kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 7 коррекционного класса для детей с нарушениями НОДА.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 7 классе»

Урок русской литературы

Класс: 7

Тема: К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

Цели урока:

  1. Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.

  2. Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.

  3. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.

  4. Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

-Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери – это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

- Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа по вопросам:

- Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

- Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

  1. Ожидание дочери.

  2. Письмо Катерины Петровны.

  3. Телеграмма от «Насти».

  4. Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

- Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

- Что было единственным живым существом в доме?

- Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

- Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

- Когда Настя прочла письмо?

- Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

- Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

- Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

- Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

- Зачем нужен образ молодой учительницы?

- Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

- Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске – схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

- Почему именно так расположены герои?

- Почему символ Катерины Петровны – солнце?

- Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

-Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

- Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»





Приложение

Схема «Главные герои рассказа»


Заборье Ленинград

Ж ители села


Сторож Настя Тихон Манюшка Молодая учительница










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русской литературы в 7 классе

Автор: Митюкова Елена Александровна

Дата: 26.11.2020

Номер свидетельства: 564519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок русской литературы в 10 классе  Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkoi-litieratury-v-10-klassie-tiema-i-s-turghieniev-stikhotvorieniia-v-prozie"
    ["file_id"] => string(6) "158715"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421775442"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Статья "Живопись и музыка на уроках русской литературы" "
    ["seo_title"] => string(56) "stat-ia-zhivopis-i-muzyka-na-urokakh-russkoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "120037"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413574172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Презентация  к уроку   русской литературы  по теме: " М.В.Ломоносов. Особенности композиции "Оды на день восшествия на престол..." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-k-uroku-russkoi-litieratury-po-tiemie-m-v-lomonosov-osobiennosti-kompozitsii-ody-na-dien-vosshiestviia-na-priestol"
    ["file_id"] => string(6) "143352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418511117"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: « ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО »"
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkoi-litieratury-na-tiemu-osobiennosti-khudozhiestviennogo-mirooshchushchieniia-a-p-chiekhova-rannieie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "249885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446988917"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Статья "Инновационные подходы к урокам русской литературы" "
    ["seo_title"] => string(61) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-urokam-russkoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "120032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413572370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства