.-Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Игра в красавицу». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 5 классе»
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Ю. Яковлева «Игра в красавицу».
Тип урока: урок – беседа, урок внеклассного чтения.
Используемая технология: групповая.
Ведущий метод: сотрудничество, диалог.
Цели урока:
1. Создать условия для формирования правильного нравственного выбора.
2.Подвести учащихся к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказ Юрия Яковлева «Игра в красавицу».
3.Научить детей ценить духовную красоту человека.
4. Развитие связной речи, ассоциативного мышления.
5. Обучение начальным навыкам работы с литературным портретом.
Ход урока
1. Учитель- Прослушайте песню, вспомните, где вы могли её слышать…
-Узнали ли вы прозвучавшую песню? …
-Можете ли назвать автора слов, композитора? …
- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.
- Чем привлекает вас прослушанная песня?...
Учитель -Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю. Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя.
2.-Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Игра в красавицу». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
Ребята, вы прочитали рассказ Юрия Яковлева «Игра в красавицу»
Ю. Яковлев – замечательный писатель, незаслуженно забытый в наши дни.
Он родился в 1922 году в Ленинграде.
?Как сейчас называется этот город?
Ленинград – город его детства, где он рос, учился в школе.
Основные темы прозы писателя – школьный и пионерский быт, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Его герои – простые ребята, ваши ровесники. И я очень хотела бы, чтобы вы прочитали его произведения «Девочки с Васильевского острова», «Рыцарь Вася»
Учитель Счастливая, невозвратимая пора детства… Сколько замечательных страниц написано о нём, У нас представлена выставка книг, в которой представлены произведения о детстве, детях. Это книги Ф. М. Достоевского, Л. Толстого, М. Твена и др. авторов. На этих книгах выросло не одно поколение детей. Рекомендую вам их для чтения, не пожалеете.
Удивительное, прекрасное время детства… Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и добрые или равнодушные и злые. В детстве всё происходящее запечатлевается в памяти не событиями, а, скорее, переживаниями.
Именно о детстве и о своих детских воспоминаниях и впечатлениях пишет Юрий Яковлев в рассказе «Игра в красавицу».
?какое слово, по-вашему, главное в названии рассказа?
Вот это зеркало оказалось у нас в классе неслучайно.
Каждое утро мы подходим к зеркалу в поиске ответа на вопрос …
КАКОЙ?
Бывает, что отражение в зеркале радует нас, бывает мы чем-то недовольны…. Но согласитесь, что далеко не всегда то, какими мы видим себя в зеркале совпадает с тем, какими нас видят родители, одноклассники…
? А если это так, то что есть красота???
? Отвечает ли на этот вопрос рассказ Юрия Яковлева?
Давайте обратимся к содержанию рассказа.
– Перескажите, как вспоминает Ю.Яковлев своё детство?
– Почему ребятам никогда не было скучно?
– Какая игра считалась во дворе любимой? Как она возникла?- влияние книг, стремление к красоте.
– Кого чаще других выбирали красавицей?
– Была ли Нина на самом деле красавицей? - Прочитайте портрет.(Чтение эпизода со слов «Теперь мы вспоминаем…» до «…а некрасивым – дрянной».)
– Как вы думаете, почему дети не замечали недостатков Нины? ( им важно общение, она обладала обаянием)
Найдите в тексте, как автор объясняет это: « Нинка из седьмой квартиры была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей ее.»
- Прочтите, что чувствовали дети, когда любовались Ниной.
-А что испытывала Нина, когда слышала такие приятные слова?(Вы должны понять, что словом можно вылечить, а можно уничтожить. Это очень сильное средство. Осторожно обращайтеь со словом.)
На слайде вы видите ассоциативный ряд, составленный по рассказу «Игра в красавицу»
30 годы 20 века. Ленинград. Двор многоквартирного дома.
? Каким был двор многоквартирного дома?
-найдите и прочитайте
Почему ребята любили свой двор?
Любимая игра. Нинка
Расскажите о сути игры в красавицу.
Почему красавицей выбирали именно Нинку?
МЫ
Физ-ка
Новенький
Кто разрушил представление Нинки о ней самой? Как вы думаете, а какой он видел Нинку?
Новенький
-Какое отношение вызывают у вас слова , поступок этого паренька?- злой, невоспитанный, неблагородный. Он не понимает, что обижает хорошего человека.
-А как он должен был ответить, чтобы не обижать?( постараться ближе узнать Нину, приглядеться к ней)
-Как называет этого паренька Ю. Яковлев?(Новенький, тип с родимым пятном)
- Почему так?(Автор выражает отрицательное отношение к этому герою
Некрасивая. Первая любовь.
Найдите в тексте описание внешности мальчика, в которого безответно влюбилась Нинка.
Предположите, почему она его полюбила?
Непонимание и жестокость.
Кто и по отношению к кому проявил непонимание и жестокость?
Новая игра. Мама
Я: читаю отрывок: разговор Нинки с мамой.
Почему Нинка протестует против слов матери о том, что та некрасивая? Какой она видит Нинку?
– Вспомните разговор Нины с мамой. Что пытается доказать она дочери?(Что счастливы и некрасивые. -Ребята, мама Нины права. Почти все мы так или иначе не всегда довольны своей внешностью. Поверьте, не она- самое важное в жизни, а то, что вы представляете собой как личность.)
Нинка и ее мама
Неспроста мы начали свой разговор с зеркала. Как вы думаете, почему?
? так какой выглядит Нинка в зеркале мальчика? Почему? (равнодушие)
Ребят? Мамы? А мама в ее зеркале?
? Почему в зеркале ребят и зеркале мамы и Нинки одно и то же отражение?
! Их объединяет доброта и любовь.
Что Ю.Яковлев пишет о дальнейшей судьбе Нины? Случайно ли так сложилась её судьба?( Мы догадываемся, что Нина оказалась на фронте санитаркой, т. к. не могла остаться в стороне от судьбы своей родины и народа.- Да, мы все родом из детства. Именно в том дворе родилась добрая, милая, любящая девочка. Не удивительно, что её судьба сложилась именно так.
– Можно ли назвать Нину красивой и почему?( Добрая, умеет дружить, фантазёрка, романтик, любит маму, Родину, преодолевает обиды, способна жалеть.)
? А если это так, то что есть красота?
У вас на столе листы бумаги, обратимся к ним. Выберите те, которые, на ваш взгляд, соответствуют понятию «Красота»
Вы молодцы, красота – это любовь, взаимопонимание, искренность и доброта. И красоту окружающего мира, красоту в людях и в самом себе может увидеть только неравнодушное, любящее сердце. И я надеюсь, что урок Ю. Яковлева не пройдет для вас бесследно.
. Давайте мы тоже поиграем в красавицу: поглядите друг на друга, посмотрите, какие у вас красивые глаза, открытый взгляд. Глаза- зеркало души
-улыбнитесь друг другу, как осветилось ваше лицо улыбкой, недаром поётся в песне «поделись улыбкою своей»
-Возьмите друг друга за руки, пожмите их. Это рука надёжного друга, возможно , не только на школьные годы.
Вы видите, какую замечательную игру придумали ваши сверстники, а мы её продолжили.