kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС. Урок отличается своим нестандартным изложением материала. В ходе урока обучающиеся самостоятельно делают выводы и приводят свои доводы. Рефлексия - необходимо разукрасить репродукцию картины- места, которые любил М.ю. Лермонтов в соответствии со свои настроением в конце урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«я родину люблю (1)»

Урок литературы в 11 «Б» классе

Тема урока: Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

Цели урока:

  • помочь уч-ся почувствовать и понять «странную» любовь поэта к Родине;

  • его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России;

  • углубить представления о духовных поисках Лермонтова, воспитывать любовь к Родине.

Коррекционная цель урока:

  • развивать остаточный слух, формировать устойчивые произносительные навыки.

Ход урока:

  1. Сообщение темы. Обратить внимание на плакат, расположенный на доске.( Цель исследования, проблемный вопрос)

Цель исследования: Как М.Ю. Лермонтов анализирует свое отношение к Родине?\

Проблемный вопрос: Почему Лермонтов называет любовь к Родине «странной»?

2. Вступительная беседа на восприятие.

Учитель: - Что такое Родина?

Ответы уч-ся.

- Родина – это …

- Моя Родина – это …

  • Звучит песня «С чего начинается Родина?..»

Учитель: - А как бы вы ответили на этот вопрос : С чего начинается Родина М.Ю. Лермонтова?

Ответы уч-ся:

- Мне кажется, что Лермонтов ответил словами, сказанными в минуту грусти: «Москва есть и будет моё Отечество. Там я родился , там много страдал и там же был счастлив».

- «Москва- моя Родина», - пишет Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении «Панорама Москвы»

Кто видел Кремль в час утро золотой,

Когда лежит над городом туман,

Когда меж храмов с гордой простотой,

Как царь белеет башня-великан?

- «Москва! Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно»

Учитель: - Какие еще места связаны у Лермонтова с понятием «родина»?

Ответы детей:

- Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел свое детство.

-Кавказ, потому что неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: «Люблю я Кавказ…»

Учитель: - Родина, Отчизна, Россия. Место, где человек родился. Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение «Родина». В стихотворении мы видим зримый образ России, ее ширь, раздолье. Судьба поэта, его «проселочный путь».

3. Чтение стихотворения (цепочкой). Показ личных рисунков к этому стихотворению.

Учитель: - Ребята, какой вопрос мы ставили в начале урока, прочитаем его. Почему Лермонтов называет любовь к Родине «странной»?

Ответы уч-ся:

- Лирический герой Лермонтова вообще «странен». Его патриотизм не похож на чувства других людей и не понят самим героем – эту любовь «не победит рассудок» героя: ведь не военная слава России, ни мощная российская государственность, ни даже ее фольклор не дают ему отрады.

- Это чувство не похоже на показное, в стихотворении нет пафосных строк. Но все же эмоциональный тон произведения торжественен, потому что о Родине Лермонтов не может писать иначе.

Работа с таблицей:

Мое восприятие лирического героя

Ключевые слова и словосочетания из стихотворения
















4. Ход исследования: Анализ лирического стихотворения «Родина».

Ответы уч-ся:

- «Люблю отчизну я ..!» - восклицает лирический герой. В это стихотворению он описывает не Россию официальную, а просто свою Родину, с ее прекрасной природой, с ее открытыми простодушными людьми.

- Стихотворение написано по принципу от общего к частному. Лермонтов не использует для описания красоты природы большого количества образных средств, метафор, пышных сравнений.

- Русский пейзаж прекрасен в своей простоте, обыденности, естественности.

5. Работа с буклетами

Учитель: - Ребята, откройте буклеты, которые вы приготовили. Этот буклет – результат нашей работы по творчеству М.Ю. Лермонтова.

  1. Как вы назвали Лермонтова – поэта? (« Ночное светило русской поэзии»)

  2. Лермонтов человек … Какой он? (поэт, художник, музыкант)

Учитель: Ребята мы с вами тоже были немного художниками, вы выразили свои чувства к стихотворению «Родина» своими рисунками. Какими поэтическими строками вы выразили своё отношение к Лермонтову?

Уч-ся читают строки стихотворения из буклета.

Учитель: - Почему лавровый венок изображен в золотом цвете?

Ответы уч-ся.

6. Учитель: - Много красивых слов было сказано о М.Ю. Лермонтове. Так кто же он? Перед вами пьедестал, на который мы вознесли яркую звезду на небосклоне поэзии «золотого века» русской литературы.

Работа уч-ся.

7. Рефлексия (выражение своих чувств рисунком)

Яркими красками- радость, бледными – грусть, нераскрашенные – безразличие, смешение красок – смешанные чувства.

8. Итог урока. Выставление оценок.

9. Домашнее задание. Соотнести каждую тему с основными мотивами (если будет время, часть задания выполнить на уроке)







































Заполните таблицу:

Мое восприятие лирического героя

Ключевые слова и словосочетания из стихотворения
































































Соотнесите каждую тему с основными мотивами.

Темы

Мотивы

  1. Тема судьбы



  1. Тема одиночества



  1. Тема Родины



  1. Тема природы



  1. Тема любви и дружбы



  1. Тема самопознания



  1. Тема избранности


  1. Судьба поэта


  1. Одухотворенная красота и отражение трагических моментов



  1. Страсть, страдание


  1. Поиск идеалов в прошлом


  1. Бездуховность общества


  1. Мотив непонятности, усталости и безысходности


  1. Противоборство земных и небесных сил










Просмотр содержимого презентации
«лермонтов»

Тема Родины в лирике  Михаила Юрьевича Лермонтова

Тема Родины в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Цель исследования:  Как М.Ю. Лермонтов анализирует свое отношение к Родине?

Цель исследования: Как М.Ю. Лермонтов анализирует свое отношение к Родине?

Проблемный вопрос:  Почему М.Ю. Лермонтов называет любовь к Родине «странной»?

Проблемный вопрос: Почему М.Ю. Лермонтов называет любовь к Родине «странной»?

«Москва есть и будет моё отечество. Там я родился, там я много страдал и там же был счастлив».

«Москва есть и будет моё отечество. Там я родился, там я много страдал и там же был счастлив».

Москва! Москва! Люблю тебя, как сын, как русский, сильно…»

Москва! Москва! Люблю тебя, как сын, как русский, сильно…»

Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел своё детство.

Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел своё детство.

Кавказ, потому что он неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: «Люблю я Кавказ»

Кавказ, потому что он неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: «Люблю я Кавказ»

Москва, Тарханы, Кавказ – все это любимые места Лермонтова. Родина – Отечество, родная страна. Место рождения.

Москва, Тарханы, Кавказ – все это любимые места Лермонтова.

Родина – Отечество, родная страна. Место рождения.

Словарная работа Прочитайте значение слов и выберите правильный ответ: 1. Воодушевление, подъем, энтузиазм -… 2. Страстно, взволнованно - … 3. Находящийся в опасности - … 4. То же, что правда - … 5. Удовольствие, радость - …     Истина Отрада      Пафос Опальный

Словарная работа

Прочитайте значение слов и выберите правильный ответ:

1. Воодушевление, подъем, энтузиазм -…

2. Страстно, взволнованно - …

3. Находящийся в опасности - …

4. То же, что правда - …

5. Удовольствие, радость - …

Истина

Отрада

Пафос

Опальный

Тема Родины в лирике  Михаила Юрьевича Лермонтова

Тема Родины в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Мое восприятие лирического героя Ключевые слова и словосочетания из стихотворения

Мое восприятие лирического героя

Ключевые слова и словосочетания из стихотворения

М.Ю. Лермонтов

М.Ю.

Лермонтов

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературе "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова"

Автор: Ерифиренко Ольга Фёдоровна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Тема родины в лирике С.Есенина "
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "139325"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417698862"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "СТИХОТВОРЕНИЕ "РОДИНА", или ПОЧЕМУ ЛЕРМОНТОВ НАЗЫВАЕТ СВОЮ ЛЮБОВЬ К  ОТЧИЗНЕ "СТРАННОЙ"? "
    ["seo_title"] => string(91) "stikhotvorieniie-rodina-ili-pochiemu-liermontov-nazyvaiet-svoiu-liubov-k-otchiznie-strannoi"
    ["file_id"] => string(6) "143407"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418542107"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(36) "mnoghoghrannosttalantamiuliermontova"
    ["file_id"] => string(6) "273208"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452171716"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика."
    ["seo_title"] => string(50) "a_a_akhmatova_ochierk_zhizni_i_tvorchiestva_lirika"
    ["file_id"] => string(6) "443545"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512977895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства