Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие «В сказочном королевстве»»
Урок - путешествие «В сказочном королевстве» (5 класс)
Оформление:
1. Эпиграф: «Сказка заключает в себе что – то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое» (Е.Трубецкой).
2. Волшебная книга, в которой собраны рисунки детей к сказкам Г.-Х.Андерсена, сгруппированные как ответы к заданию 1 после текста «Путешествие по сказкам Андерсена».
3. Предложения с пропусками слов (к заключительному итоговому этапу урока): «В сказках герои мечтают о …, …
Благодаря …, сказки позволяют людям, где бы они ни жили, на мгновение забыть о …, … .
Сказки-произведения словесного искусства, которые помогают… и учат…»
4. Рисунок с изображением сказочного королевства обязательными элементами-символами: источник, дерево с плодами, легкие облака, радуга, солнце, птицы, летящие на встречу солнцу.
5. Раздаточный материал: текст «Путешествие по сказкам Г.-Х. Андерсена» из рабочей тетради по литературе для 5-го класса под ред.Курдюмовой.
6. Переносная доска с кроссвордами учащихся по сказкам Андерсена.
Оборудование: видеодвойка, запись фрагмента мультфильма «Новое платье короля» (по сказкам Г.-Х.Андерсена).
Ход урока
Слово учителя.
(Учитель читает эпиграф, обращая внимание детей, что предметом разговора на уроке будет то, что скрывается за словом ЧТО-ТО).
-За разгадкой этой тайны нам придется отправиться в путешествие по сказочному королевству.
Житейский опыт многих поколений собирался по камешку, чтобы чьи-то умелые руки соорудили из них прекрасное творение – ХРАМ ИСКУССТВА, где есть место забавным, поучительным историям, в которых сбывается все-все, даже самое невероятное, в которых всегда побеждает добро и справедливость. Это, дети, …? (Дети легко догадываются, что - это сказки).
Сказки - это целый мир, который хорошо знают и любят дети, но не всегда взрослые. Почему такое разное отношение к сказке у детей и взрослых?
Давайте спросим это у персонажей книги Гауфа «Сказки». (Пересказ статьи учебника от лица Королевы Фантазии, от лица Стражника, от лица Ребенка, к которому приходила Сказка).
-Кто, по-вашему, выиграл этот спор: взрослые или дети?
Работа с рисунком.
-Ребята, перед вами сказочный дворец, где живут сказки. Какой вокруг него чудесный сад! А вот источник.Что же дает жизнь любой сказке? (Правда). Тогда почему все в сказках происходит совсем не так, как в жизни? Какое свойство, присущее только человеческому разуму, позволяет так оторваться от жизни, придумывать невероятные истории. Здесь на рисунке птицы летят к солнцу. Почему? А в сказках герои всегда стремятся (к чему?) всегда побеждает… .
Что же это за замок? О нем можно прочитать. Тексты перед вами. Читать следует внимательно, потому что окажется нелегким задание 1 после него. Внимательно прочитайте задание. Итак, в путь!
Левое крыльцо дворца занимают сотни огромных, освещенных северным сиянием зал. Как холодно, как пустынно в этих ярко сверкающих чертогах! В них так и чувствуется холод осколков разбитого зеркала. Это тем более удивительно, что у центрального входа, куда мы направляемся, самое настоящее лето. Около крыльца плещется озеро, по нему плавают величественные белые птицы. Молодой лебедь спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он еще помнит то время, когда все его гнали и презирали. А теперь все уверяют, что он прекраснейший между прекрасными птицами.
Говорят, что подвалы замка полны сокровищ. Там хранятся три сундука: с медью, золотом и серебром. А охраняют несметные богатства три огромные собаки с глазами, горящими как плошки!
Но и сами комнаты полны чудес. Вот на окошке чудесный цветок – вроде тюльпана, а в самой чашке на зеленом стульчике сидит девочка. А вот большая кровать. На не 20 тюфяков и 20 пуфиков, а под ними, как ты, вероятно, уже догадался, самая обыкновенная горошина! А что это на подушке? Да это искусственная птица, очень похожая на настоящую, но осыпанная бриллиантами, рубинами и сапфирами. Помнишь, это ей император жаловал на шею золотую туфельку. А как прекрасна вырезанная из ковра маленькая танцовщица, в которую когда-то был влюблен оловянный солдатик!
Но вот из кухни потянуло ароматом. Мы обязательно заглянем туда и увидим горшочек, весь увешанный бубенчиками. Это они мелодично названивают странную мелодию: «Ах, мой милый Августин!»
Интересно, для кого в нем готовятся кушанья? Может, для одиннадцати молодых мужчин, что возвращаются сейчас с охоты. Они сильны, красивы, счастливы, и трудно поверить, что они пережили много страшных приключений, о которых напоминают давно ссохшиеся рубашки из крапивы, связанные их любящей сестрой.
Но вот голоса, голоса, голоса наполняют только что бывший пустынным дворец. Это красочный зонтик с картинками закружился над крышей. Ожили старые сказки. Нам тоже пора покидать Волшебный замок.
Выполнение учащимися задания.
(Учитель предлагает после ответов нескольких учеников проверить сделанную работу по Волшебной книге. В ней детские иллюстрации расположены в том же порядке, что и верный ответ
«Снежная королева»
«Гадкий утенок»
«Огниво»
«Дюймовочка»
«Принцесса на горошине»
«Соловей»
«Стойкий оловянный солдатик»
«Свинопас»
«Дикие лебеди»
«Оле Лукойе»
-Не совсем обычную иллюстрацию к сказке Андерсена приготовила Марина. С., ученица музыкальной школы. Вы, слушая ее произведение, должны назвать эпизод, который она проиллюстрировала, озаглавить его.
(Звучит музыкальная иллюстрация к сказке «Дикие лебеди». Эпизод «Ожидание сестрой братьев». Музыкальная миниатюра названа ученицей «Надежда». Дети выполняют задание, аргументируя свои ответы. Марина С. Последней комментирует свою работу).
Сейчас вы увидите эпизод из одной, может быть, знакомой вам сказки. Узнаете ли вы ее?
Демонстрация отрывка из мультфильма Андерсена «Новое платье короля». (Эпизод «Обсуждение Королем и придворными качества материи, сотканной портными. Награждение портных. Ожидание горожанами выхода Короля в новом платье»).
Ответы учащихся.
-Можно ли сказку, о которой идет речь, назвать современной? Почему?
-Как вы думаете, эта сказка для взрослых или для детей?
Ответы учащихся.
-Наверно, у сказки есть какие-то особые приметы. Кто назовет их?
Дети в своих ответах называют элементы сказочного сюжета, основную идею, жанровые признаки сказки, ее законы.
-Бродят по свету не только удивительные сказочники, но и сказки. Сказки с похожими сюжетами, похожими героями есть у многих народов. Почему на свете так много похожих сказочных историй?
Ответы учащихся.
Их гипотезы зачастую связаны не только с нравственными ценностями, но с кочевым образом жизни сказителей.
Контрольный вопрос учителя.
-Что же в главном объединяет сказки всех народов?
Ответы учащихся.
-Подведем итоги нашей работы на уроке – путешествии. Нужно восстановить предложения с пропусками.
(Примерные ответы учащихся: «В сказках герои мечтают о богатстве, счастье, справедливости, красоте. Благодаря вымыслу, сказки позволяют людям, где бы они ни жили, на мгновение забыть о бедности, невзгодах, бытовых проблемах, несправедливости).
Сказки - произведения словесного искусства, которые помогают жить и учат добру, помогают становиться лучше, красивее.
Заключительное слово учителя:
-Я рада, что путешествие по сказочному королевству было увлекательным и, думаю, полезным для всех.
Домашнее задание:
Подготовить пересказ любой сказки Андерсена от лица одного из персонажей. Отгадать кроссворд, приготовленный одноклассниками, по сказкам Андерсена.