Уроки выживания по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Уроки выживания по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Эпиграф
Тайга – кормилица наша, хлипких не любит.
Всякая таежная дорога начинается с затесей.
В.П.Астафьев
Ход урока
Организация учащихся на работу.
2.Психологический настрой детей на урок (улыбнемся и мысленно пожелаем всем успеха на уроке)
3. Проверка знаний и умений.
Наш урок будет посвящен знакомству с творчеством В.П.Астафьева - писателя-сибиряка. Он говорил о природе, о людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытании.
У нас есть группа «ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ», которые расскажут нам о писателе.
Рассказ о Викторе Петровиче Астафьеве с презентацией. Сообщение ученика (реализация индивидуального домашнего задания)
СЛАЙД 1. Астафьев родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу реки Енисей. Мальчику было 7 лет, когда утонула мать, и его воспитанием занялась бабушка Екатерина Петровна. Позже довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.
СЛАЙД 2. В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Сражался с фашистами, дважды был ранен, контужен, награжден орденом Красной Звезды, несколькими медалями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки выживания по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"»
Матвеева Ольга Васильевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №52» г. Курска
Урок литературы в 5 классе (ФГОС)
Уроки выживания (по рассказу Виктора Петровича Астафьева
«Васюткино озеро»)
Тема урока: « Уроки выживания»
(по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).
Используемый УМК:
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.Я.Коровина (и др.); под редакцией В.Я.Коровиной, М. Просвещение, 2011
Коровина В.Я. Литература 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М. : Просвещение, 2013.
Цели урока
Обучающие:
познакомить обучающихся с биографией В.П.Астафьева, продолжить работу по обучению аналитическому пересказу художественного текста, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом, углублять знания по теории литературы.
Развивающие:
совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном; развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе, формировать через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы; помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
Тип урока: урок открытия новых знаний и умений.
Форма деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
- Коровина В.Я. Литература . 5 класс; учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: 2ч/ В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М. Просвещение, 2013
- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта , накопленного многими поколениями;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- становление личности человека;
- цельность характера, отвага, закаленность в борьбе за жизнь;
- нерасторжимое чувство единства природы и человека.
Метапредметные УУД:
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать свое мнение;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные УУД:
- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать его тему и идею;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Виды деятельности:
- поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
- продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;
- исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.
Эпиграф
Тайга – кормилица наша, хлипких не любит.
Всякая таежная дорога начинается с затесей.
В.П.Астафьев
Ход урока
Организация учащихся на работу.
2.Психологический настрой детей на урок (улыбнемся и мысленно пожелаем всем успеха на уроке)
3. Проверка знаний и умений.
Наш урок будет посвящен знакомству с творчеством В.П.Астафьева - писателя-сибиряка. Он говорил о природе, о людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытании.
У нас есть группа «ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ», которые расскажут нам о писателе.
Рассказ о Викторе Петровиче Астафьеве с презентацией. Сообщение ученика (реализация индивидуального домашнего задания)
СЛАЙД 1. Астафьев родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу реки Енисей. Мальчику было 7 лет, когда утонула мать, и его воспитанием занялась бабушка Екатерина Петровна. Позже довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.
СЛАЙД 2. В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Сражался с фашистами, дважды был ранен, контужен, награжден орденом Красной Звезды, несколькими медалями.
СЛАЙД 3. После войны вернулся на родину, где и началась его литературная деятельность. Он писал о войне, о своих земляках, о природе: «Землю люблю свою и не устаю удивляться ее красоте, неистощимому терпению и доброте...» Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Таких, как он, называют совестью нации. Это был чуткий, честный и требовательный к себе человек.
Давайте вспомним историю создания рассказа.
Сообщение ученика (реализация индивидуального домашнего задания)
СЛАЙД 4. Рассказ «Васюткино озеро» автобиографичен. Талант писателя впервые проявил себя в школьных работах. В основе произведения – события, описанные в одном из его школьных сочинений. В детском доме Астафьев написал рассказ о мальчике, который заблудился и нашел в тайге озеро.
Сочинение называлось «Жив!» и было опубликовано в школьном журнале. Писатель, спустя много лет, вспомнил об этом сочинении и взял его за основу своего рассказа. Эти воспоминания дороги писателю потому, что в детские годы в сложных жизненных обстоятельствах складывалась личность, другими словами – «начинался» человек.
Словарная работа. (Проверка домашнего задания).
Слово учителя (Дома вы прочитали рассказ и встретились с непонятными словами. Давайте объясним значения этих слов. )
Фортуна – судьба, случай, счастье.
Бот (рыбосборочный) небольшое моторное судно.
«Нет фарту» - не везет.
Паромы – спаренные сети.
Переметы - ловушка для рыбы, рыболовная снасть с крючками.
Патронташ – сумка или специальная лента с гнездами для патронов.
Тягун – подводное течение.
Затеси- зарубки на стволах деревьев.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий.
Обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ТЕМЕ
СЛАЙД 5 Чтобы вы лучше представили себе, что такое тайга, послушайте завораживающее описание, которое подготовила ГРУППА «ЮННАТОВ».
« Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжелый гул зеленых вершин.
Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не слышно птиц, не видно зверей. Все прячутся, таятся. Вдруг дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье. Хорошо смотреть за зеленую тайгу с горы. Там светлые боры-сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извилины рек. Черные гари, пропахшие дымом. И синие, туманные бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга!»
Давайте найдем в тексте описание тайги стр.136 ( Можно рассказать наизусть)
«Тайга… Тайга… Без конца и без края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. … Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. (Вспомним, как называется это средство выразительности? ( метафора).
5. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ.
Слово учителя.
И в этой тайге потерялся маленький Васютка! Это сложная ситуация, которая требует от человека взрослого не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Вот тогда можно выжить!
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
СЛАЙД 6 ТЕМА УРОКА: «УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ»
-Какая цель стоит перед нами?Ответить на проблемный вопрос : «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? (запись на доске)
Давайте вспомним, зачем Васютка отправляется в тайгу?
6.Инсценировка эпизода ( мать, Васютка)
7. Слово учителя. А теперь проанализируем рассказ, проведя ВИКТОРИНУ «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» (находим ответы в тексте)
- Какую оплошность допустил мальчик? (проснулся охотничий азарт) и он погнался за глухарем.
- Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки («Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим»)
- Неслучайно появление паука. Какова роль образа паука? (Найти в тексте)
- Попытаемся понять Васютку. Монолог «Я заблудился» Стр.131-132
-Когда он понял, что заблудился? ( «Деревья, деревья… Под ногами - мох, жухлая трава, над головой – равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце – холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий бежать то сломя голову, то без сил лежать на земле». Однако Васютка сумел победить этот страх. («…постоял минутку и пошел строго на север.) 13 летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит только от самого себя. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.
- Чьи слова вспомнил Васютка, когда ему стало плохо? («Тайга – наша кормилица, хлипких не любит» отца и деда) Стр . 133
- Как вы понимаете слова «Взять себя в руки?» (успокоиться, собрать сухие ветки и мох, развести костер, приготовить еду, потом убрать в мешок и повесить на ветку от мышей)
- По цепочке восстановите алгоритм приготовления охотником глухаря: дрова, костер, ощипать, распотрошить, отодвинуть костер, на горячем месте выкопать ямку, положить туда птицу, плотно закрыть мхом, присыпать горячей землей и углями, еда готова.
СЛАЙД 7 8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проводит ученик)
На разминку дружно встали, мы опять сидеть устали
Руки в боки, смотрим вправо, поворот налево плавный: раз-два, раз-два
Поднимаем мы колени, занимаемся без лени: раз-два, раз-два
Поднимаем их повыше, может быть коснемся крыши: раз-два, раз-два
А теперь мы потянулись и на место все вернулись.
9. Практикум.
---Выполните проверочную работу по тексту. Листы у каждого на столе.
Мы продолжим мини-исследование в группах.
1 группа «ЮННАТЫ» Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. Кому принадлежат эти слова? (Отцу Васютки) Он говорил: «Тайга – наша кормилица», «Тайга хлипких не любит». Ваша задача рассказать о
СЛАЙД 8 тайнах тайги, о которых пришлось вспомнить Васютке , чему она его научила? »
- Кедровка –птица полезная;
- Глухаря берут с собакой;
- Заполярная тайга не страшна зверьем;
- Лиственный лес обычно тянется по берегам реки;
- Трава обычно растет возле больших водоемов.
СЛАЙД 9 ЗАКОНЫ ТАЙГИ:
1. Идешь в лес, бери еду и спички;
2. От затесей не отходи – сгинешь .
3. Беречь патроны.
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоеме.
7. Не терять веры в свои силы.
2 ГРУППА «СПАСАТЕЛИ» ( Ответить на вопросы. )
СЛАЙД 10. Составить памятку № 1 «Советы идущему в лес»
СЛАЙД 11. Составить памятку №2 «Если ты заблудился»
1). Не паникуй, успокойся.
2). Прекрати беспокойное движение.
3). Осмотри место, где находишься.
4). Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
5). Разожги костер, приготовь пищу.
6). Подготовь из веток и травы место для ночлега.
7). Спокойно ожидай спасателей, родственников.
3 ГРУППА «ТОПОГРАФЫ» Составьте карту «По следам Васютки» от самого дома до берега Енисея.»
СЛАЙД 12 ТАЙНЫ ТАЙГИ.( Тайга открыла Васютке озеро, полное рыбы.)
*Что открыл Васютка? ( Озеро, полное рыбы)
* Берег Енисея. Почему отражение в Енисее удивило Васютку? (Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.)
*Почему рассказ так назван? (Васютка открыл озеро, которого не было на карте. В честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь. Васютка – проводник. Он привел бригаду своего отца к озеру, в котором водилось много рыбы. Тем самым он помог взрослым выполнить план.)
Вывод: Васютку спасает опыт взрослых, знание таежных законов. Он смелый, мужественный, он преодолел свой страх, холод, голод, одиночество. Он рассудительный, терпеливый, внимательный.
Слово учителя.
---- Выполните тест, составленный вами.
10. Итог урока. Закрепление полученных знаний.
О каких законах тайги вы узнали из рассказа?
1). Идешь в лес – бери еду, спички.
2).Всякая дорога в тайге начинается с затесей.
3).Кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
4). Почти голая сторона у ели- значит в ту сторону север, а глее ветвей больше – там юг.
5). Перво-наперво надо развести огонь.
6). Кровянистое небо - будет ветер.
7). Вызвездило – к холоду.
8). Ветра не было, а утку отнесло, значит есть тягун, озеро проточное.
11. Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло? ( ПРИРОДА - мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.)
Д/З стр.152 « Обогащаем свою речь». Ответить на вопросы.
ТЕСТ
Определите жанр произведения
А) рассказ б) повесть в) сказка-быль
Какая фамилия у героя?
а) Шадрин б) Шардин в) Шамрин
3. Что такое затеси?
А). След от когтей медведя; б) помечены сухие деревья;
в) зарубки, отметины, чтобы не потерять дорогу.
4. Какие орехи собирал герой?
А) грецкие; б) фундук; в) кедровые.
5. Как звали собаку Васютки?
А) Тузик б) Дружок в) Мурзик
6 .Какую птицу ругал и в то же время хвалил Васютка.
А) ворону б) глухаря в) кедровку
7. « Килограммов пять будет, а то и полпуда…» Это сколько?
А) 5 кг. Б) 8 кг. В) 10 кг.
8. Что сибирские охотники называют драгоценным припасом?
А) хлеб б) мясо в) порох и дробь.
9. Какая рыба попадалась в ловушки?
А) карась б) щука в) стерлядь
10. Когда Васютка понял, что заблудился, он
А) горько заплакал б) запаниковал в) решил не сдаваться
11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его заметили с бота б) его не заметили с бота в)он был рад рыбакам
Ф.и.____________________________________
Проверочная работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Заполните пропуски
Главного героя рассказа зовут________________. Он с родителями жил на берегу реки ______________. Отец мальчика занимался тем, что _________________________. Главный герой снабжал бригаду рыбаков ________________.
Однажды мальчик отправился в лес. Вдруг перед ним что-то сильно захлопало. Это был ____________. Пытаясь его поймать, герой_____________. Он понял это, так как не увидел на дереве _______________. Сначала мальчик очень _________________, но потом вспомнил слова дедушки: «Тайга _________________не любит.
Плутая по тайге. Герой неожиданно вышел к _________________, в котором было много рыбы. После долгих приключений мальчика спасли______________________с бота. Позже Васютка рассказал отцу о своей находке и показал, как туда добраться. С тех пор и пошло «_______________________________». Рыбы в нем оказалось действительно очень много.
ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ
Топографы. Составить карту маршрута героя. Что открыл Васютка? Почему так назван рассказ?
Спасатели. Составить памятки « Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился»
Юннаты. Подготовить рассказ о тайге: «Тайны тайги», «Законы тайги»
Исследователи. Подготовить сообщение о писателе, рассказать об истории создания произведения.