kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: « ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО »

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русской литературы

на тему:

« Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова.

Раннее творчество »

ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат№4»

учитель русского языка:

Сулейменова Гульжан Каришевна

Павлодар

Тема урока:

 «Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова.  Ранняя литературная деятельность».

Цели: ввести учащихся в художественный мир А.П.Чехова, добиться понимания учащимися особенностей художественного мироощущения Чехова А.П.

- развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать;

- способствовать воспитанию чувства слова, интереса к произведениям писателя, видение красоты человеческой личности.

Метод работы: исследовательский, частично эвристический.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя

Цель: настроить учащихся на предстоящую работу, «разбудить» мысли и чувства.

У каждого, вероятно, есть любимые цветы. Я, например, больше всего люблю ландыши. Они удивительно нежные, хрупкие. По-моему, самые нежные и задумчивые цветы, которые можно найти. А у вас есть любимые цветы? Какие? А нелюбимые?

Чаще всего цветы напоминают нам что-то приятное, красивое, а некоторые возвращают нас к  неприятным ощущениям или воспоминаниям.

К.И.Чуковский пишет, что А.П.Чехов очень любил цветы и  в каждом цветке чувствовал личность, характер.  Иные цветы были ему особенно милы, а к иным питал враждебные чувства. Он не любил георгины: «На что вам этот холодный цветок? У этого цветка наружность аристократическая, баронская, но содержания никакого… так и хочется сбить тростью его надменную, но скучную головку». Видимо, георгин напоминал Чехову какого-то человека, мало ему симпатичного…

В Антоне Павловиче никогда не угасала потребность сеять, сажать, растить. По словам его жены,  он ненавидел,  чтобы в его присутствии срывали или срезали цветы.

  1. Работа с классом.

Как известно, художник стремится передать на своем холсте не только индивидуальный облик человека, но и его внутренний мир, его чувства и мысли. В чертах внешнего облика мы невольно угадываем все, что скрыто в тайниках души, воспринимаем портрет как характеристику, как биографию. При взгляде на портрет писателя невольно задаемся вопросом, каким он был, как в чертах облика его отразились черты характера.

А каким вы представляете себе А.П.Чехова?

  • Высокая человечность
  • Одухотворенность
  • Незаурядность
  • Талантливость
  • Гениальность

а) Работа над иллюстрациями.

Давайте постараемся воссоздать «живого» Чехова, проникнуться в его художественное мироощущение.

  • «он был гостеприимен, как магнат… К.Чуковский»
  • «в литературе работал, как фабрика…»
  • Людям помогал так неутомимо и деятельно, словно был не человек, а учреждение.

б)- Какой он, Чехов? Какие черты присущи, свойственны ему?

Учащиеся называют:

- честолюбие;                                      - любовь ко всему живому;

- неприятие лжи;                                - нежность, ласковость;

-деликатность(чрезмерная)              -лютая ненависть к чванству,  

                                                                  к самовозвеличиванию;

- воспитанность;

- неистощимая активность;

- жизнеутверждающая  натура;

- легендарная скромность;

Дисциплинированная воля;

- борьба с обывательским загниванием человеческих душ.

5. Эвристический поиск, исследовательская работа  – работа по учебнику, по произведениям А.П.Чехова.

Учитель: У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание, — он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше ее. Он освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению — быть может, потому, что высока, — но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них»

Принципы чеховской поэтики: гротеск, лаконизм, юмористичность, «смех до слез», зоологическое уподобление, художественная деталь.

В каких произведениях мы их наблюдаем?

 1.ученик -  Свои произведения он начал писать рано, еще в юности. Сотрудничая в юмористических журналах и газетной периодике. Анекдоты, «мелочишки», подписи к рисункам, шуточные объявления, забавные календари,  юмористические задачки, сатирические рассказы — работа молодого писателя была чрезвычайно богата  и жанрово разнообразна.  Вначале это были просто зарисовки с натуры, которые постепенно становились все серьезнее, глубже, приобретали общественное значение. Например, рассказ «Смерть чиновника», относящийся к раннему периоду творчества Чехова, — это уже не просто насмешка, это сатира.

2 ученик:

 Чехов пользовался всеми этими принципами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими, заурядными людьми, которые казались писателю не только смешными, но одновременно слабыми и жалкими. В центре рассказа «Тоска» образ петербургского извозчика Иона Потапова. У старого Ионы умер сын, и он пытается рассказать о своем горе седокам: сначала военному в шинели, затем компании загулявших молодых людей. Но все равнодушно отмахиваются от него. Иона идет давать корм лошади и рассказывает ей:  «Нету Кузьмы Ионыча, так-то брат…. Приказал долго жить…. Ведь жалко…»

3 ученик: Чехов, автор комических произведений, хорошо понимал, что условия, в которые поставлена человеческая личность, может изменить только сам человек, неустанная работа его души, и прилагал все усилия, чтобы заставить эту душу активно работать. В том числе — и с помощью смеха. «Пестрые рассказы» - «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Хамелеон». Очумелов – герой рассказа «Хамелеон». Он полицейский надзиратель, готов пресмыкаться перед высшими чинами и помыкать простыми людьми. Очумелов подобно ящерице-хамелеону, меняет свою окраску в связи с изменением окружающих условий. (зоологическое уподобление)

4 ученик: Чехов искусно использует художественную деталь. Она или повторяется, каждый раз высвечивая нечто существенное в пейзаже, обстановке, облике героя, или дается внезапно и крупно, сразу освещая все повествование.

Например, дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, (рассказ «Ионыч») собирается стать пианисткой. Вот как Чехов изображает ее игру:  «ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «ударяла упрямо все по одному месту». Одна выразительная деталь помогает понять, какой пианисткой является героиня произведения.

5 ученик: герой рассказа «Человек в футляре» - учитель греческого языка Беликов. Он смешон своим страхом перед жизнью, стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя: «он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Беликов преподавал древние языки, которые для него были «те же калоши и зонтик, куда можно спрятаться от действительной жизни», мысль свою он тоже старался запрятать в футляр. Чехов дал символический тип чиновника, который сам всего боится и всех держит в страхе. Классической формулой его страха стали его слова: «Как бы чего не вышло?» под влиянием таких людей в городе стали бояться всего: бояться громко говорить, посылать письма, бояться помогать бедным, учить грамоте. (БЕЛИКОВЩИНА)

6ученик: Герой рассказа «Крыжовник» Николай Иванович, все жизненные помыслы которого сводились к приобретению усадьбы с крыжовником. Он мечтал: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруду твои уточки плавают, пахнет так хорошо и…и

 крыжовник растет». Став владельцем имения, прежний работяга - чиновник превратился в настоящего барина, говорящего важным тоном, точно министр. Внешность его тоже изменилась: Николай Иванович… «постарел, располнел, обрюзг, щеки и нос, губы тянуться вперед – того и гляди хрюкнет в одеяло». На свинью похожи не только сам хозяин, но и его собака, которой лень лаять, и голоногая толстая кухарка.(ЗООЛОГИЧЕСКИЕ УПОДОБЛЕНИЯ)

7 ученик: молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев в начале рассказа «Ионыч» полон сил, энергии, увлечен работой, его интересует литература, искусство. Но постепенно пошлость окружающей действительности  заглушает в нем самом все человеческое. Потому что не высокая цель, любимая работа стали основой жизни для Старцева, а стремление к сытости и покою, которые оказались сильнее. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно по вечерам играет в карты, а когда приходит домой, то с удовольствием считает деньги, полученные от больных. Теперь его по-родственному зовут Ионыч.(ДУХОВНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ)

8 ученик: Чехов нередко использует прием преувеличения, чтобы глубже раскрыть комизм происходящего. Чиновник Червяков, случайно чихнувший в театре на лысину советнику Бризжалову «Смерть чиновника», надоедает ему своими извинениями. И когда вышедший из себя генерал выгоняет Червякова вон, тот не переносит потрясения и умирает. (ГРОТЕСК)

6. Итог урока: Теперь мы можем своими глазами, по-новому, свободное от всякой рутины, вглядеться в гениальное творчество Антона Павловича Чехова, лучше понять его мироощущения, взгляды. Самостоятельно разобраться в проблемах и злободневностях раскрываемых писателем в своих произведениях.

7. Задание на дом: прочитать рассказы «Свирель», «Егерь», «Он понял», подготовить их анализ.

Просмотр содержимого документа
«УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: « ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО »»

ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат№4»

урок русской литературы

на тему:

« Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова.

Раннее творчество »








учитель русского языка:

Сулейменова Гульжан Каришевна
























Павлодар

Тема урока:

«Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова. Ранняя литературная деятельность».

Цели: ввести учащихся в художественный мир А.П.Чехова, добиться понимания учащимися особенностей художественного мироощущения Чехова А.П.

- развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать;

- способствовать воспитанию чувства слова, интереса к произведениям писателя, видение красоты человеческой личности.


Метод работы: исследовательский, частично эвристический.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя

Цель: настроить учащихся на предстоящую работу, «разбудить» мысли и чувства.

У каждого, вероятно, есть любимые цветы. Я, например, больше всего люблю ландыши. Они удивительно нежные, хрупкие. По-моему, самые нежные и задумчивые цветы, которые можно найти. А у вас есть любимые цветы? Какие? А нелюбимые?

Чаще всего цветы напоминают нам что-то приятное, красивое, а некоторые возвращают нас к неприятным ощущениям или воспоминаниям.

К.И.Чуковский пишет, что А.П.Чехов очень любил цветы и в каждом цветке чувствовал личность, характер. Иные цветы были ему особенно милы, а к иным питал враждебные чувства. Он не любил георгины: «На что вам этот холодный цветок? У этого цветка наружность аристократическая, баронская, но содержания никакого… так и хочется сбить тростью его надменную, но скучную головку». Видимо, георгин напоминал Чехову какого-то человека, мало ему симпатичного…

В Антоне Павловиче никогда не угасала потребность сеять, сажать, растить. По словам его жены, он ненавидел, чтобы в его присутствии срывали или срезали цветы.

  1. Работа с классом.

Как известно, художник стремится передать на своем холсте не только индивидуальный облик человека, но и его внутренний мир, его чувства и мысли. В чертах внешнего облика мы невольно угадываем все, что скрыто в тайниках души, воспринимаем портрет как характеристику, как биографию. При взгляде на портрет писателя невольно задаемся вопросом, каким он был, как в чертах облика его отразились черты характера.

А каким вы представляете себе А.П.Чехова?

  • Высокая человечность

  • Одухотворенность

  • Незаурядность

  • Талантливость

  • Гениальность

а) Работа над иллюстрациями.

Давайте постараемся воссоздать «живого» Чехова, проникнуться в его художественное мироощущение.

  • «он был гостеприимен, как магнат… К.Чуковский»

  • «в литературе работал, как фабрика…»

  • Людям помогал так неутомимо и деятельно, словно был не человек, а учреждение.

б)- Какой он, Чехов? Какие черты присущи, свойственны ему?

Учащиеся называют:

- честолюбие; - любовь ко всему живому;

- неприятие лжи; - нежность, ласковость;

-деликатность(чрезмерная) -лютая ненависть к чванству,

к самовозвеличиванию;

- воспитанность;

- неистощимая активность;

- жизнеутверждающая натура;

- легендарная скромность;

Дисциплинированная воля;

- борьба с обывательским загниванием человеческих душ.


5. Эвристический поиск, исследовательская работа – работа по учебнику, по произведениям А.П.Чехова.

Учитель: У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание, — он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше ее. Он освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению — быть может, потому, что высока, — но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них»

Принципы чеховской поэтики: гротеск, лаконизм, юмористичность, «смех до слез», зоологическое уподобление, художественная деталь.

В каких произведениях мы их наблюдаем?

1.ученик - Свои произведения он начал писать рано, еще в юности. Сотрудничая в юмористических журналах и газетной периодике. Анекдоты, «мелочишки», подписи к рисункам, шуточные объявления, забавные календари, юмористические задачки, сатирические рассказы — работа молодого писателя была чрезвычайно богата и жанрово разнообразна. Вначале это были просто зарисовки с натуры, которые постепенно становились все серьезнее, глубже, приобретали общественное значение. Например, рассказ «Смерть чиновника», относящийся к раннему периоду творчества Чехова, — это уже не просто насмешка, это сатира.

2 ученик:

Чехов пользовался всеми этими принципами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими, заурядными людьми, которые казались писателю не только смешными, но одновременно слабыми и жалкими. В центре рассказа «Тоска» образ петербургского извозчика Иона Потапова. У старого Ионы умер сын, и он пытается рассказать о своем горе седокам: сначала военному в шинели, затем компании загулявших молодых людей. Но все равнодушно отмахиваются от него. Иона идет давать корм лошади и рассказывает ей: «Нету Кузьмы Ионыча, так-то брат…. Приказал долго жить…. Ведь жалко…»

3 ученик: Чехов, автор комических произведений, хорошо понимал, что условия, в которые поставлена человеческая личность, может изменить только сам человек, неустанная работа его души, и прилагал все усилия, чтобы заставить эту душу активно работать. В том числе — и с помощью смеха. «Пестрые рассказы» - «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Хамелеон». Очумелов – герой рассказа «Хамелеон». Он полицейский надзиратель, готов пресмыкаться перед высшими чинами и помыкать простыми людьми. Очумелов подобно ящерице-хамелеону, меняет свою окраску в связи с изменением окружающих условий. (зоологическое уподобление)


4 ученик: Чехов искусно использует художественную деталь. Она или повторяется, каждый раз высвечивая нечто существенное в пейзаже, обстановке, облике героя, или дается внезапно и крупно, сразу освещая все повествование.

Например, дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, (рассказ «Ионыч») собирается стать пианисткой. Вот как Чехов изображает ее игру: «ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «ударяла упрямо все по одному месту». Одна выразительная деталь помогает понять, какой пианисткой является героиня произведения.

5 ученик: герой рассказа «Человек в футляре» - учитель греческого языка Беликов. Он смешон своим страхом перед жизнью, стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя: «он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Беликов преподавал древние языки, которые для него были «те же калоши и зонтик, куда можно спрятаться от действительной жизни», мысль свою он тоже старался запрятать в футляр. Чехов дал символический тип чиновника, который сам всего боится и всех держит в страхе. Классической формулой его страха стали его слова: «Как бы чего не вышло?» под влиянием таких людей в городе стали бояться всего: бояться громко говорить, посылать письма, бояться помогать бедным, учить грамоте. (БЕЛИКОВЩИНА)

6ученик: Герой рассказа «Крыжовник» Николай Иванович, все жизненные помыслы которого сводились к приобретению усадьбы с крыжовником. Он мечтал: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруду твои уточки плавают, пахнет так хорошо и…и

крыжовник растет». Став владельцем имения, прежний работяга - чиновник превратился в настоящего барина, говорящего важным тоном, точно министр. Внешность его тоже изменилась: Николай Иванович… «постарел, располнел, обрюзг, щеки и нос, губы тянуться вперед – того и гляди хрюкнет в одеяло». На свинью похожи не только сам хозяин , но и его собака, которой лень лаять, и голоногая толстая кухарка.(ЗООЛОГИЧЕСКИЕ УПОДОБЛЕНИЯ)

7 ученик: молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев в начале рассказа «Ионыч» полон сил, энергии, увлечен работой, его интересует литература, искусство. Но постепенно пошлость окружающей действительности заглушает в нем самом все человеческое. Потому что не высокая цель, любимая работа стали основой жизни для Старцева, а стремление к сытости и покою, которые оказались сильнее. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно по вечерам играет в карты, а когда приходит домой, то с удовольствием считает деньги, полученные от больных. Теперь его по-родственному зовут Ионыч.(ДУХОВНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ)

8 ученик: Чехов нередко использует прием преувеличения, чтобы глубже раскрыть комизм происходящего. Чиновник Червяков, случайно чихнувший в театре на лысину советнику Бризжалову «Смерть чиновника», надоедает ему своими извинениями. И когда вышедший из себя генерал выгоняет Червякова вон, тот не переносит потрясения и умирает. (ГРОТЕСК)

6. Итог урока: Теперь мы можем своими глазами, по-новому, свободное от всякой рутины, вглядеться в гениальное творчество Антона Павловича Чехова, лучше понять его мироощущения, взгляды. Самостоятельно разобраться в проблемах и злободневностях раскрываемых писателем в своих произведениях.

7. Задание на дом: прочитать рассказы «Свирель», «Егерь», «Он понял», подготовить их анализ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Сулейменова Гульжан Карышевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249885

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства