kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема родины в лирике С.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схема конспекта урока

 

Аттестуемый педагог (ФИО)  Крымская Наталья Яковлевна

Предмет_ литература                                                                   Класс 11

Тема урока « Тебе, о Родина, сложил я песню ту…»

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
  •  

 

 Формулировка  учащимися целей урока через  определение настроения лирического героя стихотворения, положенного на музыку, « Я иду долиной…»,периода жизни поэта, увидеть, как изменялось отношение  поэта к родине с изменением исторических событий

 Учащиеся приходят к выводу, что родина для Есенина- неотъемлемая часть его души, она источник его творческих , моральных и физических сил.

На уроке им необходимо, анализируя тексты стихов С.Есенина  о родине, открыть чувства героя и способы выражения этих чувств, сделать необходимые записи в тетрадях, таблицах.

Ученикам  предлагаются следующие методы и приемы :

эвристический метод ( форма эвристической беседы, постановка проблемы и деление ее на  подпроблемы, организация поисковой деятельности).

исследовательский метод( организована самостоятельная работа, познавательные знания имеют практический характер).

 Класс разделен на группы для работы в класс и выполнения части работ, на разноуровневые группы с учетом их способностей, инициативности, проявления интереса к предмету.

 

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

 

 

 

 

 

Чтение наизусть и  по книге выразительно ( индивидуальные  опережающие домашние задания)стихов( « О край дождей и непогоды» , « Край любимый»). Задания по группам: определить чувства лирического героя, его отношение к миру, найти выразительные средства, сделать вывод по теме. Выполняя задания, учащиеся достигают целей данного этапа урока:умеют определять темы выбранных стихов, понимают переживания лирического героя, находят художественные средства( метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения…)

 

Используется мультимедийный проектор, клип.

 

Учащиеся заполняют имеющиеся у них таблицы, делают выводы. Задания сформулированы по уровням.

 Методы и приемы обучений:

Эвристический метод ( форма эвристической  беседы, постановка проблемы и деление ее на                               подпроблемы, организация поисковой деятельности).

Исследовательский метод ( организована самостоятельная работа, познавательные знания имеют практический характер)

В случае затруднения учитель с помощью наводящих вопросов подводит учеников к решению вопроса.

 Ученики работают в группах, обмениваются знаниями.

 

 За выполненную работу поощряются словесно, а также оценками за грамотные, содержательные ответы. Лучшие ответы записываются в тетрадь одноклассниками во время подведения итога работы на данном этапе как образцы анализа, рассуждения по тексту или, оформленные на отдельных листах, прикрепляются к обзорной доске. 

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Перед работой над  каждым следующим стихотворением перед учащимися( по уровням) ставится конкретная задача . В итоге должна быть достигнута цель: понять, как изменялось настроение героя, восприятие жизни поэтом и отношение к родине, увидеть его метания, страдания и силу таланта. Слушают стихотворение « Гой ты, Русь моя родная» в исполнении С.Безрукова, определяют центральный образ стихотворения,

 какие реалистические детали изображены в стихотворении,

 какую роль они играют,

с какими чувствами он  пишет о каждой детали быта, пейзажа,

какие строки стихотворения отражают его основную мысль?

какие чувства переполняют поэта.

Во время аналитической беседы учащиеся заполняют таблицы( см. презентацию)

по графам: цвет, звуки, настроение…,

ведут диалог по группам, добавляют свои наблюдения над текстом.

 После чтения отрывка из « Сорокоуста» ученики делают краткий обзор ст. « Русь советская»,                    « Русь уходящая»( подготовка к сл. уроку), делают вывод о происходящих переменах в российской деревне  и душе лирического героя

(реализация домашнего- опережающего- задания ребятами из группы 3-го уровня: познакомить с темой и сюжетом ст. « Возвращение на родину» )

В качестве вывода- чтение ст. « Я последний поэт деревни»( сл № 15)

 Вывод делается с опорой на таблицу, что любовь  к Родине (Руси) навсегда.

За работу на данном этапе учащиеся получают высокие оценки, им предоставляется возможность свои выводы предлагать в качестве образцов одноклассникам.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

В итоге  работы на уроке ученики приходят кВЫВОДУ:Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином страны Советов), а  в стихах последнего периода жизни поэта раскрывается тема глубокой, выстраданной любви к родине( ученики продолжают заполнять колонки таблиц, а  учащиеся группы 3 уровня и , по желанию,  творческой группы отвечают письменно на вопрос( 3-4 предложения) : что дал им  сегодняшний урок , какие новые впечатления появились после знакомства с новыми стихами С.Есенина

 

 

 

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Задание на дом

1-го уровня группе :выучить наизусть (по выбору) одно из стихотворений С.Есенина

 или

  прочитать и выделить тему стихотворения «Возвращение на Родину» ;

2-го уровня группе: отредактировать записи , сделанные на уроке;

анализ и выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения о родине

3-го уровня группе: написать мини-сочинение на тему « Мои впечатления от знакомства с новыми  стихами С.Есенина» , выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения о родине

Творческой группе( на выбор с основным заданием и по желанию): подобрать стихи о родине в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Блока с целью доказать, что данная тема сквозная в русской литературе, и посоветовать, как данные знания можно использовать на ЕГЭ по русскому языку.

 Заканчивается урок прослушиванием песни на стихи С.Есенина « Отговорила роща золотая»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема родины в лирике С.Есенина »

Приложение 4

Схема конспекта урока


Аттестуемый педагог (ФИО) Крымская Наталья Яковлевна

Предмет_ литература Класс 11

Тема урока « Тебе, о Родина, сложил я песню ту…»

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


Формулировка учащимися целей урока через определение настроения лирического героя стихотворения, положенного на музыку, « Я иду долиной…»,периода жизни поэта, увидеть, как изменялось отношение поэта к родине с изменением исторических событий

Учащиеся приходят к выводу, что родина для Есенина- неотъемлемая часть его души, она источник его творческих , моральных и физических сил.

На уроке им необходимо, анализируя тексты стихов С.Есенина о родине, открыть чувства героя и способы выражения этих чувств, сделать необходимые записи в тетрадях, таблицах.

Ученикам предлагаются следующие методы и приемы :

эвристический метод ( форма эвристической беседы, постановка проблемы и деление ее на подпроблемы, организация поисковой деятельности).

исследовательский метод( организована самостоятельная работа, познавательные знания имеют практический характер).

Класс разделен на группы для работы в класс и выполнения части работ, на разноуровневые группы с учетом их способностей, инициативности, проявления интереса к предмету.


2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.






Чтение наизусть и по книге выразительно ( индивидуальные опережающие домашние задания)стихов( « О край дождей и непогоды» , « Край любимый»). Задания по группам: определить чувства лирического героя, его отношение к миру, найти выразительные средства, сделать вывод по теме. Выполняя задания, учащиеся достигают целей данного этапа урока:умеют определять темы выбранных стихов, понимают переживания лирического героя, находят художественные средства( метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения…)


Используется мультимедийный проектор, клип.


Учащиеся заполняют имеющиеся у них таблицы, делают выводы. Задания сформулированы по уровням.

Методы и приемы обучений:

Эвристический метод ( форма эвристической беседы, постановка проблемы и деление ее на подпроблемы, организация поисковой деятельности).

Исследовательский метод ( организована самостоятельная работа, познавательные знания имеют практический характер)

В случае затруднения учитель с помощью наводящих вопросов подводит учеников к решению вопроса.

Ученики работают в группах, обмениваются знаниями.


За выполненную работу поощряются словесно, а также оценками за грамотные, содержательные ответы. Лучшие ответы записываются в тетрадь одноклассниками во время подведения итога работы на данном этапе как образцы анализа, рассуждения по тексту или, оформленные на отдельных листах, прикрепляются к обзорной доске.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Перед работой над каждым следующим стихотворением перед учащимися( по уровням) ставится конкретная задача . В итоге должна быть достигнута цель: понять, как изменялось настроение героя, восприятие жизни поэтом и отношение к родине, увидеть его метания, страдания и силу таланта. Слушают стихотворение « Гой ты, Русь моя родная» в исполнении С.Безрукова, определяют центральный образ стихотворения,

какие реалистические детали изображены в стихотворении,

какую роль они играют,

с какими чувствами он пишет о каждой детали быта, пейзажа,

какие строки стихотворения отражают его основную мысль?

какие чувства переполняют поэта.

Во время аналитической беседы учащиеся заполняют таблицы( см. презентацию)

по графам: цвет, звуки, настроение…,

ведут диалог по группам, добавляют свои наблюдения над текстом.

После чтения отрывка из « Сорокоуста» ученики делают краткий обзор ст. « Русь советская», « Русь уходящая»( подготовка к сл. уроку), делают вывод о происходящих переменах в российской деревне и душе лирического героя

(реализация домашнего- опережающего- задания ребятами из группы 3-го уровня: познакомить с темой и сюжетом ст. « Возвращение на родину» )

В качестве вывода- чтение ст. « Я последний поэт деревни»( сл № 15)

Вывод делается с опорой на таблицу, что любовь к Родине (Руси) навсегда.

За работу на данном этапе учащиеся получают высокие оценки, им предоставляется возможность свои выводы предлагать в качестве образцов одноклассникам.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

В итоге работы на уроке ученики приходят кВЫВОДУ:Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином страны Советов), а в стихах последнего периода жизни поэта раскрывается тема глубокой, выстраданной любви к родине( ученики продолжают заполнять колонки таблиц, а учащиеся группы 3 уровня и , по желанию, творческой группы отвечают письменно на вопрос( 3-4 предложения) : что дал им сегодняшний урок , какие новые впечатления появились после знакомства с новыми стихами С.Есенина




5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Задание на дом

1-го уровня группе :выучить наизусть (по выбору) одно из стихотворений С.Есенина

или

прочитать и выделить тему стихотворения «Возвращение на Родину» ;

2-го уровня группе: отредактировать записи , сделанные на уроке;

анализ и выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения о родине

3-го уровня группе: написать мини-сочинение на тему « Мои впечатления от знакомства с новыми стихами С.Есенина» , выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения о родине

Творческой группе( на выбор с основным заданием и по желанию): подобрать стихи о родине в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Блока с целью доказать, что данная тема сквозная в русской литературе, и посоветовать, как данные знания можно использовать на ЕГЭ по русскому языку.

Заканчивается урок прослушиванием песни на стихи С.Есенина « Отговорила роща золотая»















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема родины в лирике С.Есенина

Автор: Крымская Наталья Яковлевна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139325


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства