-Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.
На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.
Сердце матери – это бездна,
в глубине которой всегда
найдется прощение.
О. Бальзак.
- Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?
Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.
2. Беседа по вопросам:
- Какие чувства передал К. Г. Паустовский?
- Кто из героев запомнился? Почему?
3. Анализ эпизодов рассказа.
Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:
Ожидание дочери.
Письмо Катерины Петровны.
Телеграмма от «Насти».
Финал рассказа.
Зачитывание и обсуждение эпизодов.
1 эпизод.
- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?
- Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?
- Чтобыло единственным живым существом в доме?
- Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?
2 эпизод.
- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?
- Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)
- Когда Настя прочла письмо?
- Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?
- Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)
3 эпизод.
- Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)
- Как об этом догадалась Катерина Петровна?
Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.
4 эпизод.
- Зачем нужен образ молодой учительницы?
- Как прощались жители села с Катериной Петровной?
Прочитайте заключительные строки рассказа.
- Какой урок получила Настя?
4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»
На доске – схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.
- Почему именно так расположены герои?
- Почему символ Катерины Петровны – солнце?
- Как ее лучи касаются других героев?
Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.
-Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?
5. Итог урока.
Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?
- Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!
6. Домашнее задание.
Выберите одно из заданий:
1) подберите к следующему уроку стихотворения о матери, одно из них выучите наизусть.
2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»