корреспондентом газеты «Советская молодежь» Иркутского обкома комсомола, с 1959 работал на телестудии в Иркутске, затем, после переезда в Красноярск, сотрудничал с газетами «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий». В качестве корреспондента «Советской молодежи», а позже - «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошел пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены.

Первый сборник рассказов - «Я забыл спросить у Лешки», вышел в 1961. С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Самостоятельной общественной деятельностью начал заниматься в первой пол. 80-х, став одним из инициаторов кампании за спасение оз. Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

В 1986 был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР.

В марте 1990, после избрания М. Горбачева Президентом СССР, Распутин был указом Президента назначен членом Президентского Совета СССР. По материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик - 98», проведенного Российской государственной детской библиотекой, среди 50 самых популярных авторов подростки называют В.Г.Распутина.

В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».

Награды В.Г. Распутина:

  • Герой Социалистического Труда (1987),

  • Два ордена Ленина (1984, 1987),

  • Трудового Красного Знамени (1981),

  • Знак Почета (1971),

  • Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007),

  • Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002).

  • Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года).

Премии:

  • Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),

  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),

  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),

  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),

  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),

  • Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,

  • Лауреат премии Александра Солженицына (2000),

  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),

  • Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003),

  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),

  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, (2005),

  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),

  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),

  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998). Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия.

  1. Изучение нового материала.

Анализ повести «Прощание с Матёрой».

В своих произведениях В.Распутин говорит читателям об общечеловеческих ценностях – о совести. О родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти.

Писателя волнуют такие вопросы: «Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?»

«Интересно, куда денется жизнь?» - думала старуха Анна из «Последнего срока».

Старая Дарья из повести "Прощание с Матёрой" спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живёт?»

- В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).

Произведение рассказывает нам об острове Матёра, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми

Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара.

- Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. (Ответы учащихся).

Главным патриотом и философом Матёры оказывается, как обычно у Распутина, старуха – Дарья.

«Распутинские старухи» — такое же культурно-историческое понятие, как «шукшинские чудики» или (если заглянуть в ХIХ век) «тургеневские девушки» и «лесковские праведники».

Хозяин — зверь-хранитель острова, царский листвень — его мировое дерево, Дарья — матерь и память Матёры. Этот образ — не просто характер, но — точка зрения, предельный, обобщенный взгляд на мир, приближающийся к авторскому, но не сливающийся с ним.

Дарья — «самая старая из старух», даже не помнящая даты своего рождения: «Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые куда-то увезли — концов не сыскать» (гл. 2). Она уже стоит на переломе, на краю, на границе между миром живых и той беспрерывной чередой безымянных предков, которая уходит в глубину, под землю. «Мне бы поране собраться, я давно уж нетутошняя… я тамошняя, того свету. И давно навроде не по-своему, по-чужому живу, ниче не пойму: куды, зачем? А живу. Нонче свет пополам переломился: евон чо деется! И по нам переломился, по старикам… ни туды мы, ни сюды. Не приведи господь!» (гл. 4).

-Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

- Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

-Что такое дом, изба для Дарьи?

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".)

  1. Подведение итогов урока.

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.

Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на эпиграф

Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти 4 подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.

«Она повернула влево и отыскала в глубине леска холмик, под которым лежали отец и мать, те, кто дал ей жизнь. Холмик был запачкан землей от вывернутого креста. Слева, ее клали первой, покоилась мать, справа отец. Дарья поклонилась могильному холму и опустилась рядом на землю. Ветерок сюда не пробивался, было тихо, лишь сухо и колко шуршали трынки. Она прикрыла глаза, чтоб не видеть ни дыма, ни разоренных могил, и, покачиваясь усыпляющими движениями вперед-назад, как бы отлетая от одного состояния и правя к другому, набираясь облегчающей небыти, тихонько объявилась:

- Это я, тятька. Я это, мамка.- Голос был неверный, - Вот пришла. Совсем ослобонилась, корову и ту седни увезли. Можно помирать. А помирать, тятька, придется мне мимо Матеры. Не лягу я к вам, ниче не выйдет. И вас хотела с собой взять, чтоб там вместе лягчи, и это не выйдет. Не сердитесь на меня, я не виноватая. Я-то виноватая, виноватая, я уж потому виноватая, что это я, на меня пало. А я бестолковая, не знала, че делать. Ты мне, тятька, говорел, чтоб я долго жила... я послушалась, жила. А нашто было столь жить, надо бы к вам, мы бы вместе и были. А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет.

Она уткнулась лицом в траву на могильном холме, плечи ее вздрагивали. И туда, в траву, в землю, горько пожаловалась: - Ды-ы-ымно, дымно у нас. Продыху нету от дыму. Сами видите. А меня-то вы видите? Видите, какая я стала? Я ваша, ваша, мне к вам надо... рази можно меня к живым? Я ж туда непригодная, я вашего веку. Мне к вам... я бы избу ишо проводила и к вам. Пушай огонь, вода...- Она подняла голову и поправила платок.- Избу нашу, тятька, не седни завтри тоже... тоже туды. А я глядеть буду. Подойду, чтоб не сильно пекло, и буду глядеть, хорошо ли горит. А после приду и скажу тебе. Че я сделаю? Ну? И вдруг ей пришло на ум - будто донесло угадывающимся шепотом откуда-то издалека-издалека: "А избу нашу ты прибрала? Ты провожать ее собралась, а как? Али просто уйдешь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ей жили". Вздрогнув, Дарья торопливо согласилась: "Приберу, приберу. И как я из памяти выпустила? Сама бы должна знать. Приберу". "А ишо че? - надеясь на ответ, спросила она.- Ишо че мне делать? Как быть-то мне?" - и напряглась, натянулась, вслушиваясь, собирая в одно слабые проплывающие мимо звуки. Но нет, ничего не сказалось ей. Самое главное не сказалось. По-прежнему было тихо, шелест листьев и травы не сошелся в ответ.

Она спросила еще раз, уже без надежды,- могилы молчали. И она решила, что не получила прощения. Так ей и надо. За какие такие заслуги она собиралась его получить? Сама себя не может простить, а хочет, чтоб простили они,- не стыд ли?»

  1. Домашнее задание.

Прочитайте отрывок из повести и ответьте на вопросы:

- За что просит Дарья прощение у своих родителей?

- Почему в трудную минуту она приходит на кладбище?

- Какие нравственные качества в характере Дарьи заставляют нас уважать её?

6. Рефлексия.

- Все ли поняли тему урока?

-Достиг ли урок цели?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина)

Автор: Тележкина Маргарита Вениаминовна

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Уроки доброты по рассказу В.Распутина "
    ["seo_title"] => string(37) "uroki-dobroty-po-rasskazu-v-rasputina"
    ["file_id"] => string(6) "185112"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426149033"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Пресс-конференция по творчеству В.Г. Распутина"
    ["seo_title"] => string(46) "priesskonfierientsiiapotvorchiestvuvgrasputina"
    ["file_id"] => string(6) "282295"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453661479"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "В. Г. Распутин. Жизнь и творчество."
    ["seo_title"] => string(33) "v-g-rasputin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "282892"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453741083"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского») "
    ["seo_title"] => string(67) "sluzhieniie-dobrotie-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "160592"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422092226"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-piedsoviet-chieriez-tri-dnia-lidiia-mikhailovna-uiekhala-pochiemu-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "137100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270389"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства