Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе " Смысловые группы наречий" (»
Пояснительная записка.
1. Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Успешное овладение знаниями в любом классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Учимся играя», являющаяся продолжением урока, его дополнением.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011, с использованием пособий для учителя Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Григорьев Д.В., Степанов П. В. - М.: Просвещение, 2011 и Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Учебная программа опирается на приоритетные для МБУ СОШ №93 технологии: метод проектов, информационные технологии, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология дебатов, развитие критического мышления.
Успешное овладение знаниями в любом классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.
В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Учимся играя», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Занятия проводятся в самых разнообразных формах: игры, исследования, презентации, лабораторные работы, учебные проекты и т.д. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
2. Место программы внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к данному курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
3. Цель изучения программы:
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
4. Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
воспитание культуры языка;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой и другими источниками информации.
5. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметне результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Весь материал - в документе.
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по всем разделам лингвистики, в т.ч. речевого этикета. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся учатся находить нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами.
Данная программа актуальна, так как через внеклассные дополнительные занятия прививается любовь к языку, совершенствуется речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, уровень сформированности которых необходимо продемонстрировать выпускникам основной школы на итоговой государственной аттестации. Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Цель:
-формировать и развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
Программа в объеме 35 часов (1 год обучения) ориентирована на занятия обучающихся 5-ых классов.
Формы проведения занятий
беседы, лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов; с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
комплексная работа с текстом;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) со словарями разного типа;
поиск информации в интернете.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Тематический план
наименование разделов, тем
количество
часов
перечень УУД обучающихся
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация)
4
Личностные результаты:
эмоциональность - умение управлять своими эмоциями, чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить рассуждения.
Загадки русского словообразования.
7
Личностные результаты:
чувство прекрасного - стремление
к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения и быть готовым её корректировать.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
6
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
Коммуникативные УУД:
- строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Секреты морфологии и синтаксиса.
7
Личностные:
- развивать интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Познавательные УУД:
-умение выделять и формулировать познавательную цели; осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-умение структурировать знания;обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Речевой этикет.
3
Личностные:
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- умение адекватно оценивать свои знания.
Познавательные УУД:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Содержание программы
№
заня
тия
тема занятий
Количество
часов
Содержание занятия
Раздел 1. Введение.
1
1
Организационное занятие
1
Учащиеся знакомятся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 2.Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация)
4
В данном разделе рассматривают занимательные вопросы по фонетике. На занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия в игровой форме. Учащиеся учатся оценивать свою и чужую речь.
2
Почему не всегда совпадают звучание и написание слова?
1
3
Для чего используют звуковые повторы в речи.
1
4
Какова роль интонации в устной речи?
1
5
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».
1
Раздел 3. Загадки русского словообразования
7
Изучаются различные словообразовательные модели и словообразовательные цепочки, составляются слова по моделям, сравниваются современные и этимологические модели. Используются шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы.
6
О чём рассказывает словообразовательная модель слова?
1
7-8
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов?
2
9
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?
1
10
Этимология слов. Работа со словарями.
1
11
Сказочные превращения.
1
12
Презентация творческой работы.
1
Раздел 4. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
6
Проводятся исследования данных тем. Учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. Свои открытия демонстрируют на заключительном занятии по теме.
13
Зачем нужно знать алфавит?
1
14
В чём секрет правописания морфем?
1
15
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания?
1
16
Не пером пишут – умом. Тайны письма
1
17-18
Бенефис знаний.
2
Раздел 5.Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
6
Изучается специализированная литература по этимологии слов, учащиеся работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения, выполняют практические задания по типу А3 на ОГЭ, готовят сообщения из истории фразеологизмов.
19
На какие группы делится словарный состав русского языка.
1
20
В чём особенность употребления слова в художественном тексте?
1
21
О чём рассказывают фразеологизмы?
1
22
Фразеология в художественных произведениях.
1
23-24
Лабораторная работа.
2
Раздел 6. Секреты морфологии и синтаксиса.
7
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, задачи для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях, уровень формирования УУД.
25
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи?
1
26
В чём секрет глагола и его форм?
1
27
Как отличать грамматические омонимы.
1
28-29
Какими бывают предложения.
2
30-31
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
2
Раздел 7.Речевой этикет
3
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Расширяется понятие нормы современного литературного языка и культуры речи.
32
Понятие нормы современного литературного языка.
1
33-34
Правила речевого этикета.
2
Раздел 8.Заключение. Обобщающее занятие.
1
35
Обобщающее занятие. Аукцион знаний.
1
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий по программе, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятии проводится мониторинг знаний и умений учащихся, самоанализ и самооценка успехов. Планируется дальнейшая работа по изучению курса.
Анкетирование по выявлению уровня самооценки (по Р.В.Овчаровой)
3
Познавательные универсальные учебные действия
1) умение выделять и формулировать познавательную цели;
2)осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
3) умение структурировать знания, обобщать, делать выводы.
1.Методика «Изучение мотивации обучения у школьников» М.Р.Гинзбурга
или по Л.В.Байбородовой
2. Наблюдения учителя
4
Коммуникативные универсальные действия
Выявление уровня сформированности действий по согласованию в процессе организации и осуществления сотрудничества.
1.Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман)
2. Наблюдения учителя
3. Диагностика лидерства в команде
Планируемые результаты
Программа ориентирована на достижение учащимися 3 уровней:
1) приобретение новых знаний по русскому языку и понимание их значимости в практической жизни;
2) формирование сознательного отношения к ценностям современного русского языка, к его нормам и культуре речи;
3) приобретение опыта самостоятельных действий для решения лингвистических и коммуникативных задач.
В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речиу обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные:
- чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);
- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);
интерес к изучению языка.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать свою деятельность;
- способность к объективной самооценке.
Познавательные:
-- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности будут демонстрироваться в проводимых внеклассных мероприятиях по предмету, в т.ч. через участие в различных муниципальных и областных творческих предметных конкурсах, а также путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Список литературы для педагога
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М: Просвещение, 2000.
2.Бурмаков В.М. Русский язык в рисунках. – М: Просвещение, 2011.
4.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка.- М: Мнемозина, 2007.
6. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. Ростов –на – Дону: Учитель, 2007.
7. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.- М: Дрофа, 2007