kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе по теме «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …».

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

Урок литературы в 7 классе по теме

 «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …».

(по учебнику Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. Г.И.Беленького.– М.: Мнемозина, 2013.)

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.

 

 

 

 

 

2014 г.

Цель:  добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.

Задачи:

1) организовать работу по выявлению  художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

     Оборудование:  мультимедийная презентация.

Ход урока

І.        Организационный момент.

II.      Проверка домашнего задания.

            Чтобы выполнить домашнее задание, вам необходимо было вспомнить, что характерно  для произведений устного народного творчества.

- Какие же слова характерны для УНТ? (Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова и обороты, деепричастия с суф. -учи (-ючи), междометия).

- Докажите близость стихотворения «Орина, мать солдатская» к УНТ (кручинушка, чай, детинушку, сударь, гневить, окаянных, молвить, тягости, подосадовать, осуждаючи, умираючи, утешные, топориком, забориком, резвые, красное, скотинкою, полянушка, в младости, Иванушка)

 

III.      Изучение нового материала.

1. Тема урока. С-1 «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская…».

2. Давайте определим задачи сегодняшнего урока.

1. Познакомиться со стихотворением «В полном разгаре …».

2. Проследить, как изображается «долюшка женская» в стихотворении Некрасова.

3. Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».

1. Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» в исполнении артистки Варвары Николаевны Рыжовой.

2. Выявление первоначальных впечатлений.

 

- Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов? (русской женщине, крестьянке, матери).

 

- Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

            С-2 Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры. Брак сестры, кстати, тоже не принёс ей счастья.

            К изображению образа русской женщины обращались не только писатели и поэты, но и художники. Предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

3. Экскурсия по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

С-3, 4, 5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20-30-е гг. XIX в. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Работающие  крестьяне  на полотнах  Венецианова красивы,  полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное    в    художественном    отношении    жанровое    полотно художника   —   «На   жатве.   Лето»   отличается   лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А.Г.Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета — пору деревенской страды — со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

Физкультминутка

4. Слово учителя.

1) Стихотворение датировано 1862г.

С-6 2 раза В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?

С-7 Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская»  рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

 

2) Выразительное чтение двух первых трехстиший.

 

С-8 - В каких строчках зву­чит  главная тема стихотворения? (Не сыскать труднее русской долюшки женской).

 

- Каков образ матери в этих строчках? (Образ многострадальной матери)

 

- Что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения? (Русская женщина вынесет всё).

 

3) Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестер­пимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».

 

- Найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

(Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя - нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых).

 

4) Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».

 

- Как меняется лексика  в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

(Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора).

 

5) Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам?..».

 

- Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

 (Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и  нуждой).

 

- С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, просторечные слова?

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать!..»), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

IV.  Итог урока.

С-9 - Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?

 

Стихотворение «В полном разгаре...» написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

VI. Знакомство с песней «В полном разгаре страда деревенская…» в исполнении Кубанского хора.

            С-10 Стихотворение Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» стало поистине народным достоянием. На стихи положена музыка. Прослушайте песню в исполнении Кубанского хора.

 

VII. Рефлексия.

С-11 Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

 

VIII. Домашнее задание.  С-12 Прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Задание 1 на с.189.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Литература. 7 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1/ под ред Г.И.Беленького.-13-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.

2. Методические советы к учебнику для 7 класса. Литература. Пособие для учителя/под ред. М.А.Снежневской. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2010.

3. Родная литература: хрестоматия для учащихся. – Г.К.Бочаров и Г.И.Беленький. – М.: 1992.

4. Русская литература: учебное пособие для средней школы. – С.М.Флоринский.-  Изд. «Просвещение»: М.: 1990.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». »

МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1»











Урок литературы в 7 классе по теме

«Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …».

(по учебнику Литература. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. Г.И.Беленького.– М.: Мнемозина, 2013.)















Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.











2014 г.

Цель: добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.

Задачи:

1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтобы выполнить домашнее задание, вам необходимо было вспомнить, что характерно для произведений устного народного творчества.

- Какие же слова характерны для УНТ? (Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова и обороты, деепричастия с суф. -учи (-ючи), междометия).

- Докажите близость стихотворения «Орина, мать солдатская» к УНТ (кручинушка, чай, детинушку, сударь, гневить, окаянных, молвить, тягости, подосадовать, осуждаючи, умираючи, утешные, топориком, забориком, резвые, красное, скотинкою, полянушка, в младости, Иванушка)


III. Изучение нового материала.

1. Тема урока. С-1 «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская…».

2. Давайте определим задачи сегодняшнего урока.

1. Познакомиться со стихотворением «В полном разгаре …».

2. Проследить, как изображается «долюшка женская» в стихотворении Некрасова.

3. Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».

1. Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» в исполнении артистки Варвары Николаевны Рыжовой.

2. Выявление первоначальных впечатлений.


- Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов? (русской женщине, крестьянке, матери).


- Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

С-2 Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры. Брак сестры, кстати, тоже не принёс ей счастья.

К изображению образа русской женщины обращались не только писатели и поэты, но и художники. Предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

3. Экскурсия по выставке репродукций картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

С-3, 4, 5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на 20-30-е гг. XIX в. Именно в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника — «На жатве. Лето» отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А.Г.Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета — пору деревенской страды — со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

Физкультминутка

4. Слово учителя.

1) Стихотворение датировано 1862г.

С-6 2 раза В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?

С-7 Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.


2) Выразительное чтение двух первых трехстиший.


С-8 - В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения? (Не сыскать труднее русской долюшки женской).


- Каков образ матери в этих строчках? (Образ многострадальной матери)


- Что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения? (Русская женщина вынесет всё).


3) Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестер­пимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».


- Найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

(Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя - нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых).


4) Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».


- Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

(Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора).


5) Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам?..».


- Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

(Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой).


- С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, просторечные слова?

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать!..»), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

IV. Итог урока.

С-9 - Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?


Стихотворение «В полном разгаре...» написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

VI. Знакомство с песней «В полном разгаре страда деревенская…» в исполнении Кубанского хора.

С-10 Стихотворение Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» стало поистине народным достоянием. На стихи положена музыка. Прослушайте песню в исполнении Кубанского хора.


VII. Рефлексия.

С-11 Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …


VIII. Домашнее задание. С-12 Прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Задание 1 на с.189.















Литература

1. Литература. 7 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1/ под ред Г.И.Беленького.-13-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.

2. Методические советы к учебнику для 7 класса. Литература. Пособие для учителя/под ред. М.А.Снежневской. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2010.

3. Родная литература: хрестоматия для учащихся. – Г.К.Бочаров и Г.И.Беленький. – М.: 1992.

4. Русская литература: учебное пособие для средней школы. – С.М.Флоринский.- Изд. «Просвещение»: М.: 1990.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Варанкина Ирина Владимировна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146730

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства