Конспект урока литературы
Класс: 11
Тема: Разножанровое прочтение стихотворений М.И. Цветаевой
Цель:
формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с внимательным, вдумчивым прочтением и осмыслением стихотворений М.И. Цветаевой.
Задачи:
- образовательная: обучение внимательному чтению, овладению разным видам анализа поэтического текста,
- развивающая: развитие логики, эстетики мышления,формирование умения систематизировать, анализировать информацию.
-воспитывающая: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание интереса к поэзии Цветаевой, любви к литературе, к чтению, воспитание нравственных качеств учащихся через искусство слова
Оборудование: портрет М.И.Цветаевой, эпиграф, рисунок к стихотворению Цветаевой.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный и продуктивный, метод сравнительного анализа.
Равенство дара души и глагола – вот поэт.
М. Цветаева
Звучит стихотворение Цветаевой «Идёшь на меня похожий…»
- Назовите автора стихотворения.
Марина Ивановна Цветаева была неординарным человеком и поэтом. Она по-своему выражала свои мысли, чувства.
Почти у каждого человека есть своё мнение, своё мироощущение, свои эмоции, чувства.
И вы, ребята, по – своему выразили чувства, прочитав стихотворения М. Цветаевой и выполнив домашнее задание. Жанры работ самые разнообразные: анализ стихотворения, интерпретация, сочинение-эссе, рисунок, стихотворение собственного сочинения.
Я думаю, вы назовёте тему сегодняшнего урока. Формулировка темы урока.
Исходя из темы, определяем проблему.
(Почему разное прочтение? Зачем?)
Проблема: ребята не умеют читать стихи М.Цветаевой, не понимают её поэзии. Отсюда вытекает и проблемный вопрос.
Проблемный вопрос: Что есть чтение? Как научиться читать и понимать стихи М.Цветаевой? Для этого и используем разножанровое прочтение стихотворений. Мы назвали литературную проблему, она пересекается с нравственной. Какой? (Воспитание человеческих качеств).
Конечно, говоря о поэзии, мы не можем не сказать об индивидуальности поэта, о его тематике и мотивах.
Вопросы, которые я сейчас озвучу, не только для сегодняшнего урока, ответы на них прозвучат и на других уроках по творчеству поэта.
Вопросы:
1.Каковы излюбленные поэтические темы и мотивы Марины Ивановны Цветаевой? (Задание для 1 группы с использованием дополнительной информации из учебников и сообщений ребят )
2. Как вы объясните фразу одного из современников Цветаевой о её «непобедимых ритмах». В чём неповторимость, музыкальность, художественная выразительность цветаевских приёмов «лирического заражения»? Назовите основные приёмы. ( задание для 2 группы.)
3. Написать рецензию на текст Б. Тагера (Задание для 3 группы).
4. Составить синквейн Лирическая героиня Марина Цветаева (Задание для 4 группы)
1934 год. М.И. Ц. находится за границей и пишет стихотворение «Рябину рубили».
Выразительно читает стихотворение заранее подготовленный учащийся
А теперь послушаем лингвистический анализ этого стихотворения. Выступает ученик с подготовленным домашним заданием.
(Комментарии ребят, дополнения, выставление оценки)
Однажды Марина Цветаева написала «Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черед».
Звучит стихотворение «Стихи растут»
Интерпретация стихотворения. (Комментарии ребят, дополнения, выставление оценки)
«Если душа родилась крылатой… Что ей хоромы, что ей хаты», - сказала однажды Марина Цветаева
Стихотворение «Не самозванка – я пришла домой»
Сочинение – эссе читает ученица
«Пора снимать янтарь» Слушаем стихотворение поэта и стихотворение ученика.
- Какие чувства, мысли стихотворения можно выразить через рисунок? (Рисунок представляет учащийся.)
Стихотворение, которое вы услышали в начале урока «Идёшь на меня похожий», было написано юной Цветаевой в 1913 году. А сейчас вы послушаете стихотворение, написанное в последний год жизни.
«Я стол накрыл на шестерых…» Читает ученица
Вашему вниманию представляется небольшое исследование - сопостовительный анализ двух стихотворений.
(выступление ученицы, комментарии)
Сравните 2 фотографии Цветаевой 1913 год и 1941
Вывод: использовав разножанровое прочтение стихотворений Цветаевой, мы учимся пристально всматриваться в суть стиха, стремимся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Читать – значит переживать, сопереживать.
М.И. Цветаева сказала: «Равенство души и глагола – вот поэт»
-Что можете сказать о поэте и о её лирической героине?
Синквейн (проверка)
Вывод: лирическая героиня равна М.Цветаевой
Г.Адамович: «М. Цветаева – истинный и даже редкий поэт. Есть в каждом её стихотворении единое цельное ощущение мира. Касаясь одной темы, она касается всей жизни»
- Каковы излюбленные темы и мотивы лирики Цветаевой?
(Проверка работы уч-ся 1 группы)
Яркий и неповторимый язык М.И. Цветаевой поражал и поражает «Писать надо не талантом, а прямым чувством жизни»,- говорил А.Платонов.
- В чём неповторимость, художественная выразительность цветаевских приёмов?
(проверка работы учащихся 2 группы )
Золото моих волос
тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Всё сбылось…
Всё в груди слилось и спелось…
Тяжело, когда уходят поэты, умирают поэты.
«Когда умирают поэты» Стихотворение Б. Макарова читает подготовленный ученик