kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 10 классе Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ctrl/Cmd+v

 

 

 

                                                  Урок русской литературы в 10 классе

Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».

Цель урока: учащиеся познакомятся с великим наследием Тургенева, «Стихотворениями в прозе».

1.поймут жанровое своеобразие «Стихотворений…», узнают основные темы и мотивы произведения;

2.будут развивать навыки  работы с текстом, учиться работать в группе, развивать мышление, устную и письменную речь.

3.воспитание нравственных качеств.

                                                                                                                        Эпиграф:

…ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе Тургенев.

                                                              М.Е.Салтыков-Щедрин

Ход урока:

I Вызов: Составление «пятистишия» со словом «учитель»

Например:

1.Учитель

2.Требовательный,добрый

3.Учит, направляет, воспитывает

4.Учитель учит детей хорошему

5.Свет

 

II Реализация.

Слово учителя:

«Учитель!-Все мы должны пройти вашу школу!»-восторженно сказала, обращаясь к И.Тургеневу Ж.Санд.

Начиная с 60 годов 19 века имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П.Мериме, Ж.Санд, Э.Золя , Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры . Все они считали Тургенева выдающимся художником- Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отчество к восприятию европейской публики».

Работа в группах.

 Чтение текста:

В последние годы жизни Тургеневым были написаны: «Стихотворения в прозе». Их справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.

  Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, -«Стихотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонации, необычность жанра. Писатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листочки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд русской литературы.

Задание группам:

1 группа: Чтение и анализ стихотворения «Два богача».

- Как сумел автор передать нравственную красоту народного характера и чувства?

- Вы выбираете хижину или дворец?

2 группа: Чтение стихотворения «Порог», «Памяти Ю.Вревской».

- Моральное величие подвига:

- Вызывает ли у вас эта женщина жалость?

- О каком позднем цветке, возложенном на могилу Вревской, говорит Тургенев?

- Опишите «Заветные клады», хранившиеся в тайнике души Вревской.

3 группа: Чтение стихотворения «Стой!».

В последнем монологе Фауста Гёте («Фауст», ч. II, д. 5) есть такие слова: «Мгновению мог бы я сказать: остановись же, ты так прекрасно!» Эти слова Тургенев вспоминал неоднократно: в поэме «Андрей» (ч. II, строфа X) он с горечью утверждал, что человек, хотя и «владыко мира», но

... ничему живому
Сказать не может: стой здесь навек!

«…урони в душу мою отблеск твоей вечности!»,- сказал Тургенев. Как можно сохранить в памяти красоту, опишите, каким может быть в памяти «отблеск вечности»?

Выступления групп.

Заключение.

        «Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами…старика». Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

        В «Стихотворениях в прозе» нашли отражение все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, по стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвление крупных произведений писателя.

«Стихотворения в прозе» - отражение исканий, раздумий, противоречий последних лет, тяжелых переживаний, личной неустроенности Тургенева. Это наиболее интимная исповедь художника итог всей его жизни.

Рефлексия.

Эссе: «Тургенев – учитель? Тургенев – учитель!»

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Тургенева (на выбор)

«Воробей», «Русский язык», «Мы еще повоюем!» и т.д.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 10 классе Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». »



Бейсекенова Гуля Мухтаровна,

учитель высшей категории,

стаж педагогической деятельности: 34 года

Казахстан, г.Семей, КГУ «СОШ №34

Урок русской литературы в 10 классе

Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».

Цель урока: учащиеся познакомятся с великим наследием Тургенева, «Стихотворениями в прозе».

1.поймут жанровое своеобразие «Стихотворений…», узнают основные темы и мотивы произведения;

2.будут развивать навыки работы с текстом, учиться работать в группе, развивать мышление, устную и письменную речь.

3.воспитание нравственных качеств.

Эпиграф:

…ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе Тургенев.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Ход урока:

I Вызов: Составление «пятистишия» со словом «учитель»

Например:

1.Учитель

2.Требовательный,добрый

3.Учит, направляет, воспитывает

4.Учитель учит детей хорошему

5.Свет



II Реализация.

Слово учителя:

«Учитель!-Все мы должны пройти вашу школу!»-восторженно сказала, обращаясь к И.Тургеневу Ж.Санд.

Начиная с 60 годов 19 века имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П.Мериме, Ж.Санд, Э.Золя , Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры . Все они считали Тургенева выдающимся художником- Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отчество к восприятию европейской публики».

Работа в группах.

Чтение текста:

В последние годы жизни Тургеневым были написаны: «Стихотворения в прозе». Их справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.

Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, -«Стихотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонации, необычность жанра. Писатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листочки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд русской литературы.

Задание группам:

1 группа: Чтение и анализ стихотворения «Два богача».

- Как сумел автор передать нравственную красоту народного характера и чувства?

- Вы выбираете хижину или дворец?

2 группа: Чтение стихотворения «Порог», «Памяти Ю.Вревской».

- Моральное величие подвига:

- Вызывает ли у вас эта женщина жалость?

- О каком позднем цветке, возложенном на могилу Вревской, говорит Тургенев?

- Опишите «Заветные клады», хранившиеся в тайнике души Вревской.

3 группа: Чтение стихотворения «Стой!».

В последнем монологе Фауста Гёте («Фауст», ч. II, д. 5) есть такие слова: «Мгновению мог бы я сказать: остановись же, ты так прекрасно!» Эти слова Тургенев вспоминал неоднократно: в поэме «Андрей» (ч. II, строфа X) он с горечью утверждал, что человек, хотя и «владыко мира», но

... ничему живому
Сказать не может: стой здесь навек!

«…урони в душу мою отблеск твоей вечности!»,- сказал Тургенев. Как можно сохранить в памяти красоту, опишите, каким может быть в памяти «отблеск вечности»?

Выступления групп.

Заключение.

«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами…старика». Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

В «Стихотворениях в прозе» нашли отражение все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, по стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвление крупных произведений писателя.

«Стихотворения в прозе» - отражение исканий, раздумий, противоречий последних лет, тяжелых переживаний, личной неустроенности Тургенева. Это наиболее интимная исповедь художника итог всей его жизни.

Рефлексия.

Эссе: «Тургенев – учитель? Тургенев – учитель!»

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Тургенева (на выбор)

«Воробей», «Русский язык», «Мы еще повоюем!» и т.д.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок русской литературы в 10 классе Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».

Автор: Бейсекенова Гуля Мухтаровна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства