kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

 

 

Цель урока: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым            

                       живут герои В. Распутина.

 

Задачи:

  1. формировать умение анализировать художественное произведение, показать сложный внутренний мир героя;
  2. развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся;
  3.  способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

 

 

Тип урока:  комбинированный

 

Методы:

 

                       словесный (слово учителя, сообщение детей, творческая беседа по

                       содержанию повести, дискуссия);

                      наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки

                       детей, плакат с вопросами, инсценирование);

 

Оборудование: компьютер, проектор, портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, иллюстрации к рассказу, плакаты с вопросами, карточки с заданиями, эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой).

Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.

Ход урока

  1. Орг. момент. Объявление темы урока
  2. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

 

 

Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “искусствоведами”, “биографами”, “артистами театра”.

Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого.

(Зачитывается эпиграф, заранее записанный на доске), который выражает суть урока.

“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”  Л.Н. Толстой.

– Первыми начинают работу ребята из творческой группы библиографов (краткие сообщения о творчестве В.Распутина).

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть–Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в альманахе “Ангара” в 1961 году.

     В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и дальнего Востока рассказы В.Г.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения В.Г.Распутина: повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976). За повесть “Живи и помни” В.Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).

     В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. Как говорит писатель: “Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.

Учитель: Почему рассказ написан от первого лица? (автор изложил свою биографию).

Вводится понятие: “автобиография” (дети записывают в словари, используют “Словарь литературоведческих, лингвистических терминов”).

Беседа с учащимися по содержанию повести:

- Что вы можете рассказать об учительнице французского языка?

 

– Почему он учился не в своей деревенской школе?

 

 

– Почему герою пришлось сразу повзрослеть?

 

– Как получилось, что он стал играть на деньги?

 

– Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося?

 

 

Учитель:

Предоставляем слово творческой секции.

Прочитайте по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.

 

 

 

Учитель: Теперь посмотрим работу секции художников.

Дети в своих ответах определяют название рисунка, почему избран данный сюжет в его рисунке, что послужило основой для создания рисунка, что хотели изобразить своим рисунком юные художники, какие краски, тона, цвета использовались в работе, что наиболее удалось в работе, какие чувства вызывают данные работы.

 Учитель:

Ребята, мы с вами посмотрели работы творческих групп разных секций. А сейчас посмотрим эпизод из художественного фильма «Уроки французского».

Обсуждение просмотренного:

- В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?

- Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, «опомнился и убежал»?

- Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему?

- Как характеризует героя «поединок» с французским языком?

Заключительное слово учителя:

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.

- А вам приходилось в жизни встречать людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро?

Чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание (по вариантам).

  1. Напишите эссе “Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью” или Советую прочитать “Уроки французского”.
  2. Запишите на карточках те нравственные уроки, которые вы вынесли из “Уроков французского”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского») »

Основная школа № 52


Городской семинар учителей русского языка и литературы

с казахским языком обучения











Тема: «Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)





Подготовила: учитель русского языка

и литературы Саркулова Б.У.











г. Актобе – 2011 г.

Тема: «Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)



Цель урока: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым

живут герои В. Распутина.


Задачи:

  1. формировать умение анализировать художественное произведение, показать сложный внутренний мир героя;

  2. развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся;

  3. способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.



Тип урока: комбинированный


Методы:


словесный (слово учителя, сообщение детей, творческая беседа по

содержанию повести, дискуссия);

наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки

детей, плакат с вопросами, инсценирование);


Оборудование: компьютер, проектор, портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, иллюстрации к рассказу, плакаты с вопросами, карточки с заданиями, эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой).

Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.

Ход урока

  1. Орг. момент. Объявление темы урока

  2. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».


Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “искусствоведами”, “биографами”, “артистами театра”.

Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого.

(Зачитывается эпиграф, заранее записанный на доске), который выражает суть урока.

“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” Л.Н. Толстой.

– Первыми начинают работу ребята из творческой группы библиографов (краткие сообщения о творчестве В.Распутина).

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть–Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в альманахе “Ангара” в 1961 году.

В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и дальнего Востока рассказы В.Г.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения В.Г.Распутина: повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976). За повесть “Живи и помни” В.Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).

В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. Как говорит писатель: “Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.

Учитель: Почему рассказ написан от первого лица? (автор изложил свою биографию).

Вводится понятие: “автобиография” (дети записывают в словари, используют “Словарь литературоведческих, лингвистических терминов”).

Беседа с учащимися по содержанию повести:

- Что вы можете рассказать об учительнице французского языка?

– Почему он учился не в своей деревенской школе?


– Почему герою пришлось сразу повзрослеть?

– Как получилось, что он стал играть на деньги?

– Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося?


Учитель:

Предоставляем слово творческой секции.

Прочитайте по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.



Учитель: Теперь посмотрим работу секции художников.

Дети в своих ответах определяют название рисунка, почему избран данный сюжет в его рисунке, что послужило основой для создания рисунка, что хотели изобразить своим рисунком юные художники, какие краски, тона, цвета использовались в работе, что наиболее удалось в работе, какие чувства вызывают данные работы.

Учитель:

Ребята, мы с вами посмотрели работы творческих групп разных секций. А сейчас посмотрим эпизод из художественного фильма «Уроки французского».

Обсуждение просмотренного:

- В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?

- Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, «опомнился и убежал»?

- Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему?

- Как характеризует героя «поединок» с французским языком?





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд по рассказу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Г.Распутина "Уроки французского"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

9

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

4

 

 

 

 

р

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

м

 

 

 

 

а

 

и

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

1

т

о

л

с

т

о

й

 

д

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

л

 

 

 

 

ц

 

и

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

о

3

з

а

м

е

р

я

ш

к

и

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

 

к

 

 

 

 

н

 

 

 

а

 

 

 

 

 

5

д

и

р

е

к

т

о

р

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

6

м

а

к

а

р

о

н

ы

 

 

 

7

п

у

с

т

ы

р

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Заключительное слово учителя:

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.

- А вам приходилось в жизни встречать людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро?

Чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание (по вариантам).

  1. Напишите эссе “Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью” или Советую прочитать “Уроки французского”.

  2. Запишите на карточках те нравственные уроки, которые вы вынесли из “Уроков французского”.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Автор: Саркулова Балдай Утемрадовна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект Урок - раздумье "Нести добро людям" (по рассказу В. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-urok-razdum-ie-niesti-dobro-liudiam-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402538815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства