Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
ХОД УРОКА
Она посвящена творчеству известного российского писателя Валентина Григорьевича Распутина.
Мы побеседуем о героях его рассказа «Уроки французского», задумаемся над смыслом данного произведения, поговорим о таких нравственных понятиях как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность.
-И на правах ПРОДЮСЕРА позвольте представить Вам участников сегодняшней пресс-конференции:
1. - журналисты-критики,
они приготовили вопросы, на которые постараются ответить
эксперты – ответчики,знатоки творчества Распутина.
Также на сегодняшней пресс-конференции присутствуют
журналисты –аналитики.
Они не могут задавать вопросы, но в любой момент могут прийти на помощь ответчикам - дополнить их ответ или ответить сами, если вдруг эксперты-ответчики затруднятся с ответом.
__________________________________________________________________
Учитель- Согласитесь: чтобы понять мысли, чувства, заботы писателя, важно знать историю его жизни. Поэтому предлагаю всем посмотреть
ПРЕЗЕНТАЦИю о писателе- ( её представят журналисты-аналитики .)
Учитель- К сожалению, в начале этого года Валентина Григорьевича не стало. Но его произведения продолжают жить своей жизнью, несмотря ни на что.
Учитель Давайте обратимся к его рассказу « Уроки французского»
БЕСЕДА О ГЕРОЯХ РАССКАЗА.
Учитель - Пожалуйста, журналисты- критики, Ваши вопросы!
. Вопросы журналистов: (1-й блок вопросов) ( образ мальчика)
Ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться. Он должен оправдать надежды, он чувствует ответственность, возложенную на него.
Учитель- Прошу Вас обратить внимание на список черт характера людей на доске. Если названная Вами черта есть в списке, то Вы берете её и прикрепляете магнитом под именем героя.
ответственность
гордость
сила воли ( на доску- на магнит)
умеет преодолеть свою слабость.
____________________________________________________________________________
Вопросы журналистов: (2-й блок вопросов)
Учитель - Я предлагаю зачитать этот эпизод и повторить вопрос.
( Здесь проявляются гордость, благородство и порядочность мальчика, сила воли.
Чтение цитаты:
«Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».
Вопросы журналистов:
Получается, что он нисколько не лучше Вадика и Птахи?!
Играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, командовал всеми
Вопросы журналистов:
- Смелость, честность, мужество ( магнит – на доску)
вывод о характере мальчика.
. Учитель Ребята, какие черты характера героя вызывают восхищение? Что хотели бы вы для себя перенять?
II /ОБРАЗ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ.
Очень трудно мальчику одному без родных жить в чужом городе : голод, тоска по дому.
Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной.
Чтение эпизода по ролям «Разговор начистоту».
Вопросы журналистов:
Чуткость внимательность готовность помочь( магнит – на доску)
Вопросы журналистов:
Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему.
Понять человека, войти в его душу, принять часть его боли на себя - одно из лучших качеств человека.
- Учитель - Предлагаю рассмотреть эпизод с посылкой.
Прочитаем этот эпизод по ролям. Помогут нам в этом журналисты- аналитики.
Слова автора_______________________
Слова мальчика________________________
Слова Лидии Михайловны_________________________
Вопросы журналистов:
гордость, настойчивость, благородство мальчика( он не хочет подачки, милостыни( т.е.подаяния)
А Лидия Михайловна? доброта( магнит – на доску)
ВИДЕО !
Предлагаю сейчас всем посмотреть эпизод из фильма « Уроки французского»
Вопросы журналистов:
- Как так можно было, играть с учеником на деньги? Она же учитель!
Когда мальчик не принял посылку, она выбирает форму игры. Лидия Михайловна хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощь от нее не примет. Ведь он должен знать, что ест свой хлеб. И счастлива, что ей удается этот милосердный обман.
- И мальчик принимает от нее деньги?
ЭССЕ зачитать
Учитель - Как же закончились уроки французского?
Учитель: - Конечно, с точки зрения педагогической науки игра на деньги учительницы со своим учеником - поступок безнравственный.
Но что стоит за этим поступком?
- Давайте, ребята, поразмышляем вместе. Прослушав ответы учащихся, подводим их к выводу.
ВЫВОД: Уроки французского - это уроки жизни. Поступок Лидии
Михайловны - это просто человеческая доброта, урок милосердия.
Но учительнице приходится увольняться и уезжать из городка к себе на Кубань.
- Раскаивается ли она?
Нет, ей не в чем раскаиваться; более того – она как бы подтверждает правильность своего шага,: уже с Кубани получает ее ученик посылку.
Ее «уроки французского» - уроки милосердия, мужества и доброты – на всю жизнь запомнит герой, укрепят веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости.
6. ИТОГ УРОКА
Учитель Не скупитесь на доброту. Живите с постоянным желанием делать людям добро. Каждый добрый поступок, доброе слово, доброе отношение людей друг к другу облегчают жизнь нашу и делают ее светлее и чище.
А теперь, ребята, прослушаем стихотворение о доброте.
А. Дементьев. «ДОБРОТА» Дети по очереди, по одной строчке читают это стих-ие
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?.
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
7. Домашнее задание:
Самостоятельная работа:
Приходилось ли вам встречать человека, который бескорыстно делал или делает людям добро? Расскажите о нем и его делах.
Напишите эссе на тему: «Самый добрый человек»
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт