Урок русской литературы в 10 классе Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».
Урок русской литературы в 10 классе Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».
Ctrl/Cmd+v
Урок русской литературы в 10 классе
Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».
Цель урока: учащиеся познакомятся с великим наследием Тургенева, «Стихотворениями в прозе».
1.поймут жанровое своеобразие «Стихотворений…», узнают основные темы и мотивы произведения;
2.будут развивать навыки работы с текстом, учиться работать в группе, развивать мышление, устную и письменную речь.
3.воспитание нравственных качеств.
Эпиграф:
…ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе Тургенев.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Ход урока:
I Вызов: Составление «пятистишия» со словом «учитель»
Например:
1.Учитель
2.Требовательный,добрый
3.Учит, направляет, воспитывает
4.Учитель учит детей хорошему
5.Свет
II Реализация.
Слово учителя:
«Учитель!-Все мы должны пройти вашу школу!»-восторженно сказала, обращаясь к И.Тургеневу Ж.Санд.
Начиная с 60 годов 19 века имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П.Мериме, Ж.Санд, Э.Золя , Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры . Все они считали Тургенева выдающимся художником- Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отчество к восприятию европейской публики».
Работа в группах.
Чтение текста:
В последние годы жизни Тургеневым были написаны: «Стихотворения в прозе». Их справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.
Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, -«Стихотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонации, необычность жанра. Писатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листочки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд русской литературы.
Задание группам:
1 группа: Чтение и анализ стихотворения «Два богача».
- Как сумел автор передать нравственную красоту народного характера и чувства?
- О каком позднем цветке, возложенном на могилу Вревской, говорит Тургенев?
- Опишите «Заветные клады», хранившиеся в тайнике души Вревской.
3 группа: Чтение стихотворения «Стой!».
В последнем монологе Фауста Гёте («Фауст», ч. II, д. 5) есть такие слова: «Мгновению мог бы я сказать: остановись же, ты так прекрасно!» Эти слова Тургенев вспоминал неоднократно: в поэме «Андрей» (ч. II, строфа X) он с горечью утверждал, что человек, хотя и «владыко мира», но
... ничему живому
Сказать не может: стой здесь навек!
«…урони в душу мою отблеск твоей вечности!»,- сказал Тургенев. Как можно сохранить в памяти красоту, опишите, каким может быть в памяти «отблеск вечности»?
Выступления групп.
Заключение.
«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами…старика». Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.
В «Стихотворениях в прозе» нашли отражение все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, по стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвление крупных произведений писателя.
«Стихотворения в прозе» - отражение исканий, раздумий, противоречий последних лет, тяжелых переживаний, личной неустроенности Тургенева. Это наиболее интимная исповедь художника итог всей его жизни.
Рефлексия.
Эссе: «Тургенев – учитель? Тургенев – учитель!»
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Тургенева (на выбор)
«Воробей», «Русский язык», «Мы еще повоюем!» и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 10 классе Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». »
Бейсекенова Гуля Мухтаровна,
учитель высшей категории,
стаж педагогической деятельности: 34 года
Казахстан, г.Семей, КГУ «СОШ №34
Урок русской литературы в 10 классе
Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».
Цель урока: учащиеся познакомятся с великим наследием Тургенева, «Стихотворениями в прозе».
1.поймут жанровое своеобразие «Стихотворений…», узнают основные темы и мотивы произведения;
2.будут развивать навыки работы с текстом, учиться работать в группе, развивать мышление, устную и письменную речь.
3.воспитание нравственных качеств.
Эпиграф:
…ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе Тургенев.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Ход урока:
I Вызов: Составление «пятистишия» со словом «учитель»
Например:
1.Учитель
2.Требовательный,добрый
3.Учит, направляет, воспитывает
4.Учитель учит детей хорошему
5.Свет
II Реализация.
Слово учителя:
«Учитель!-Все мы должны пройти вашу школу!»-восторженно сказала, обращаясь к И.Тургеневу Ж.Санд.
Начиная с 60 годов 19 века имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П.Мериме, Ж.Санд, Э.Золя , Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры . Все они считали Тургенева выдающимся художником- Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отчество к восприятию европейской публики».
Работа в группах.
Чтение текста:
В последние годы жизни Тургеневым были написаны: «Стихотворения в прозе». Их справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.
Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, -«Стихотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонации, необычность жанра. Писатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листочки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд русской литературы.
Задание группам:
1 группа: Чтение и анализ стихотворения «Два богача».
- Как сумел автор передать нравственную красоту народного характера и чувства?
- О каком позднем цветке, возложенном на могилу Вревской, говорит Тургенев?
- Опишите «Заветные клады», хранившиеся в тайнике души Вревской.
3 группа: Чтение стихотворения «Стой!».
В последнем монологе Фауста Гёте («Фауст», ч. II, д. 5) есть такие слова: «Мгновению мог бы я сказать: остановись же, ты так прекрасно!» Эти слова Тургенев вспоминал неоднократно: в поэме «Андрей» (ч. II, строфа X) он с горечью утверждал, что человек, хотя и «владыко мира», но
... ничему живому Сказать не может: стой здесь навек!
«…урони в душу мою отблеск твоей вечности!»,- сказал Тургенев. Как можно сохранить в памяти красоту, опишите, каким может быть в памяти «отблеск вечности»?
Выступления групп.
Заключение.
«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами…старика». Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.
В «Стихотворениях в прозе» нашли отражение все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, по стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвление крупных произведений писателя.
«Стихотворения в прозе» - отражение исканий, раздумий, противоречий последних лет, тяжелых переживаний, личной неустроенности Тургенева. Это наиболее интимная исповедь художника итог всей его жизни.
Рефлексия.
Эссе: «Тургенев – учитель? Тургенев – учитель!»
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Тургенева (на выбор)
«Воробей», «Русский язык», «Мы еще повоюем!» и т.д.