kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки выживания (по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Задачи:

  • продолжить работу  по анализу художественного текста, развивать навыки самостоятельной работы с текстом; выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;
  • создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, развивать навыки парной работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
  • способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле, помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью, сохранять жизнь и здоровье в необычной, экстремальной ситуации.

Оборудование: ноутбук, учебник, мультимедийный проектор, экран, презентация, ватман, фломастеры, словарь, физическая карта, жетоны, смайлики.

Тип урока: применение знаний и умений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект самоанализа урока 5 класс»

Проект самоанализа урока


Ф.И.О педагога: Поторочина Ольга Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы

Полное название ОО: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Чумойская основная общеобразовательная школа

Предмет: литература Класс: 5 Учебник (УМК, программа): В. Я. Коровина

Тема урока: Уроки выживания (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» Тип урока: применение знаний и умений



Этапы урока

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Личностные УУД


Познавательные УУД





Коммуникативные УУД:


- знание моральных норм


- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


- уважительное отношение к товарищам;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ученики слушают вопросы, дают полный ответ, понимают его суть.











Ученики затрудняются в ответе.

Задаёт наводящие вопросы.

Ориентировочный этап

Личностные УУД




Регулятивные УУД





Познавательные УУД


-проявлять интерес к новому содержанию.



- целеполагание как постановка задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;


- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Ученики анализируют цитату, разгадывают ребус. Называют тему урока. Формулируют цель.


Ученики затрудняются разгадать ребус, не могут сформулировать цель.

Помогает пошагово разгадать ребус, задаёт наводящие вопросы по формулировке цели.


Поисково-исследовательский этап

Регулятивные УУД









Познавательные УУД




Коммуникативные УУД


- контроль,

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.


- извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания.


- организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Ученики активно работают в парах, сознательно и последовательно придерживаются правил работы в парах.

Создают творческий проект.



Затрудняются, с чего начать свою работу.



Помогает включиться в работу, объясняет, направляет, если возникнут вопросы по процедуре выполнения оформления проектной работы.


Оказывает помощь, проверяет задания, корректирует.



Практический этап

Познавательные УУД





Коммуникативные УУД







Личностные УУД













Регулятивные УУД


- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение структурировать знания.


- уважительное отношение к товарищам;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;

- цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;

- нерасторжимое чувство единства природы и человека.


- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено;

- осознание качества и уровня усвоения.

Защищают, анализируют свою проектную работу.

Не успели изобразить на ватмане все способы выживания Васютки в тайге.


Затрудняются в формулировке предложения, не могут выразить свою мысль.




Задаёт дополнительные вопросы.



Помогает сформулировать, составить предложения.

Рефлексивно-оценочный этап

Регулятивные УУД






Личностные УУД





Коммуникативные УУД


- оценка - осознание учащимися того, что уже известно.

- оценивание усвоенного содержания.


- уважительное отношение к товарищам;

- умение выражать свои мысли.


- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Ученики проводят рефлексию.

Оценивают степень достижения цели.


Учащиеся затрудняются в выборе смайлика.


Не знают значение слова «памятка».

учитель задаёт вопросы, для того чтобы учащиеся смогли оценить свои достижения. Напоминает, что обозначает каждый из смайликов.

Комментирует значение слова «памятка».








Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»


Технологическая карта урока


Ф.И.О педагога: Поторочина Ольга Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы 1 категории

Полное название ОО: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Чумойская основная общеобразовательная школа

Предмет: литература Класс: 5

Учебник (УМК, программа): Литература 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электронном носителе. В 2 ч. Авт.-сост. В. Я. Коровина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-9 классы» под редакцией В. Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной - М.: Просвещение 2010.

Тема урока: Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).

Тип урока: применение знаний и умений

Оборудование: ноутбук, учебник,  карта самооценки, магнитная доска, магниты, мел, учебник, мультимедийный проектор, экран, презентация, ватман, фломастеры, словарь, физическая карта, жетоны, смайлики.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: В классе обучается 5 человек: 4 мальчика и 1 девочка. Класс с низким уровнем мотивации к обучению. Все ребята относятся к категории «дети группы риска». В социально-опасном положении находятся 2 ученика. У детей небогатый словарный запас, но ребята творческие, вступают в беседу, охотно отвечают, не боятся совершить ошибку, активны, выступают инициаторами, проявляют интерес к предмету.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать тему и формировать цели и задачи;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.


1- уровень – знания-знакомства (узнавание) (умение обучающегося опознать, различить знакомый ему ранее предмет, явление, определённую информацию);

2- уровень - знания-копии (воспроизведение) (умение пересказать, репродуцировать, ранее усвоенную учебную информацию).

(По В. П. Беспалько)

Регулятивные

- целеполагание как постановка задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися;

- контроль;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено;

- осознание качества и уровня усвоения;

- оценивание усвоенного содержания.

1-2 уровень – узнавание, воспроизведение

Познавательные

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания.

1-2 уровень – узнавание, воспроизведение

Коммуникативные

- уважительное отношение к товарищам;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- организовывать учебное взаимодействие при фронтальной работе и работе в паре;

1-2 уровень – узнавание, воспроизведение

Личностные

-проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;

- цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;

- нерасторжимое чувство единства природы и человека.

1-2 уровень – узнавание, воспроизведение


Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап.

- вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

- актуализация имеющихся у учащихся знаний.

Словесный

(беседа), наглядный






















(Слайд № 1)


загадка

(Слайд № 2)




Работа со словарём

(индивидуальная раб.)


(Слайд № 3)





(Слайд № 4)

Работа по карте



Фронтальная работа


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Выявляет отсутствующих.

Предлагает учащимся разгадать загадку.

Предлагает дать определений слова «озеро».

Просит прочитать заранее найденное в словаре определение слова «озеро».

Демонстрирует слайд с определением этого сова (по словарю Ожегова и Даля).

Продолжает беседу по теме «Озёра».

Просит на карте найти озеро Байкал, затем Васюткино озеро.



Проводит конкурс «Самый внимательный читатель». Просит ответить на ряд вопросов по тексту. Раздаёт жетоны. Подводит итог конкурса.

Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.


Разгадывают загадку.


Отвечают на поставленный вопрос.


Один из учащихся читает определение по словарю.


Сопоставляют данные определения.



Отвечают на вопросы.


Озера Байкал показывает один из учащихся, а Васюткино озеро ищут все вместе.


Поднимают руки и отвечают на вопросы. Получают жетоны, затем их посчитывают.

Личностные УУД:

- знание моральных норм

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- уважительное отношение к товарищам;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ориентировочный этап

Прогнозирование деятельности результата

словесный



наглядный




(Слайд № 5)

рассуждение




(Слайд № 6)

Просит объяснить, как они понимают содержание цитаты: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять»


Предлагает разгадать ребус, в котором зашифрована тема урока.

Интересуется, знают ли ребята слова-синонимы слова «выжить».


Просит ещё раз внимательно прочитать тему урока и сформулировать цель.

Высказывают своё мнение, понимание.




Разгадывают ребус. Записывают тему урока в тетрадях.





Ребята называют синонимы.



Ставят себе цель выяснить, как мальчику Васютке одному удалось выжить в тайге.

Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка задачи на основе того, что ещё неизвестно учащимися.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поисково-исследовательский этап

Поиск и извлечение необходимой информации из прочитанного

текста.



поисково-исследоват.,

практический










Работа

в парах

(самостоятельная раб.)



Предлагает организовать работу в парах. Раздаёт учащимся ватманы, на которых они должны будут изобразить с помощью фломастеров, маркеров ответ на проблемный вопрос: «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?»


Помогает включиться в работу, объясняет, если возникнут вопросы по процедуре выполнения оформления проектной работы.


Оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания.


Работают в парах, рисуют на ватманах. Общаются, договариваются, создают творческий проект.


Регулятивные УУД:

- контроль,

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

- организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Практический этап

Применение знаний на практике. Коррекция ошибок.

Словесный

наглядный

































анализ

рассказ




контроль





























Предлагает учащимся продемонстрировать получившийся рисунок-проект, просит прокомментировать его.

Анализирует, оценивает работу каждой пары. Хвалит, одобряет труд детей.
















Закрепляют проектную работу на магнитной доске.

Защищают свои работы. Сравнивают, дополняют.





Познавательные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

- уважительное отношение к товарищам;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;

- цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;

- нерасторжимое чувство единства природы и человека.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено;

- осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности.


Словесный

(беседа)


наглядный













контроль


(Слайд № 7)

На столах у ребят смайлики: с улыбкой, грустный и безразличный. Предлагает учащимся выбрать смайлик, соответствующий настроению сегодняшнего урока.


Подводит итог, выставляет оценки.


Предлагает дом. задание: составить памятку (на выбор) «Поход в лес» и «Если ты заблудился». Объясняет значение слова «памятка».



Выбирают смайлик, закрепляют на магнитной доске и комментируют.

Оценивают степень достижения цели.









Домашнее задание записывают в дневниках.

Регулятивные УУД

- оценка - осознание учащимися того, что уже известно.

- оценивание усвоенного содержания.

Личностные УУД

- уважительное отношение к товарищам;

- умение выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.



Дата: 22.04.2015 Подпись педагога:
































Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Добрый день, ребята.

Добрый день, ребята.

Озеро – это… водная котловина в окружных берегах. замкнутый в берегах большой естественный водоём.

Озеро – это…

водная котловина в окружных берегах.

замкнутый в берегах большой естественный водоём.

Озеро Байкал

Озеро Байкал

Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять.

Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять.

Домашнее задание.   составить памятку «Поход в лес»  ИЛИ 2. составить памятку «Если ты заблудился»

Домашнее задание.

  • составить памятку «Поход в лес»

ИЛИ

2. составить памятку «Если ты заблудился»

Литература

Литература

  • http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAYQjB0&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fid191127110&ei=0gAhVfiVGoKtsgH14YDYCg&bvm=bv.89947451,d.bGg&psig=AFQjCNHvjYEyjRFIgyxsY2O4TzjhIcAvXA&ust=1428312638673792
  • http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAYQjB0&url=http%3A%2F%2Fwww.stihi.ru%2F2014%2F01%2F22%2F1553&ei=AAEhVcWeJoHLsAG9tIGACA&bvm=bv.89947451,d.bGg&psig=AFQjCNHLQAV7V98ZM0blbrgtUqR_5F9_KQ&ust=1428312690390255
  • http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAYQjB0&url=http%3A%2F%2Fwww.spearfish.ru%2Fpoleznoe%2Fgeografia-podvodnoy-ohoti%2F418-baikal.html&ei=SP8gVfyRH4eRsgHX54DQAQ&bvm=bv.89947451,d.bGg&psig=AFQjCNE7E_KeGV_AvZYPO0bgGk1yB7VMGg&ust=1428312251484612
  • http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAYQjB0&url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fprezentatsii%2Fliteratura%2FAstafev-2%2F008-Osenju-1942-goda-Viktor-Astafev-dobrovoltsem-ukhodit-v-armiju-a.html&ei=5_4gVYjzMoWUsAHX_YOwBw&bvm=bv.89947451,d.bGg&psig=AFQjCNEHKZF2so5fBy8mSMnonLhuE44Z0g&ust=1428311877090935
  • http://all-biography.ru/alpha/a/astafev-viktor-astafyev-viktor


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уроки выживания (по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро")

Автор: Поторочина Ольга Сергеевна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Технологическая карта урока литературы для 5 класса по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" . Формы и методы обучения на современном учебном занятии"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_literatury_dlia_5_klassa_po_rasskazu_v_p_astafeva"
    ["file_id"] => string(6) "599364"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643730004"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "План урока по теме: "В.Астафьев "Васюткино озеро". Автобиографичность произведения.Черты характера героя и его проведение в лесу"."
    ["seo_title"] => string(145) "plan-uroka-po-tiemie-v-astaf-iev-vasiutkino-oziero-avtobioghrafichnost-proizviedieniia-chierty-kharaktiera-ghieroia-i-iegho-proviedieniie-v-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "274219"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452347503"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок-мастерская "Школа выживания" (по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро" ) 5 класс"
    ["seo_title"] => string(87) "urok-mastierskaia-shkola-vyzhivaniia-po-rasskazu-v-astaf-ieva-vasiutkino-oziero-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252627"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447420093"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Уроки выживания по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро""
    ["seo_title"] => string(59) "uroki_vyzhivaniia_po_rasskazu_v_p_astafeva_vasiutkino_ozero"
    ["file_id"] => string(6) "543979"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584993181"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Тема: «Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)»"
    ["seo_title"] => string(68) "tiema_uroki_vyzhivaniia_po_rasskazu_v_p_astaf_ieva_vasiutkino_oziero"
    ["file_id"] => string(6) "442649"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512576614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства