Оборудование: компьютер, проектор, портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, иллюстрации к рассказу, плакаты с вопросами, карточки с заданиями, эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой).
Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.
Ход урока
Орг. момент. Объявление темы урока
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “искусствоведами”, “биографами”, “артистами театра”.
Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого.
(Зачитывается эпиграф, заранее записанный на доске), который выражает суть урока.
“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” Л.Н. Толстой.
– Первыми начинают работу ребята из творческой группы библиографов (краткие сообщения о творчестве В.Распутина).
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть–Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в альманахе “Ангара” в 1961 году.
В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и дальнего Востока рассказы В.Г.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения В.Г.Распутина: повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976). За повесть “Живи и помни” В.Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).
В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. Как говорит писатель: “Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.
Учитель: Почему рассказ написан от первого лица? (автор изложил свою биографию).
Вводится понятие: “автобиография” (дети записывают в словари, используют “Словарь литературоведческих, лингвистических терминов”).
Беседа с учащимися по содержанию повести:
- Что вы можете рассказать об учительнице французского языка?
– Почему он учился не в своей деревенской школе?
– Почему герою пришлось сразу повзрослеть?
– Как получилось, что он стал играть на деньги?
– Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося?
Учитель:
Предоставляем слово творческой секции.
Прочитайте по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.
Учитель: Теперь посмотрим работу секции художников.
Дети в своих ответах определяют название рисунка, почему избран данный сюжет в его рисунке, что послужило основой для создания рисунка, что хотели изобразить своим рисунком юные художники, какие краски, тона, цвета использовались в работе, что наиболее удалось в работе, какие чувства вызывают данные работы.
Учитель:
Ребята, мы с вами посмотрели работы творческих групп разных секций. А сейчас посмотрим эпизод из художественного фильма «Уроки французского».
Обсуждение просмотренного:
- В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?
- Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, «опомнился и убежал»?
- Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему?
- Как характеризует героя «поединок» с французским языком?
Заключительное слово учителя:
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.
Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.
- А вам приходилось в жизни встречать людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро?
Чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание (по вариантам).
Напишите эссе “Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью” или Советую прочитать “Уроки французского”.
Запишите на карточках те нравственные уроки, которые вы вынесли из “Уроков французского”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование:компьютер, проектор, портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, иллюстрации к рассказу, плакаты с вопросами, карточки с заданиями, эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой).
Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.
Ход урока
Орг. момент. Объявление темы урока
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “искусствоведами”, “биографами”, “артистами театра”.
Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого.
(Зачитывается эпиграф, заранее записанный на доске), который выражает суть урока.
“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” Л.Н. Толстой.
– Первыми начинают работу ребята из творческой группы библиографов (краткие сообщения о творчестве В.Распутина).
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть–Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в альманахе “Ангара” в 1961 году.
В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и дальнего Востока рассказы В.Г.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения В.Г.Распутина: повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976). За повесть “Живи и помни” В.Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).
В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. Как говорит писатель: “Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.
Учитель: Почему рассказ написан от первого лица? (автор изложил свою биографию).
Вводится понятие: “автобиография” (дети записывают в словари, используют “Словарь литературоведческих, лингвистических терминов”).
Беседа с учащимися по содержанию повести:
- Что вы можете рассказать об учительнице французского языка?
– Почему он учился не в своей деревенской школе?
– Почему герою пришлось сразу повзрослеть?
– Как получилось, что он стал играть на деньги?
– Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося?
Учитель:
Предоставляем слово творческой секции.
Прочитайте по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.
Учитель: Теперь посмотрим работу секции художников.
Дети в своих ответах определяют название рисунка, почему избран данный сюжет в его рисунке, что послужило основой для создания рисунка, что хотели изобразить своим рисунком юные художники, какие краски, тона, цвета использовались в работе, что наиболее удалось в работе, какие чувства вызывают данные работы.
Учитель:
Ребята, мы с вами посмотрели работы творческих групп разных секций. А сейчас посмотрим эпизод из художественного фильма «Уроки французского».
Обсуждение просмотренного:
- В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?
- Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, «опомнился и убежал»?
- Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему?
- Как характеризует героя «поединок» с французским языком?
Кроссворд по рассказу
В.Г.Распутина "Уроки французского"
1
9
11
к
4
р
л
а
м
а
и
13
р
1
т
о
л
с
т
о
й
д
ч
т
л
ц
и
и
о
о
3
з
а
м
е
р
я
ш
к
и
ф
к
н
а
5
д
и
р
е
к
т
о
р
т
л
6
м
а
к
а
р
о
н
ы
7
п
у
с
т
ы
р
ь
Заключительное слово учителя:
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.
Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.
- А вам приходилось в жизни встречать людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро?
Чтение стихотворения Яшина «Спешите делать добрые дела».
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание (по вариантам).
Напишите эссе “Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью” или Советую прочитать “Уроки французского”.
Запишите на карточках те нравственные уроки, которые вы вынесли из “Уроков французского”.