Урок литературы в 11 «Б» классе
Тема урока: Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова.
Цели урока:
помочь уч-ся почувствовать и понять «странную» любовь поэта к Родине;
его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России;
углубить представления о духовных поисках Лермонтова, воспитывать любовь к Родине.
Коррекционная цель урока:
Ход урока:
Сообщение темы. Обратить внимание на плакат, расположенный на доске.( Цель исследования, проблемный вопрос)
Цель исследования: Как М.Ю. Лермонтов анализирует свое отношение к Родине?\
Проблемный вопрос: Почему Лермонтов называет любовь к Родине «странной»?
2. Вступительная беседа на восприятие.
Учитель: - Что такое Родина?
Ответы уч-ся.
- Родина – это …
- Моя Родина – это …
Учитель: - А как бы вы ответили на этот вопрос : С чего начинается Родина М.Ю. Лермонтова?
Ответы уч-ся:
- Мне кажется, что Лермонтов ответил словами, сказанными в минуту грусти: «Москва есть и будет моё Отечество. Там я родился , там много страдал и там же был счастлив».
- «Москва- моя Родина», - пишет Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении «Панорама Москвы»
Кто видел Кремль в час утро золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь белеет башня-великан?
- «Москва! Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно»
Учитель: - Какие еще места связаны у Лермонтова с понятием «родина»?
Ответы детей:
- Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел свое детство.
-Кавказ, потому что неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: «Люблю я Кавказ…»
Учитель: - Родина, Отчизна, Россия. Место, где человек родился. Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение «Родина». В стихотворении мы видим зримый образ России, ее ширь, раздолье. Судьба поэта, его «проселочный путь».
3. Чтение стихотворения (цепочкой). Показ личных рисунков к этому стихотворению.
Учитель: - Ребята, какой вопрос мы ставили в начале урока, прочитаем его. Почему Лермонтов называет любовь к Родине «странной»?
Ответы уч-ся:
- Лирический герой Лермонтова вообще «странен». Его патриотизм не похож на чувства других людей и не понят самим героем – эту любовь «не победит рассудок» героя: ведь не военная слава России, ни мощная российская государственность, ни даже ее фольклор не дают ему отрады.
- Это чувство не похоже на показное, в стихотворении нет пафосных строк. Но все же эмоциональный тон произведения торжественен, потому что о Родине Лермонтов не может писать иначе.
Работа с таблицей:
Мое восприятие лирического героя | Ключевые слова и словосочетания из стихотворения |
| |
4. Ход исследования: Анализ лирического стихотворения «Родина».
Ответы уч-ся:
- «Люблю отчизну я ..!» - восклицает лирический герой. В это стихотворению он описывает не Россию официальную, а просто свою Родину, с ее прекрасной природой, с ее открытыми простодушными людьми.
- Стихотворение написано по принципу от общего к частному. Лермонтов не использует для описания красоты природы большого количества образных средств, метафор, пышных сравнений.
- Русский пейзаж прекрасен в своей простоте, обыденности, естественности.
5. Работа с буклетами
Учитель: - Ребята, откройте буклеты, которые вы приготовили. Этот буклет – результат нашей работы по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Как вы назвали Лермонтова – поэта? (« Ночное светило русской поэзии»)
Лермонтов человек … Какой он? (поэт, художник, музыкант)
Учитель: Ребята мы с вами тоже были немного художниками, вы выразили свои чувства к стихотворению «Родина» своими рисунками. Какими поэтическими строками вы выразили своё отношение к Лермонтову?
Уч-ся читают строки стихотворения из буклета.
Учитель: - Почему лавровый венок изображен в золотом цвете?
Ответы уч-ся.
6. Учитель: - Много красивых слов было сказано о М.Ю. Лермонтове. Так кто же он? Перед вами пьедестал, на который мы вознесли яркую звезду на небосклоне поэзии «золотого века» русской литературы.
Работа уч-ся.
7. Рефлексия (выражение своих чувств рисунком)
Яркими красками- радость, бледными – грусть, нераскрашенные – безразличие, смешение красок – смешанные чувства.
8. Итог урока. Выставление оценок.
9. Домашнее задание. Соотнести каждую тему с основными мотивами (если будет время, часть задания выполнить на уроке)
Заполните таблицу:
Мое восприятие лирического героя | Ключевые слова и словосочетания из стихотворения |
| |
Соотнесите каждую тему с основными мотивами.
Темы | Мотивы |
Тема судьбы Тема одиночества Тема Родины Тема природы Тема любви и дружбы Тема самопознания Тема избранности | Судьба поэта Одухотворенная красота и отражение трагических моментов Страсть, страдание Поиск идеалов в прошлом Бездуховность общества Мотив непонятности, усталости и безысходности Противоборство земных и небесных сил |