Класс: 9
Предмет: русская литература
Учитель: Бычкова Н.М.
Тема: Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок-исследование
Цель: - образовательная: теоретический аспект - обобщить и расширить знания учащихся по творчеству М.Ю.Лермонтова; практический аспект – на примере изученных произведений показать взаимосвязь музыки, живописи и поэзии;
развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, классификация, умение сделать выводы), монологическую речь учащихся через сопоставление, сравнение и анализ произведений поэта;
воспитательная: содействовать воспитанию культуры эстетических и нравственных чувств через интеграцию литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать учащихся как поликультурных индивидов (бережное отношение к национальному наследию, уважение и стремление сохранить его).
Оборудование: 1) картины, акварели, рисунки Лермонтова; презентация
2) романсы на стихи Лермонтова;
3) рисунки учащихся;
4) эпиграф, словарь (романс, минор, мажор; портретист,
пейзажист, баталист, маринист, анималист).
Ход урока.
I.Орг.момент
Тема (запись)
Целевая установка.
II.Вступительное слово учителя.
Когда роют клад, прежде разбирают смысл
шифра, который указывает место клада,
потом семь раз отмеривают – и затем навсегда
отрезают кусок земли, в которой покоит клад.
Лермонтовский клад состоит из упорных трудов,
- так писал А.Блок
- Через минуту мы с вами распахнем двери в комнату, где хранятся рисунки, акварели, картины М.Ю. Лермонтова.
Недавно в Москве была делегация деловых людей. Один из ее представителей, выходец из России, рассказал, что в детстве мать ему пела песню. Он забыл слова и музыку песни, а помнит лишь первое слово «Ви-хо-жу …» с акцентом произнес человек.
III. Беседа по теме
Лермонтов и музыка.
Звучит песня «Выхожу один я на дорогу»
Учитель музыки:
- Назовите жанр этого музыкального произведения?
- Романс
-А что такое романс? (ответы учащихся)
Индивидуальное задание:
-Романс – это название, которое возникло от испанского слова «романсе», что означает романский, т.е. исполняемый на романском (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
- Романсы пьесы для голоса с инструментальным сопровождением – распространились из Испании по всей Европе и попали в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала за песнями, которые имели не русские тексты, а позднее и русские песни. Такие песни писали композиторы: Глинка, Рахманинов, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский и др. – это подлинные жемчужины вокального искусства. Бывают романсы без слов. Их поет инструмент – скрипка, рояль или виолончель – как бы подражает человеческому голосу.
Учитель музыки:
- Какое настроение возникло у вас, слушая романс?
- Грустное
- Что вы вспомнили, слушая романс?
-Развитие речи. Устное сочинение-миниатюра
Звучит романс «Парус» (исполняет ученица).
- А при прослушивании этого музыкального произведения, какое настроение возникло?
- Веселое, бодрое.
Учитель музыки: Музыка в романсе №1 называется - минорной, а в романсе №2 мажорной (быстрой).
Вывод: Стихи Лермонтова очень мелодичны, легко ложатся на музыку. Лермонтов сам пробовал писать музыку, играл на фортепьяно. Музыка- это душа человека.
Лермонтов и живопись
Учитель литературы: - А теперь пройдём в картинную галерею
Я думаю, наша юная художница проводит нас (Рассматривание репродукций с картин М.Ю.Лермонтова, но имя автора не называется)
- А кто автор этих картин?
- ?
Ученица (демонстрирует свою иллюстрацию к стихотворению «Выхожу один я на дорогу»).
Описывает ее.
Вывод: Что ни строчка стихов Лермонтова, то целый мир, картина, бери карандаш,
краски и рисуй.
- Чтобы узнать имя автора этих репродукций, нужно ответить на вопросы, предложенные ниже.
Ответ с его фамилией будет звучать чаще.
IV. Актуализация знаний
Викторина (Самооценивание)
1. Среди перечисленных стихотворений не все принадлежат перу Лермонтова. Найдите их. Назовите истинных авторов.
-«Духовной жаждою томим» («Пророк» Пушкин).
-«И вот они опять знакомые места…» («Родина» Некрасов).
-«Сижу за решеткой в темнице сырой» («Узник» Пушкин).
-«Люблю отчизну я…»(«Родина» Лермонтов).
2. Опираясь на цитаты из наиболее характерных стихотворений поэта. Назовите основные мотивы лирики Лермонтова.
- И скучно и грустно, и некому руку подать (одиночество).
- Дубовый листок оторвался от ветки родимой.
- Прощай, немытая Россия.
- В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт свое утратил назначенье.
3. В данных цитатах вставить на место пропущенные определения или сравнения, выбрав из приведенных в скобках:
а) О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросит им в глаза …. стих …
(холодный, печальный, изящный, железный)
б) твой стих, как …, метался над толпой …
(трубный глаз, легкий сон, божий дух, вещий стон).
в) Проснешься ль ты опять, … пророк?
(воинственный, всезнающий, осмеянный, скучающий)
«Герой нашего времени»
1.Найдите фактическую ошибку в формулировки вопрос:
а) Как княжна Мэри обращалась к Максиму Максимычу?
(никак, это герои разных повестей)
б) сколько лет Максим Максимычу прослужил в Тифлисе?
(В Тифлисе он не служил)
в) на каком языке разговаривали между собой Казбич и Печорин?
(они не разговаривали)
2.Как звали Печорина (Григорий Александрович).
3.Назовите фамилию Мэри (Лиговская).
4.Чьи это слова и о чем «Это грустная дума о нашем времени» (Белинский о романе «Герой нашего времени»).
Вывод: - автор этих картин М.Ю.Лермонтов.
Класс: 9
Предмет: русская литература
Учитель: Бычкова Н.М.
Тема: Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок-исследование
Цель: - образовательная: теоретический аспект - обобщить и расширить знания учащихся по творчеству М.Ю.Лермонтова; практический аспект – на примере изученных произведений показать взаимосвязь музыки, живописи и поэзии;
развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, классификация, умение сделать выводы), монологическую речь учащихся через сопоставление, сравнение и анализ произведений поэта;
воспитательная: содействовать воспитанию культуры эстетических и нравственных чувств через интеграцию литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать учащихся как поликультурных индивидов (бережное отношение к национальному наследию, уважение и стремление сохранить его).
Оборудование: 1) картины, акварели, рисунки Лермонтова; презентация
2) романсы на стихи Лермонтова;
3) рисунки учащихся;
4) эпиграф, словарь (романс, минор, мажор; портретист,
пейзажист, баталист, маринист, анималист).
Ход урока.
I.Орг.момент
Тема (запись)
Целевая установка.
II.Вступительное слово учителя.
Когда роют клад, прежде разбирают смысл
шифра, который указывает место клада,
потом семь раз отмеривают – и затем навсегда
отрезают кусок земли, в которой покоит клад.
Лермонтовский клад состоит из упорных трудов,
- так писал А.Блок
- Через минуту мы с вами распахнем двери в комнату, где хранятся рисунки, акварели, картины М.Ю. Лермонтова.
Недавно в Москве была делегация деловых людей. Один из ее представителей, выходец из России, рассказал, что в детстве мать ему пела песню. Он забыл слова и музыку песни, а помнит лишь первое слово «Ви-хо-жу …» с акцентом произнес человек.
III. Беседа по теме
Лермонтов и музыка.
Звучит песня «Выхожу один я на дорогу»
Учитель музыки:
- Назовите жанр этого музыкального произведения?
- Романс
-А что такое романс? (ответы учащихся)
Индивидуальное задание: