Просмотр содержимого документа
««Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина)»
«Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина).
учитель Тележкина Маргарита Вениаминовна
11 класс
Цели и задачи урока:
раскрыть нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века;
продолжить знакомство с творчеством В.Распутина;
дать представления о своевременности и современности произведения «Прощание с Матёрой»;
продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине;
ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;
способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;
воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: устный журнал.
Эпиграф :
Четыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьей, работа, люди, с кем
вместе править праздники и будни, и
земля, на которой стоит твой дом.
(В.Распутин)
Оборудование:
тексты;
эпиграф на доске;
портрет писателя;
презентация.
Словарная работа:
Прощание - расставание
Проститься –
1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;
2) покинуть что-нибудь, расстаться
Матёра - матерый; мать; материк.
Матёрый –
1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
2) опытный, знающий;
3) неисправимый, отъявленный.
Ход урока:
Организационный момент.
Записываем дату урока, тему, эпиграф в тетрадь. Определяем цели урока.
Слово учителя.
В начале урока мы познакомимся с биографией писателя (презентация).
Распутин Валентин Григорьевич родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, поселке Усть-Уда на берегу Ангары в 300 км. От Иркутска, между Иркутском и Братском. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич.
В 1 класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5 и последующие классы, находилась за 50 км от родной деревни, так началась жизнь писателя без родителей и семьи.
В 1959 окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).В 1958--66 занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске: в 1958 был корреспондентом газеты «Советская молодежь» Иркутского обкома комсомола, с 1959 работал на телестудии в Иркутске, затем, после переезда в Красноярск, сотрудничал с газетами «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий». В качестве корреспондента «Советской молодежи», а позже - «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошел пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены.
Первый сборник рассказов - «Я забыл спросить у Лешки», вышел в 1961. С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.
Самостоятельной общественной деятельностью начал заниматься в первой пол. 80-х, став одним из инициаторов кампании за спасение оз. Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
В 1986 был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР.
В марте 1990, после избрания М. Горбачева Президентом СССР, Распутин был указом Президента назначен членом Президентского Совета СССР. По материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик - 98», проведенного Российской государственной детской библиотекой, среди 50 самых популярных авторов подростки называют В.Г.Распутина.
В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».
Награды В.Г. Распутина:
Герой Социалистического Труда (1987),
Два ордена Ленина (1984, 1987),
Трудового Красного Знамени (1981),
Знак Почета (1971),
Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007),
Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002).
Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года).
Премии:
Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
Лауреат премии Александра Солженицына (2000),
Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003),
Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),
Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, (2005),
Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),
Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).
Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998). Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия.
Изучение нового материала.
Анализ повести «Прощание с Матёрой».
В своих произведениях В.Распутин говорит читателям об общечеловеческих ценностях – о совести. О родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти.
Писателя волнуют такие вопросы: «Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?»
«Интересно, куда денется жизнь?» - думала старуха Анна из «Последнего срока».
Старая Дарья из повести "Прощание с Матёрой" спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живёт?»
- В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).
Произведение рассказывает нам об острове Матёра, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.
В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.
В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми
Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.
Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара.
- Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. (Ответы учащихся).
Главным патриотом и философом Матёры оказывается, как обычно у Распутина, старуха – Дарья.
«Распутинские старухи» — такое же культурно-историческое понятие, как «шукшинские чудики» или (если заглянуть в ХIХ век) «тургеневские девушки» и «лесковские праведники».
Хозяин — зверь-хранитель острова, царский листвень — его мировое дерево, Дарья — матерь и память Матёры. Этот образ — не просто характер, но — точка зрения, предельный, обобщенный взгляд на мир, приближающийся к авторскому, но не сливающийся с ним.
Дарья — «самая старая из старух», даже не помнящая даты своего рождения: «Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые куда-то увезли — концов не сыскать» (гл. 2). Она уже стоит на переломе, на краю, на границе между миром живых и той беспрерывной чередой безымянных предков, которая уходит в глубину, под землю. «Мне бы поране собраться, я давно уж нетутошняя… я тамошняя, того свету. И давно навроде не по-своему, по-чужому живу, ниче не пойму: куды, зачем? А живу. Нонче свет пополам переломился: евон чо деется! И по нам переломился, по старикам… ни туды мы, ни сюды. Не приведи господь!» (гл. 4).
-Как показана нравственная красота Дарьи?
(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").
- Через что раскрывается образ Дарьи?
(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).
-Что такое дом, изба для Дарьи?
(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)
Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".
Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".)
Подведение итогов урока.
Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.
Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на эпиграф
Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти 4 подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.
«Она повернула влево и отыскала в глубине леска холмик, под которым лежали отец и мать, те, кто дал ей жизнь. Холмик был запачкан землей от вывернутого креста. Слева, ее клали первой, покоилась мать, справа отец. Дарья поклонилась могильному холму и опустилась рядом на землю. Ветерок сюда не пробивался, было тихо, лишь сухо и колко шуршали трынки. Она прикрыла глаза, чтоб не видеть ни дыма, ни разоренных могил, и, покачиваясь усыпляющими движениями вперед-назад, как бы отлетая от одного состояния и правя к другому, набираясь облегчающей небыти, тихонько объявилась:
- Это я, тятька. Я это, мамка.- Голос был неверный, - Вот пришла. Совсем ослобонилась, корову и ту седни увезли. Можно помирать. А помирать, тятька, придется мне мимо Матеры. Не лягу я к вам, ниче не выйдет. И вас хотела с собой взять, чтоб там вместе лягчи, и это не выйдет. Не сердитесь на меня, я не виноватая. Я-то виноватая, виноватая, я уж потому виноватая, что это я, на меня пало. А я бестолковая, не знала, че делать. Ты мне, тятька, говорел, чтоб я долго жила... я послушалась, жила. А нашто было столь жить, надо бы к вам, мы бы вместе и были. А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет.
Она уткнулась лицом в траву на могильном холме, плечи ее вздрагивали. И туда, в траву, в землю, горько пожаловалась: - Ды-ы-ымно, дымно у нас. Продыху нету от дыму. Сами видите. А меня-то вы видите? Видите, какая я стала? Я ваша, ваша, мне к вам надо... рази можно меня к живым? Я ж туда непригодная, я вашего веку. Мне к вам... я бы избу ишо проводила и к вам. Пушай огонь, вода...- Она подняла голову и поправила платок.- Избу нашу, тятька, не седни завтри тоже... тоже туды. А я глядеть буду. Подойду, чтоб не сильно пекло, и буду глядеть, хорошо ли горит. А после приду и скажу тебе. Че я сделаю? Ну? И вдруг ей пришло на ум - будто донесло угадывающимся шепотом откуда-то издалека-издалека: "А избу нашу ты прибрала? Ты провожать ее собралась, а как? Али просто уйдешь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ей жили". Вздрогнув, Дарья торопливо согласилась: "Приберу, приберу. И как я из памяти выпустила? Сама бы должна знать. Приберу". "А ишо че? - надеясь на ответ, спросила она.- Ишо че мне делать? Как быть-то мне?" - и напряглась, натянулась, вслушиваясь, собирая в одно слабые проплывающие мимо звуки. Но нет, ничего не сказалось ей. Самое главное не сказалось. По-прежнему было тихо, шелест листьев и травы не сошелся в ответ.
Она спросила еще раз, уже без надежды,- могилы молчали. И она решила, что не получила прощения. Так ей и надо. За какие такие заслуги она собиралась его получить? Сама себя не может простить, а хочет, чтоб простили они,- не стыд ли?»
Домашнее задание.
Прочитайте отрывок из повести и ответьте на вопросы:
- За что просит Дарья прощение у своих родителей?
- Почему в трудную минуту она приходит на кладбище?
- Какие нравственные качества в характере Дарьи заставляют нас уважать её?