Приветствие. Учитель - Здравствуйте. Сегодня мы проводим пресс-конференцию., которую назвали так НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ
Она посвящена творчеству известного российского писателя Валентина Григорьевича Распутина.
Мы побеседуем о героях его рассказа «Уроки французского», задумаемся над смыслом данного произведения, поговорим о таких нравственных понятиях как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность.
-И на правах ПРОДЮСЕРА позвольте представить Вам участников сегодняшней пресс-конференции:
1. - журналисты-критики,
они приготовили вопросы, на которые постараются ответить
эксперты – ответчики,знатоки творчества Распутина.
Также на сегодняшней пресс-конференции присутствуют
журналисты –аналитики.
Они не могут задавать вопросы, но в любой момент могут прийти на помощь ответчикам - дополнить их ответ или ответить сами, если вдруг эксперты-ответчики затруднятся с ответом.
2-а секретаря, которые будут отмечать фамилии выступающих, оценивать правильность и полноту ответа.
Комиссия порядка- 2 чел. (___________ .)Сегодня они отвечают за вопрос дисциплины. Их работа также будет оценена отметкой.
. Вопросы журналистов: (1-й блок вопросов) ( образ мальчика)
Хотелось бы лучше понять образ главного героя- мальчика. Скажите, как автор описывает его самостоятельную жизнь? Какие испытания ожидали его? И когда началась эта самостоятельная жизнь?
Как правильно понимать следующие строки в рассказе: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Почему мальчик, который бежал за машиной после свидания с матерью «опомнился и убежал»? Что хотел Распутин сказать этим?
Ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться. Он должен оправдать надежды, он чувствует ответственность, возложенную на него.
Какие черты характера мальчика проявляются здесь?
Учитель- Прошу Вас обратить внимание на список черт характера людей на доске. Если названная Вами черта есть в списке, то Вы берете её и прикрепляете магнитом под именем героя.
В рассказе есть эпизод о пропаже продуктов. Какие черты мальчика проявились при этом?
Учитель - Я предлагаю зачитать этот эпизод и повторить вопрос.
( Здесь проявляются гордость, благородство и порядочность мальчика, сила воли.
Чтение цитаты:
«Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».
Вопросы журналистов:
Почему герой рассказа, если он такой хороший, стал играть в «чику»?
Получается, что он нисколько не лучше Вадика и Птахи?!
Как относились к этой игре Вадик и главный герой?
Играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, командовал всеми
Вопросы журналистов:
Зачем автор придумал эпизод, где мальчика избивают? Разве нельзя было обойтись без этой драки?( автор хочет показать и др. черты характера мальчика-
- Смелость, честность, мужество ( магнит – на доску)
вывод о характере мальчика.
. Учитель Ребята, какие черты характера героя вызывают восхищение? Что хотели бы вы для себя перенять?
II /ОБРАЗ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ.
Очень трудно мальчику одному без родных жить в чужом городе : голод, тоска по дому.
Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной.
Чтение эпизода по ролям «Разговор начистоту».
Вопросы журналистов:
– Что можно сказать о Лидии Михайловне по этому эпизоду?
Чуткость внимательность готовность помочь( магнит – на доску)
Вопросы журналистов:
– Не совсем понятно, почему Лидия Михайловна помогает только одному своему ученику, главному герою?
Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему.
Понять человека, войти в его душу, принять часть его боли на себя - одно из лучших качеств человека.
- Учитель - Предлагаю рассмотреть эпизод с посылкой.
Прочитаем этот эпизод по ролям. Помогут нам в этом журналисты- аналитики.
Слова автора_______________________
Слова мальчика________________________
Слова Лидии Михайловны_________________________
Вопросы журналистов:
- Не кажется ли вам, что в этом эпизоде мальчик предстает просто неблагодарным?(
гордость, настойчивость, благородство мальчика( он не хочет подачки, милостыни( т.е.подаяния)
А Лидия Михайловна? доброта( магнит – на доску)
ВИДЕО !
Предлагаю сейчас всем посмотреть эпизод из фильма « Уроки французского»
Вопросы журналистов:
- Как так можно было, играть с учеником на деньги? Она же учитель!
Когда мальчик не принял посылку, она выбирает форму игры. Лидия Михайловна хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощь от нее не примет. Ведь он должен знать, что ест свой хлеб. И счастлива, что ей удается этот милосердный обман.
- И мальчик принимает от нее деньги?
ЭССЕ зачитать
Учитель - Как же закончились уроки французского?
Учитель: - Конечно, с точки зрения педагогической науки игра на деньги учительницы со своим учеником - поступок безнравственный.
Но что стоит за этим поступком?
- Давайте, ребята, поразмышляем вместе. Прослушав ответы учащихся, подводим их к выводу.
ВЫВОД: Уроки французского - это уроки жизни. Поступок Лидии
Михайловны - это просто человеческая доброта, урок милосердия.
Но учительнице приходится увольняться и уезжать из городка к себе на Кубань.
- Раскаивается ли она?
Нет, ей не в чем раскаиваться; более того – она как бы подтверждает правильность своего шага,: уже с Кубани получает ее ученик посылку.
Ее «уроки французского» - уроки милосердия, мужества и доброты – на всю жизнь запомнит герой, укрепят веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости.
6. ИТОГ УРОКА
Учитель Не скупитесь на доброту. Живите с постоянным желанием делать людям добро. Каждый добрый поступок, доброе слово, доброе отношение людей друг к другу облегчают жизнь нашу и делают ее светлее и чище.
А теперь, ребята, прослушаем стихотворение о доброте.
А. Дементьев. «ДОБРОТА» Дети по очереди, по одной строчке читают это стих-ие
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?.
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
7. Домашнее задание:
Самостоятельная работа:
Приходилось ли вам встречать человека, который бескорыстно делал или делает людям добро? Расскажите о нем и его делах.
Напишите эссе на тему: «Самый добрый человек»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пресс-конференция по творчеству В.Г. Распутина»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В ФОРМЕ
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
« НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ»
6 класс
Разработала и провела: Н.Б.Новикова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2
город Озёры
Апрель 2015 г.
НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
по рассказу В.Г. Распутина «Урокифранцузского»
ХОД УРОКА
Приветствие. Учитель - Здравствуйте. Сегодня мы проводим пресс-конференцию., которую назвали так НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ
Она посвящена творчеству известного российского писателя Валентина Григорьевича Распутина .
Мы побеседуем о героях его рассказа «Уроки французского», задумаемся над смыслом данного произведения, поговорим о таких нравственных понятиях как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность.
-И на правах ПРОДЮСЕРА позвольте представить Вам участников сегодняшней пресс-конференции:
1. - журналисты-критики,
они приготовили вопросы, на которые постараются ответить
эксперты – ответчики ,знатоки творчества Распутина.
Также на сегодняшней пресс-конференции присутствуют
журналисты –аналитики.
Они не могут задавать вопросы, но в любой момент могут прийти на помощь ответчикам - дополнить их ответ или ответить сами, если вдруг эксперты-ответчики затруднятся с ответом.
2-а секретаря, которые будут отмечать фамилии выступающих , оценивать правильность и полноту ответа.
Комиссия порядка- 2 чел. (___________ .)Сегодня ониотвечают за вопрос дисциплины. Их работа также будет оценена отметкой.
. Вопросы журналистов: (1-й блок вопросов) ( образ мальчика)
Хотелось бы лучше понять образ главного героя- мальчика. Скажите, как автор описывает его самостоятельную жизнь? Какие испытания ожидали его? И когда началась эта самостоятельная жизнь?
Как правильно понимать следующие строки в рассказе: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Почему мальчик, который бежал за машиной после свидания с матерью «опомнился и убежал»? Что хотел Распутин сказать этим?
Ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться. Он должен оправдать надежды, он чувствует ответственность, возложенную на него.
Какие черты характера мальчика проявляются здесь?
Учитель- Прошу Вас обратить внимание на список черт характера людей на доске. Если названная Вами черта есть в списке, то Вы берете её и прикрепляете магнитом под именем героя.
В рассказе есть эпизод о пропаже продуктов. Какие черты мальчика проявились при этом?
Учитель - Я предлагаю зачитать этот эпизод и повторить вопрос.
( Здесь проявляются гордость, благородство и порядочность мальчика, сила воли.
Чтение цитаты:
«Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».
Вопросы журналистов:
Почему герой рассказа , если он такой хороший , стал играть в «чику»?
Получается, что он нисколько не лучше Вадика и Птахи?!
Как относились к этой игре Вадик и главный герой?
Играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, командовал всеми
Вопросы журналистов:
Зачем автор придумал эпизод, где мальчика избивают? Разве нельзя было обойтись без этой драки?( автор хочет показать и др. черты характера мальчика-
- Смелость, честность, мужество ( магнит – на доску)
вывод о характере мальчика.
. Учитель Ребята, какие черты характера героя вызывают восхищение? Что хотели бы вы для себя перенять?
II /ОБРАЗ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ. Очень трудно мальчику одному без родных жить в чужом городе : голод, тоска по дому.
Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной.
Чтение эпизода по ролям «Разговор начистоту».
Вопросы журналистов:
– Что можно сказать о Лидии Михайловне по этому эпизоду?
Чуткость внимательность готовность помочь( магнит – на доску)
Вопросы журналистов:
– Не совсем понятно, почему Лидия Михайловна помогает только одному своему ученику, главному герою?
Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему.
Понять человека, войти в его душу, принять часть его боли на себя - одно из лучших качеств человека.
- Учитель - Предлагаю рассмотреть эпизод с посылкой.
Прочитаем этот эпизод по ролям. Помогут нам в этом журналисты- аналитики.
Слова автора_______________________
Слова мальчика________________________
Слова Лидии Михайловны_________________________
Вопросы журналистов:
- Не кажется ли вам, что в этом эпизоде мальчик предстает просто неблагодарным?(
гордость, настойчивость, благородство мальчика( он не хочет подачки, милостыни( т.е.подаяния)
А Лидия Михайловна? доброта( магнит – на доску)
ВИДЕО !!!!!!
Предлагаю сейчас всем посмотреть эпизод из фильма « Уроки французского»
Вопросы журналистов:
- Как так можно было, играть с учеником на деньги? Она же учитель!
Когда мальчик не принял посылку, она выбирает форму игры. Лидия Михайловна хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощь от нее не примет. Ведь он должен знать, что ест свой хлеб. И счастлива, что ей удается этот милосердный обман.
- И мальчик принимает от нее деньги?
ЭССЕ зачитать
Учитель - Как же закончились уроки французского?
Учитель: - Конечно, с точки зрения педагогической науки игра на деньги учительницы со своим учеником - поступок безнравственный.
Но что стоит за этим поступком?
- Давайте, ребята, поразмышляем вместе. Прослушав ответы учащихся, подводим их к выводу.
ВЫВОД: Уроки французского - это уроки жизни. Поступок Лидии
Михайловны - это просто человеческая доброта, урок милосердия.
Но учительнице приходится увольняться и уезжать из городка к себе на Кубань.
- Раскаивается ли она?
Нет, ей не в чем раскаиваться; более того – она как бы подтверждает правильность своего шага,: уже с Кубани получает ее ученик посылку.
Ее «уроки французского» - уроки милосердия , мужества и доброты – на всю жизнь запомнит герой , укрепят веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости.
6. ИТОГ УРОКА
Учитель Не скупитесь на доброту. Живите с постоянным желанием делать людям добро. Каждый добрый поступок, доброе слово, доброе отношение людей друг к другу облегчают жизнь нашу и делают ее светлее и чище.
А теперь, ребята, прослушаем стихотворение о доброте.
А. Дементьев. «ДОБРОТА» Дети по очереди, по одной строчке читают это стих-ие
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
7. Домашнее задание:
Самостоятельная работа:
Приходилось ли вам встречать человека, который бескорыстно делал или делает людям добро? Расскажите о нем и его делах.