kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по теме: "В.Астафьев "Васюткино озеро". Автобиографичность произведения.Черты характера героя и его проведение в лесу".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с творчеством В, Астафьева; обучение пересказу художественного текста; контроль за знанием текста;комментированное чтение; расширение словарного запаса, знаний по теории литературы; воспитывать правила поведения в лесу, правила по ТБ, развивать творческие способности учащихся, артистизм.

Оформление:

-Портрет В.П. Астафьева

-Текст повести

-Видеофильм «Таинственный лес»

-Презентации, слайды

-Атрибуты для инсценирования эпизодов

                                                               Ход урока

  1. Слово учителя об Астафьеве. Много произведений, посвящено проблемам человека и природы. Какие примеры из литературы и жизни вы можете привести? (Робинзон Крузо, Заячьи лапы, Дед Мазай и зайцы, Тёплый хлеб и др.)

    А)Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь, ответив на простые и в то же время мудрые вопросы:

    - Она величественна и похожа на океан

    -Она щедра и сурова

    Она таит в себе загадки и вопросы

    -Она учит человека и наказывает за легкомыслие

    -Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

                   (Да, это тайга. Посмотрим видеофильм»Таинственный лес»)

    - Что скрывает в себе тайга?( тайну, силу, мощь, величие, загадку).

    Б) – Он маленький, как песчинкка в океане, как звезды во Вселенной

    - Он беззащитный и в то же время сильный

    - Он сын и хозяин

    -Он по-детски легкомыслен и по-взрослому мудрый

    - Он совершает ошибку и исправляет её.( Да, это главный герой рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»)

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае в с. Овсянка, что на Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. Позже В.П. писал:»Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

                Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство.

                Однако удалось ему быть и беспризорником, узнать, что такое детский дом

                Осенью 1942 года ушел на фронт, был тяжело ранен, контужен

                После войны поселился на Урале, сменил много профессий. А с 1951 года стал писать и печатать свои рассказы, повести, романы.

                В,П, Астафьев сравнительно недавно ушел из жизни, но произведения, которые он оставил навсегда запомнятся, как книгио добре и зле, где добро чаще держит верх.

  1. Сообщения учащихся «Из биографии писателя». Звучит песня.
  2. Инсценирование фрагментов из биографической справки.

  3. Игра. Работа с текстом. Блиц-опрос по прочитанному произведению. Учитывается скорость и правильность ответа.Стр.349 (пос).

5.    Биографический характер повести. Работа с учебником. Стр.-124

6    Инсценирование эпизода «Проводы Васютки в тайгу». Стр. - 126

7.   Беседа:

 -Почему  мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку хлеба?

-Почему Васютка заблудился? (погнался за глухарём, нарушил Закон тайги)

                                                              Законы тайги:

-Собираясь в лес, необходимо брать с собой хлеб и спички

- Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться

- Беречь патроны

-Быть наблюдательным, осторожным, внимательным

-Уметь ориентироваться по сторонам света

- Гудок парохода откликается на ближайшем водоёме

- Не терять веры в свои силы.

8. Работа по теории литературы. Стр. -225 «Справочные материалы. Литература». Запись на доске определения  «Эпизод».

-Что такое эпизод?

- Как пересказать эпизод художественного произведения?

-Почему его пересказать сложно? (Необходимо сохранить особенности авторского повествования, индивидуальность речи писателя, героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, соблюдать последовательность, полноту повествования.)

9. Работа с текстом. Эпизод с мухой. Стр. - 132

- Чем важен этот эпизод? (Автор сравнивает Васютку с попавшей в паутину мухой)

10. Памятки: «Советы идущему в лес».

- Продумай тщательно маршрут

- Не забудь взять компас

- Возьми спички для костра

- Одежда должна быть тёплой

- Приготовьте запас еды.

10. Словарная работа.Обращаю внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева: таинственный шорох в  глубине потемневшего  леса; упал с валежин; затеси;отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило. Объяснение значения некоторых и попросить использовать их в своём пересказе.

        Язык повести очень красочный. Здесь множество эпитетов, сравнений, метафор.

- Узнайте по эпитетам, о че говорится:

-«Неподвижно тихий,сплошь хвойный, чужой, унылый,полуголый…»(Лес)

- «»Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая….(Тайга)

-«»Небольшое, унылое, подёрнутое ряской…(озеро)

-«Молочный, клейкий, неподвижный…»(туман)

-«Далёкие, неподвижные, мерцающие…»(Звёзды)

        Встречаются в повести и сравнения: ( «В лес бесшумно,как сова, влетела ночь; густая, как смоль, темень начала редеть;с высоты тайга казалась оромным тёмным морем; голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох;показался маленький, похожий на ноготок месяц»).

11. Обучение составлению аналитического комментария.

А) Работа с текстом.СТР 132. Учащиеся делят  текст на части и озаглавливают их.

Б)Работа в тетрадях с последующей самопроверкой в парах. Пункты плана оформляются на 1/3 листа.

Г) Запись главной      мысли в правой части листа в тетрадях

 В) Пересказ каждой части с включением элементов анализа (Выделение главной мысли.)

12. Итоговая беседа:

-Назовите запомнившиеся события из жизни писателя

- Происходили ли свами подобные истории в лесу?

-Какой совет выживания самый важный ?

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Что вы будете делать, если заблудитесь?

Д/З. 1. Пересказ по тексту стр. 132 с использованием таблицы  с элементами анализа

           2. Т.Л. «Эпизод», эпитет, сравнение, метафора(Памятка. Повторить).

                   3.Ответы на вопросы. Кроссворд по произведению В. Астафьева.

                  4. Письмо Васютке: »Чему я научился у Васютки»

 Кроссворд по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»:

  1. «Нету нынче фарту»- ворчал дедушка ……

  2. Далеко ушли рыбаки, в низовья…. и наконец остановились

  3. «….-наша кормилица, хлипких не любит!»- вспомнились ему слова деда.

  4. Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота….»

  5. Фамилия автора рассказа….

  6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу -….

  7. Заночевать решил Васютка на берегу ….

  8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел….

-За работу на уроке получили оценки:…….  Спасибо всем за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме: "В.Астафьев "Васюткино озеро". Автобиографичность произведения.Черты характера героя и его проведение в лесу".»

Открытый урок по литературе в 5 классе.Тема:«В. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.»Дата 18 марта 2015 г.

Учитель :Ябанжи Л.И.

Цель: знакомство с творчеством В, Астафьева; обучение пересказу художественного текста; контроль за знанием текста;комментированное чтение; расширение словарного запаса, знаний по теории литературы; воспитывать правила поведения в лесу, правила по ТБ, развивать творческие способности учащихся, артистизм.

Оформление:

-Портрет В.П. Астафьева

-Текст повести

-Видеофильм «Таинственный лес»

-Презентации, слайды

-Атрибуты для инсценирования эпизодов

Ход урока

  1. Слово учителя об Астафьеве. Много произведений, посвящено проблемам человека и природы. Какие примеры из литературы и жизни вы можете привести? (Робинзон Крузо, Заячьи лапы, Дед Мазай и зайцы, Тёплый хлеб и др.)

А)Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь, ответив на простые и в то же время мудрые вопросы:

- Она величественна и похожа на океан

-Она щедра и сурова

Она таит в себе загадки и вопросы

-Она учит человека и наказывает за легкомыслие

-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

(Да, это тайга. Посмотрим видеофильм»Таинственный лес»)

- Что скрывает в себе тайга?( тайну, силу, мощь, величие, загадку).

Б) – Он маленький, как песчинкка в океане, как звезды во Вселенной

- Он беззащитный и в то же время сильный

- Он сын и хозяин

-Он по-детски легкомыслен и по-взрослому мудрый

- Он совершает ошибку и исправляет её.( Да, это главный герой рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»)



Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае в с. Овсянка, что на Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. Позже В.П. писал:»Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать. Её он любил безгранично.. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство.

Однако удалось ему быть и беспризорником, узнать, что такое детский дом

Осенью 1942 года ушел на фронт, был тяжело ранен, контужен

После войны поселился на Урале, сменил много профессий. А с 1951 года стал писать и печатать свои рассказы, повести, романы.

В,П, Астафьев сравнительно недавно ушел из жизни, но произведения, которые он оставил навсегда запомнятся, как книгио добре и зле, где добро чаще держит верх.

  1. Слайды

  2. Сообщения учащихся «Из биографии писателя». Звучит песня.

  3. Инсценирование фрагментов из биографической справки.

  4. Игра. Работа с текстом. Блиц-опрос по прочитанному произведению. Учитывается скорость и правильность ответа.Стр .349 (пос).

5. Биографический характер повести. Работа с учебником. Стр.-124

6 Инсценирование эпизода «Проводы Васютки в тайгу». Стр. - 126

7. Беседа:

-Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку хлеба?

-Почему Васютка заблудился? (погнался за глухарём, нарушил Закон тайги)



Законы тайги:

-Собираясь в лес, необходимо брать с собой хлеб и спички

- Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться

- Беречь патроны

-Быть наблюдательным, осторожным, внимательным

-Уметь ориентироваться по сторонам света

- Гудок парохода откликается на ближайшем водоёме

- Не терять веры в свои силы.

8. Работа по теории литературы. Стр. -225 «Справочные материалы. Литература». Запись на доске определения «Эпизод».

-Что такое эпизод?

- Как пересказать эпизод художественного произведения?

-Почему его пересказать сложно? (Необходимо сохранить особенности авторского повествования, индивидуальность речи писателя, героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, соблюдать последовательность, полноту повествования.)

9. Работа с текстом. Эпизод с мухой. Стр. - 132

- Чем важен этот эпизод? (Автор сравнивает Васютку с попавшей в паутину мухой)

10. Памятки: «Советы идущему в лес».

- Продумай тщательно маршрут

- Не забудь взять компас

- Возьми спички для костра

- Одежда должна быть тёплой

- Приготовьте запас еды.

10. Словарная работа.Обращаю внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; затеси;отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.. Объяснение значения некоторых и попросить использовать их в своём пересказе.

Язык повести очень красочный. Здесь множество эпитетов, сравнений, метафор.

- Узнайте по эпитетам, о че говорится:

-«Неподвижно тихий,сплошь хвойный, чужой, унылый,полуголый…»(Лес)

- «»Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая….(Тайга)

-«»Небольшое, унылое, подёрнутое ряской…(озеро)

-«Молочный, клейкий, неподвижный…»(туман)

-«Далёкие, неподвижные, мерцающие…»(Звёзды)

Встречаются в повести и сравнения: ( «В лес бесшумно,как сова, влетела ночь; густая , как смоль, темень начала редеть;с высоты тайга казалась оромным тёмным морем; голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох;показался маленький, похожий на ноготок месяц»).

11. Обучение составлению аналитического комментария.

А) Работа с текстом.СТР 132. Учащиеся делят текст на части и озаглавливают их.

Б)Работа в тетрадях с последующей самопроверкой в парах. Пункты плана оформляются на 1/3 листа.

1. Открытие Васютки

1. Как и любой ребёнок, Васютка испугался

2.Его охватило отчаяние

2. Вначале природа пугала его

3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик

3. Отец и дедушка оказывали на Васютку большое влияние

4.Васютка разжёг костер

4.У костра он вел себя как взрослый рыбак

5.Как мальчик приготовил себе еду?

5. Когда он готовил ужин, оценил наставления матери

6.»Живём!»

6. Мальчик понял, что не пропадёт



Г) Запись главной мысли в правой части листа в тетрадях

В) Пересказ каждой части с включением элементов анализа (Выделение главной мысли.)

12. Итоговая беседа:

-Назовите запомнившиеся события из жизни писателя

- Происходили ли свами подобные истории в лесу?

-Какой совет выживания самый важный ?

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Что вы будете делать, если заблудитесь?

Д/З. 1. Пересказ по тексту стр. 132 с использованием таблицы с элементами анализа

2. Т.Л. «Эпизод», эпитет, сравнение, метафора(Памятка. Повторить).

3.Ответы на вопросы . Кроссворд по произведению В. Астафьева.

4. Письмо Васютке: »Чему я научился у Васютки»

Кроссворд по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»:

  1. «Нету нынче фарту»- ворчал дедушка ……

  2. Далеко ушли рыбаки, в низовья….. и наконец остановились

  3. «….-наша кормилица, хлипких не любит!»- вспомнились ему слова деда.

  4. Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота….»

  5. Фамилия автора рассказа….

  6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу -…..

  7. Заночевать решил Васютка на берегу ….

  8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел….



-За работу на уроке получили оценки:……. Спасибо всем за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ябанжи Лариса Игоревна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 274219


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства