kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. Г. Распутин. Жизнь и творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В. Г.  Распутин.  Жизнь и творчество.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством В. Г. Распутина

Образовательные: Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества. Познакомить учащихся с историей создания рассказа.

Развивающие: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала;  культуру речи, память, мышление, творческие способности; умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей;  способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом; формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы.

Воспитательные:  Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина. Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическая цель:

1. Методика организации и проведения урока изучения нового материала в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Методы и приемы:  наглядный,  словесный, работа с текстом, с книгой, создание проблемной ситуации, слово преподавателя, исследовательскийчастично-поисковый, аналитическое чтение, эвристический.

Технологические приемы: мозговая атака (мозговой штурм), метод «ИНСЕРТ»,  кластер, таблица «ЗХУ», «Чтение с остановками»,  синквейн.

Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметные связи: история, русский язык

Наглядные пособия и технические средства: учебная доска, дидактический материал, презентация.

 Оборудование: текст  рассказа «Уроки французского», листы бумаги, фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги  для кластеров.

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1) Стадия- Вызов.

2) Стадия Осмысления

а) Литературно-критическая деятельность учащихся

б) Анализ смысла названия рассказа «Уроки французского» Работа с кластером.

в) Работа с текстом. Чтение с остановками.

III. Стадия-  Рефлексии  Составление синквейна.

IV. Домашнее задание

V. Подведение итогов урока

Ход урока:

Для проведения занятия необходимо сформировать рабочие группы. Желательно не более пяти рабочих групп по четыре-пять человек.

I Организационный момент

Психологический настрой.

Составление плана урока.

II. Изучение нового материала

Для записи темы нового урока место должно быть оставлено, т.к. тему нового урока обучающиеся узнают немного позже.

1) Стадия Вызов

Перед вами портрет человека. Опираясь на ключевые слова, дайте предположения о жизни этого человека.

Война

Сибирь

Детство

Иркутский государственный университет

Добро

Нравственность

Задание: запишите в тетрадь свои предположения, озвучьте результат своей работы и прикрепите на доску. Время на выполнение этого задания 3-5 минут. Время выступления-2-3 мин.

В чем-то вы оказались правы, в чем-то не совсем. Возвращаемся к предположениям и анализируем их.

 Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской. Эпиграфом урока я предлагаю взять слова Л.Н. Толстого:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Творчество  В.Г.Распутина.  (слайды)
 

2) Фаза Осмысления. Метод «ИНСЕРТ».

 а) Работа с информацией.

Детские годы. В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

Творчество.  Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В. Распутин живёт в  Иркутске и продолжает писать.

2. Работа с текстом

Задание:  выпишите из текста словосочетания, характеризующие особенности творчества писателя

 Обучающиеся работают индивидуально, выписывают словосочетания:

а) Слово учителя.

 Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области.  Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе.

 Словарь.

Прототип - первоначальный образец,  человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.                

 Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?

Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.                                                                     

. Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени  автобиографичен.

- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными?  (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни). 

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

  • Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.  

И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать  нам о том, что он пережил в те годы.

Рассказ учителя о времени и месте действия                      

 А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского»   11-летний мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот  поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.

Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха! И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту. 
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли свое отражение в народной мудрости.

Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.

2. Работа с кластером

Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
Почему статью назвали «Уроки доброты»?
Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»?

Доброта  Щедрость     Бескорыстие     Отзывчивость      Расположение к людям.

На основе сделанных записей расскажите, как вы понимаете значение слова «доброта»?

Вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям. Настоящая доброта бескорыстна

 Знакомство с кратким содержанием текста

в) Работа с текстом. Чтение с остановками (вопрос – остановка – обсуждение - вопрос).

Что будет дальше и почему?» Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста? ? Какие события могут произойти в описанной обстановке?

? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие  ощущения у вас возникли?

Что было неожиданным?

? Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Как бы вы  закончили его?

? Что будет с героем после событий рассказ

«Образы, имеющие в рассказе символическое значение».

Рефлексия.

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста

Какие знания подтвердились?

Какие не подтвердились?

Синквейн

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Домашнее задание: Напишите эссе на тему: «Доброта»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. Г. Распутин. Жизнь и творчество.»

Тема: В. Г.  Распутин. Жизнь и творчество.


Цель: знакомство с жизнью и творчеством В. Г. Распутина

Образовательные: Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества. Познакомить учащихся с историей создания рассказа.

Развивающие: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала;  культуру речи, память, мышление, творческие способности; умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей;  способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом; формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы.

Воспитательные:  Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина. Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.



Тип урока: изучение нового материала.

Методическая цель:

1. Методика организации и проведения урока изучения нового материала в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).


Методы и приемы:  наглядный,  словесный, работа с текстом, с книгой, создание проблемной ситуации, слово преподавателя, исследовательскийчастично-поисковый, аналитическое чтение, эвристический.


Технологические приемы: мозговая атака (мозговой штурм), метод «ИНСЕРТ», кластер, таблица «ЗХУ», «Чтение с остановками»,  синквейн.


Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметные связи: история, русский язык

Наглядные пособия и технические средства: учебная доска, дидактический материал, презентация.

Оборудование: текст рассказа «Уроки французского», листы бумаги, фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги для кластеров.

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1) Стадия- Вызов.

2) Стадия Осмысления

а) Литературно-критическая деятельность учащихся

б) Анализ смысла названия рассказа «Уроки французского» Работа с кластером.

в) Работа с текстом. Чтение с остановками.

III. Стадия-  Рефлексии Составление синквейна.

IV. Домашнее задание

V. Подведение итогов урока

 

Ход урока:

Для проведения занятия необходимо сформировать рабочие группы. Желательно не более пяти рабочих групп по четыре-пять человек.


I Организационный момент

Психологический настрой.

Составление плана урока.

II. Изучение нового материала

Для записи темы нового урока место должно быть оставлено, т.к. тему нового урока обучающиеся узнают немного позже.

1) Стадия Вызов

Перед вами портрет человека. Опираясь на ключевые слова, дайте предположения о жизни этого человека.

Война

Сибирь

Детство

Иркутский государственный университет

Добро

Нравственность

Задание: запишите в тетрадь свои предположения, озвучьте результат своей работы и прикрепите на доску. Время на выполнение этого задания 3-5 минут. Время выступления-2-3 мин.

В чем-то вы оказались правы, в чем-то не совсем. Возвращаемся к предположениям и анализируем их.

Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской. Эпиграфом урока я предлагаю взять слова Л.Н. Толстого:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Творчество В.Г.Распутина. (слайды)

2) Фаза Осмысления. Метод «ИНСЕРТ».

 а) Работа с информацией.

Детские годы. В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

Творчество. Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В. Распутин живёт в Иркутске и продолжает писать.


2. Работа с текстом

Задание:  выпишите из текста словосочетания, характеризующие особенности творчества писателя

 Обучающиеся работают индивидуально, выписывают словосочетания:

а) Слово учителя.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области.  Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе.

Словарь.

Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.

Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?

Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.

. Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени автобиографичен.

- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными?  (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни). 

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

  • Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.



И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать  нам о том, что он пережил в те годы.

Рассказ учителя о времени и месте действия

А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» 11-летний мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.

Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха! И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту. 
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли свое отражение в народной мудрости.

Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.

2. Работа с кластером

Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
Почему статью назвали «Уроки доброты»?
Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»?

Доброта Щедрость     Бескорыстие     Отзывчивость      Расположение к людям.

На основе сделанных записей расскажите, как вы понимаете значение слова «доброта»?

Вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям. Настоящая доброта бескорыстна

Знакомство с кратким содержанием текста

в) Работа с текстом. Чтение с остановками (вопрос – остановка – обсуждение - вопрос).

Что будет дальше и почему?» Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие  ощущения у вас возникли?

Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Как бы вы  закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказ

«Образы, имеющие в рассказе символическое значение».


Рефлексия.

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста

Какие знания подтвердились?

Какие не подтвердились?

Синквейн

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

 

Домашнее задание: Напишите эссе на тему: «Доброта»


р






       






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
В. Г. Распутин. Жизнь и творчество.

Автор: Кадримбетова Гулимжан Ордалиевна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282892

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "В.Г. Распутин. Жизнь и творческая деятельность"
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-v-g-rasputin-zhizn-i-tvorchieskaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "196569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070101"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Валентин Григорьевич Распутин "
    ["seo_title"] => string(33) "valientin-grighor-ievich-rasputin"
    ["file_id"] => string(6) "198894"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428486798"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Сценарий литературного салона, посвященного памяти В.Г. Распутина "Чтобы помнили""
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii_litieraturnogho_salona_posviashchiennogho_pamiati_v_g_rasputina_chtob"
    ["file_id"] => string(6) "400807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1489649295"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского») "
    ["seo_title"] => string(67) "sluzhieniie-dobrotie-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "160592"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422092226"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Уроки доброты по рассказу В.Распутина "
    ["seo_title"] => string(37) "uroki-dobroty-po-rasskazu-v-rasputina"
    ["file_id"] => string(6) "185112"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426149033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства