kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся расширяют сведения о М.В. Ломоносове, учёном, поэте, повторяют знания по теории литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 9 классе»







































Конспект урока литературы

по теме

«М. В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы»

9 «Д» класс


Цель:

Обучающая дать представление детей о М.В. Ломоносове, учёном, поэте, познакомить с текстом………..и отрывка из оды….. «На день восшес твия…»

Развивающая – развивать устную монологическую речь учащихся, умение внимательно слушать выступление товарищей.

Воспитывающая - воспитывать уважение к М.В. Ломоносову – гражданину, патриоту; вырабатывать в себе такие качества характера, как трудолюбие, целеустремлённость, патриотизм.

Словарная работа: ода, понятие «реформаторская деятельность».

Оборудование: компьютер; проектор; экран; слайд-презентации: 1) «М. В. Ломоносов – учёный», 2) «М. В. Ломоносов – поэт и общественный деятель», 3) «Памятники М.В. Ломоносову»; планшет со словами ….

Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А.С. Пушкин


Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Формулирование целей и задач урока.

- С жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова мы знакомились в 7 классе, учили отрывок из оды М.В. Ломоносова. Вспомните, как называлась ода? («На день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с М.В. Ломоносовым, учёным , поэтом, реформатором, заслушаем заранее приготовленные сообщения учащихся, вспомним теорию трёх штилей, познакомимся с реформами Ломоносова в области стихосложения и рассмотрим новую оду «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».

II. Проверка домашнего задания.

1. Проверка домашнего задания по статье «М. В. Ломоносов» (Учебник литературы, с. 42-44). Фронтальный опрос:

• Где и когда родился М. В. Ломоносов?

• Где учился М. В. Ломоносов?

• Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарён?

• Какие из его произведений вам известны? О чём они?

• Какие черты характера М. В. Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учёными мира?

• Что явилось целью жизни М. В. Ломоносова?

• Что вы знаете о теории «трёх штилей»?

• Как назвал М. В. Ломоносова А. С. Пушкин?

2. 1. Индивидуальное сообщение учащегося об открытиях М. В. Ломоносова в области химии, физики, прикладных разработок (демонстрация слайдов «М. В. Ломоносов – учёный»).

2.2. Индивидуальное сообщение учащегося об открытиях М. В. Ломоносова в области гуманитарных наук, искусстве; о Ломоносове – общественном деятеле (демонстрация слайдов «М. В. Ломоносов – поэт и общественный деятель»).

2.3. Демонстрация слайд-презентации «Памятники М.В. Ломоносову» с комментариями учащегося (индивидуальное задание).

3. Обобщающее слово учителя о гении Ломоносова. Краткое содержание: М. В. Ломоносов внёс ощутимый вклад практически во все области современной ему науки. Академик М. В. Келдыш сказал о нём: «Ломоносов принадлежит к числу величайших деятелей науки и культуры всего человечества. Необычайно широкая и плодотворная научная, литературная и общественная деятельность Ломоносова – это целая эпоха в истории нашей отечественной и мировой науки и культуры».

III. Подготовка к восприятию новой темы.

1. Словарная работа: изучение литературоведческих терминов «реформаторская деятельность», «ода», «одический стиль и жанр».

- Как вы понимаете значение этих слов?

Индивидуальное сообщение учащегося по итогам работы со словарём литературоведческих терминов.

(Ода (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события.

Жанр – исторически сложившийся тип художественного произведения. Различают жанры литературы: в эпосе – роман, повесть, рассказ; в лирике – стихотворение, ода; в драме – трагедия, комедия и др.

Одический стиль – возвышенный язык, передающий высокие мысли и чувства.

Реформаторская деятельность – осуществление каких-либо реформ, преобразований в какой-нибудь области.)

Запись слов-терминов с их значением в рабочую тетрадь учащихся.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя с обращением ко второму эпиграфу. Краткое содержание: Обратимся ко второму эпиграфу нашего урока (учитель читает). Какие же реформы были проведены М.В. Ломоносовым в области стихосложения? В поэзии начала XVIII века господствовало силлабическое, то есть слогочисленное стихосложение. В стихотворной строке выдерживалось одинаковое число слогов (чаще всего 13), с паузой в середине строки и с обязательным ударением на предпоследнем слоге последнего слова. Другие ударения в строке располагались свободно.

Возьмём, к примеру, начало сатиры Кантемира «К уму своему», поставив ударения:

(запись на экране)

У́ме недозре́лый, пло́д недо́лгой нау́ки,

Поко́йся, не понужда́й к перу́ мои́ ру́ки…

Теперь обозначим ударные слоги значком , неударные слоги значком , а цезуру (паузу, делящую строку на части) – вертикальной линией |. Получится такая схема


Отсутствие закономерности в чередовании ударных и неударных слогов приводило к тому, что стихи мало отличались от прозаической речи. М. В. Ломоносов разработал систему силлабо-тонического, или слогоударного, стихосложения. Эта система характеризуется одинаковым количеством слогов, равным числом ударений и правильным их чередованием в стихотворной строке. Порядок расположения ударных и безударных слогов в стихотворной строке называется размером. В силлабо-тоническом стихосложении имеется пять основных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, с которыми вы уже познакомились в 6 классе.

- Как называется двусложная стопа с ударением на первом слоге? (хоре́й)

Пример (на экране):

Те́рек во́ет, ди́к и зло́бен…

(М.Ю. Лермонтов)

Схема

- Как называется двусложная стопа с ударением на втором слоге? (ямб)

Пример:

Восто́рг внеза́пный у́м плени́л…

(М.В. Ломоносов)

Схема

- Как называется трёхсложная стопа с ударением на первом слоге? (да́ктиль)

Пример:

Сла́вная о́сень. Здоро́вый, ядрё́ный

Во́здух уста́лые си́лы бодри́т.

(Н.А. Некрасов)

Схема

- Как называется трёхсложная стопа с ударением на втором слоге? (амфибра́хий)

Пример:

Сижу́ за решё́ткой в темни́це сыро́й…

(А.С. Пушкин)

Схема

- Как называется трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге? (ана́пест)

Пример:

Раз я ви́дел, сюда́ мужики́ подошли́…

(Н.А. Некрасов)

Схема

- В чём заслуга Ломоносова как реформатора стиха? Он сделал стих более ритмичным и выразительным. Разработанная Ломоносовым система силлабо-тонического стихосложения до сих пор не утратила своей роли, плодотворно используется в современной поэзии и служит основой для создания разнообразных стихотворных размеров.

2. Знакомство с одой «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

2.1. Слово учителя. Содержание: Поэзия Ломоносова глубоко патриотична. Несмотря на исторически объяснимую ограниченность политических взглядов (приверженность просвещённому абсолютизму), он всегда чувствовал свою кровную связь с народом, ради народа трудился, для его блага совершал свои научные открытия.

Основные темы поэтического творчества Ломоносова – это Родина, мир и деяния выдающихся людей, природа, её научное познание. Для воплощения этих больших тем требовался приподнятый язык, величавый стиль. Именно этому соответствовала ода – излюбленный жанр Ломоносова.

- А теперь познакомимся с одой «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

• Выразительное чтение оды специально подготовленным учеником.

• Вопросы к учащимся:

- Какова главная тема оды? (Величие силы природы как Божественного создания и бренность человеческой жизни.)

- Чем восторгается поэт в этой оде? (Поэт восторгается величием Творца. Для Ломоносова природа – это одушевлённое проявление Божьего могущества. Несмотря на то, что пределы человеческих познаний стремительно расширяются, тайны природы – Божьи тайны – постичь до конца человеческому разуму невозможно.)

- С помощью каких приёмов, характерных для стиля русской классической оды, поэт передаёт свой восторг? Обратите внимание на лексику и синтаксис, найдите в тексте:

• метафоры, сравнения (…В свирепом как перо огне…, …мерзлый пар среди зимы рождал пожар? и т.д.);

• употребление образов античной мифологии (…иль в море дуть престал зефир…);

• архаические слова и выражения (Уста премудрых нам гласят…, Не льдисты ль мещут огнь моря? и т.д.);

• олицетворения (Лице свое скрывает день…, …Поля покрыла мрачна ночь… и т.д.);

• гиперболы (…Несчетны солнца там горят…);

• риторические вопросы и восклицания (Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Се хладный камень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил! и т.д.).

- Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление…»? (Утверждение Божьего величия и осознание слабости человеческого разума, не способного до конца познать все тайны природы – Божьего творения.)

- Каким стилем написана ода? (Духовно-философскому содержанию оды соответствует высокий торжественный стиль.)

2.2. Заключительное слово учителя о значении деятельности М.В. Ломоносова.

- Неоценимы заслуги великого учёного и поэта в развитии русской литературы. Патриотические размышления Ломоносова, выраженные, по словам одного из его современников, «с пышностью, остротой и великолепием», наполнили русскую поэзию XVIII века глубоким содержанием. Главная идея его творчества – служение отечеству – вдохновляла передовых русских поэтов и писателей последующих эпох.

IV. Подведение итогов урока.

Вопросы к учащимся:

- Что вы узнали нового, полезного на уроке?

- Чем интересна личность Ломоносова для вас – молодого поколения?

- Какие черты характера Ломоносова вам нравятся? Как вы считаете в наше время можно добиться успехов, вырабатывая в себе такие черты характера?

V. Домашнее задание.

1. Наизусть отрывок из оды «Вечернее размышление…».

2. Выразительное чтение «Оды на день восшествия Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

3. Вопросы и задания на с. 58 учебника.

VI. Словесный комментарий деятельности учащихся на уроке.

Выставление оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по литературе в 9 классе

Автор: Соколова Наталья Васильевна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства