kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки доброты по рассказу В.Распутина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:                                           Уроки доброты

                      (по произведению В.Распутина «Уроки французского»)

                                                                                          Чем человек умнее и добрее,

                                                                                          тем больше он замечает

                                                                                          добра в людях.

                                                                                                              Лев   Николаевич

                                                                                                                             Толстой

  Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством  писателя.

2. Прояснить мотивы поведения главного героя рассказа.

3. Оценить поведение учителя.

4. Развивать умение анализировать художественное произведение.

 5. На примере литературных образов и жизненного опыта учащихся

     сформировать   у них понятие о доброте как основе нравственности и 

     пробудить потребность   творить добро.

Оборудование: презентация к уроку, фрагмент из кинофильма, флипчарты, алгоритм

                               биопоэмы, муз. сопровождение – песня «Дорога добра»

                                                         Ход урока:

  1. Организационный момент   

Звучит песня «Дорога добра»

 

  1. Жизнь и творчество В.Г.Распутина

 

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве

В. Распутина, поговорим о героях его рассказа «Уроки французского», попробуем разобраться в ситуациях, которые преподнесла им судьба.

              Урок  предлагаю сегодня начать с эпиграфа. 
Обратите внимание на экран и прочитайте слова Льва Николаевича Толстого.

-О чём эти строки? 
 

Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого эпиграфа. Он как нельзя лучше отражает тему нашего урока. (запись даты и темы урока). 

Итак, вы дома изучили жизнь и творчество Распутина, прочитали рассказ «Уроки французского».

 

Работа со словарем

          1 группа - что такое автобиография? (автобиография – описание своей жизни)

  • то вы знаете о самом авторе?

2 группа – что такое автобиографичный? (автобиографичный – обладающий элементами автобиографии)

Укажите признаки автобиографизма в рассказе Распутина (рассказ идет от первого лица)


3 группа – что такое доброта? (отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

Составить ассоциацию со словом доброта


III.  Угадать героев (флипчарты)    

            Вы прочитали рассказ?

     Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете текст произведения. Определите к каким героям относятся следующие цитаты?

            1 группа

            «при ней я крепился.»   -   мальчик (герой рассказа)   

            «Собирайся. Хватит, отучился.»    -   Василий Андреевич

            «иди отсюда, пока живой.»    -    Вадик

«шофер единственной в колхозе полуторки.»-дядя Ваня

2 группа

«бессильно морщилась и закрывала глаза.»-Лидия Михайловна

«крикливая, замотанная женщина.»-тетя Надя

«хозяйничал здесь он.»-Вадик

«как тень, следовал.»-Птаха

3 группа

«быстро проигравшись, он исчезал.»-Тишкин

«сидела передо мной аккуратная.»-Лидия Михайловна

«с ревом погнался за машиной.»-мальчик (герой рассказа)

«Я имею право знать.»-Василий Андреевич

  1. . Содержание рассказа

Фронтальный опрос:

  1. Как герой рассказа оказался в городе?
  2. Что мальчик рассказывает о голоде?
  3. Почему для него голод в городе страшнее, чем голод в деревне?
  4. Почему герой рассказа принял участие в игре в «чику»?
  5. Почему он и после драки решился на повторное участие в игре?

     

Итоговый вопрос: Какие уроки вы получили для себя из этого рассказа?

  •  

-помощь учителя (уроки мужества, доброты, справедливости,

человеколюбия, сострадания, сочувствия, ответственности и т.д.)

Фрагмент 1 из фильма–

 Ребята, сейчас вы посмотрите фрагмент из кинофильма по этому рассказу

  1. . Биопоэма об отдельных героях

1 группа – мальчик (герой рассказа)

2 группа – Лидия Михайловна

3 группа – директор Василий Андреевич

  • Слайды о добре
  •  

 

  1. . Различные ситуации
  1. Директор школы всю ночь не спал – его мысли и чувства

1 группа – ищет оправдание учителю

2 группа – сама выбирает

  1. группа – осуждает ее

 

  1. Лидия Михайловна всю ночь проплакала – ее мысли и чувства

1 группа – ругает себя

2 группа – не чувствует вины за собой

3 группа – просит прощения у директора

 

  1. Мальчик переживает – его мысли и чувства

1 группа – боится наказания

2 группа – жалеет учительницу

3 группа – сама выбирает

 

VII. Домашнее задание

-Эссе на тему « Иду дорогою добра»

                 VII.Итоги урока

                 VIII.Песня «Дорога добра»

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Уроки доброты по рассказу В.Распутина »

Областная специализированная гимназия – интернат для одаренных детей имени Абу Досмухамбетова



















Уроки доброты

(по произведению В.Распутина «Уроки французского»)







учитель русского

языка и литературы

Кабдулина А.О.





















г. Петропавловск 2015 г.

Тема: Уроки доброты

(по произведению В.Распутина «Уроки французского»)

Чем человек умнее и добрее,

тем больше он замечает

добра в людях.

Лев Николаевич

Толстой

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя.

2. Прояснить мотивы поведения главного героя рассказа.

3. Оценить поведение учителя.

4. Развивать умение анализировать художественное произведение.

5. На примере литературных образов и жизненного опыта учащихся

сформировать у них понятие о доброте как основе нравственности и

пробудить потребность творить добро.

Оборудование: презентация к уроку, фрагмент из кинофильма, флипчарты, алгоритм

биопоэмы, муз. сопровождение – песня «Дорога добра»

Ход урока:

  1. Организационный момент

Звучит песня «Дорога добра»



  1. Жизнь и творчество В.Г.Распутина



Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве

В. Распутина, поговорим о героях его рассказа «Уроки французского», попробуем разобраться в ситуациях, которые преподнесла им судьба.

Урок предлагаю сегодня начать с эпиграфа. 
Обратите внимание на экран и прочитайте слова Льва Николаевича Толстого.

-О чём эти строки? 


Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого эпиграфа. Он как нельзя лучше отражает тему нашего урока. (запись даты и темы урока). 

Итак, вы дома изучили жизнь и творчество Распутина, прочитали рассказ «Уроки французского».



Работа со словарем

1 группа - что такое автобиография? (автобиография – описание своей жизни)

Что вы знаете о самом авторе?

2 группа – что такое автобиографичный? (автобиографичный – обладающий элементами автобиографии)

Укажите признаки автобиографизма в рассказе Распутина (рассказ идет от первого лица)


3 группа – что такое доброта? (отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

Составить ассоциацию со словом доброта


III. Угадать героев (флипчарты)

Вы прочитали рассказ?

Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете текст произведения. Определите к каким героям относятся следующие цитаты?

1 группа

«при ней я крепился...» - мальчик (герой рассказа)

«Собирайся. Хватит, отучился...» - Василий Андреевич

«иди отсюда, пока живой...» - Вадик

«шофер единственной в колхозе полуторки...» - дядя Ваня





2 группа



«бессильно морщилась и закрывала глаза...» - Лидия Михайловна

«крикливая, замотанная женщина...» - тетя Надя

«хозяйничал здесь он...» - Вадик

«как тень, следовал...» - Птаха



3 группа

«быстро проигравшись, он исчезал...» - Тишкин

«сидела передо мной аккуратная...» - Лидия Михайловна

«с ревом погнался за машиной...» - мальчик (герой рассказа)

«Я имею право знать...» - Василий Андреевич



IV. Содержание рассказа

Фронтальный опрос:

  1. Как герой рассказа оказался в городе?

  2. Что мальчик рассказывает о голоде?

  3. Почему для него голод в городе страшнее, чем голод в деревне?

  4. Почему герой рассказа принял участие в игре в «чику»?

  5. Почему он и после драки решился на повторное участие в игре?

Итоговый вопрос: Какие уроки вы получили для себя из этого рассказа?

-отвечают

-помощь учителя (уроки мужества, доброты, справедливости,

человеколюбия, сострадания, сочувствия, ответственности и т.д.)



Фрагмент 1 из фильма–

Ребята, сейчас вы посмотрите фрагмент из кинофильма по этому рассказу



V. Биопоэма об отдельных героях

1 группа – мальчик (герой рассказа)

2 группа – Лидия Михайловна

3 группа – директор Василий Андреевич



  • Слайды о добре



VI. Различные ситуации





  1. Директор школы всю ночь не спал – его мысли и чувства

1 группа – ищет оправдание учителю

2 группа – сама выбирает

  1. группа – осуждает ее





  1. Лидия Михайловна всю ночь проплакала – ее мысли и чувства

1 группа – ругает себя

2 группа – не чувствует вины за собой

3 группа – просит прощения у директора



  1. Мальчик переживает – его мысли и чувства

1 группа – боится наказания

2 группа – жалеет учительницу

3 группа – сама выбирает



VII. Домашнее задание

-Эссе на тему « Иду дорогою добра»

VII.Итоги урока



VIII.Песня «Дорога добра»




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уроки доброты по рассказу В.Распутина

Автор: Кабдулина Айнагуль Оразалыевна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185112

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства