kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9

Предмет: русская литература

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок-исследование

Цель: - образовательная: теоретический аспект - обобщить и расширить знания учащихся по творчеству М.Ю.Лермонтова;  практический аспект – на примере изученных произведений показать взаимосвязь музыки, живописи и поэзии;

развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, классификация, умение сделать выводы), монологическую речь учащихся через сопоставление, сравнение и анализ произведений поэта;

воспитательная: содействовать воспитанию культуры эстетических и нравственных чувств через интеграцию литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать учащихся как поликультурных индивидов (бережное отношение к национальному наследию, уважение и стремление сохранить его).

Оборудование: 1) картины, акварели, рисунки Лермонтова; презентация
                            2) романсы на стихи Лермонтова;

                            3) рисунки учащихся;

                            4) эпиграф, словарь (романс, минор, мажор; портретист,
                                                                пейзажист, баталист, маринист, анималист).  

Ход урока.

I.Орг.момент

Тема (запись)

Целевая установка.

II.Вступительное слово учителя.
                                                                                             
Когда роют клад, прежде разбирают смысл

шифра, который указывает место клада,
потом семь раз отмеривают – и затем навсегда

отрезают кусок земли, в которой покоит клад.
Лермонтовский клад состоит из упорных трудов,

- так писал А.Блок

- Через минуту мы с вами распахнем двери в комнату, где хранятся рисунки, акварели, картины М.Ю. Лермонтова.

Недавно в Москве была делегация деловых людей. Один из ее представителей, выходец из России, рассказал, что в детстве мать ему пела песню. Он забыл слова и музыку песни, а помнит лишь первое слово «Ви-хо-жу …» с акцентом произнес человек.

III. Беседа по теме

Лермонтов и музыка.

Звучит песня «Выхожу один я на дорогу»

Учитель музыки:
     -  Назовите жанр этого музыкального произведения?

-  Романс

-А что такое романс? (ответы учащихся)

Индивидуальное задание:    

-Романс – это название, которое возникло от испанского слова «романсе», что означает романский, т.е. исполняемый на романском (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
- Романсы пьесы для голоса с инструментальным сопровождением – распространились из Испании по всей Европе и попали в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала за песнями, которые имели не русские тексты, а позднее и русские песни. Такие песни писали композиторы: Глинка, Рахманинов, Даргомыжский, Бородин,  Мусоргский и др. – это подлинные жемчужины  вокального искусства. Бывают романсы без слов. Их поет инструмент – скрипка, рояль или виолончель – как бы подражает человеческому голосу.
Учитель музыки:
- Какое настроение возникло у вас, слушая романс?
- Грустное
- Что вы вспомнили, слушая романс?
 

-Развитие речи. Устное  сочинение-миниатюра


Звучит романс «Парус» (исполняет ученица).
-
А при прослушивании этого музыкального произведения, какое настроение возникло?

- Веселое, бодрое.

Учитель  музыки: Музыка в романсе №1 называется - минорной, а в романсе №2 мажорной (быстрой).

Вывод: Стихи Лермонтова очень мелодичны, легко ложатся на музыку. Лермонтов сам пробовал писать музыку, играл на фортепьяно. Музыка- это душа человека.

Лермонтов и живопись

Учитель литературы:  - А теперь пройдём в картинную галерею

 Я думаю, наша юная художница проводит нас (Рассматривание репродукций с картин М.Ю.Лермонтова, но имя автора не называется)

  - А кто автор этих картин?

 - ?

 Ученица (демонстрирует свою иллюстрацию к стихотворению «Выхожу один я на дорогу»).

Описывает ее.

Вывод: Что ни строчка  стихов Лермонтова, то целый мир, картина, бери карандаш,    

краски и рисуй.

- Чтобы узнать имя автора этих репродукций, нужно ответить на вопросы, предложенные ниже. 

Ответ с его фамилией будет звучать чаще.

IV. Актуализация  знаний

Викторина (Самооценивание)

1. Среди перечисленных стихотворений не все принадлежат перу Лермонтова. Найдите их. Назовите истинных авторов.

   -«Духовной жаждою томим» («Пророк» Пушкин).

   -«И вот они  опять знакомые места…» («Родина» Некрасов).

   -«Сижу за решеткой в темнице сырой» («Узник» Пушкин).

  -«Люблю отчизну я…»(«Родина» Лермонтов).

2. Опираясь на цитаты из наиболее характерных стихотворений поэта. Назовите основные мотивы лирики Лермонтова.

   - И скучно и грустно, и некому руку подать (одиночество).

  -  Дубовый листок оторвался от ветки родимой.

  -  Прощай, немытая Россия.

  -  В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт свое утратил назначенье.

3. В данных цитатах вставить на место пропущенные определения или сравнения, выбрав из приведенных в скобках:

а) О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросит им в глаза …. стих …

   (холодный, печальный, изящный, железный)

б) твой стих, как …, метался над толпой …
     (трубный глаз, легкий сон, божий дух, вещий стон).

в) Проснешься ль ты опять, … пророк?
    (воинственный, всезнающий, осмеянный, скучающий)

«Герой нашего времени»

1.Найдите фактическую ошибку в формулировки вопрос:
а) Как княжна Мэри обращалась к Максиму Максимычу? 
   (никак, это герои разных повестей)
б) сколько лет Максим Максимычу прослужил  в Тифлисе?
     (В Тифлисе он не служил)

в) на каком языке разговаривали между собой Казбич и Печорин?
    (они не разговаривали) 

2.Как звали Печорина (Григорий Александрович).

3.Назовите фамилию Мэри (Лиговская).

4.Чьи это слова и о чем «Это грустная дума о нашем времени» (Белинский о романе «Герой нашего времени»).

Вывод: - автор этих картин М.Ю.Лермонтов.

Класс: 9

Предмет: русская литература

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок-исследование

Цель: - образовательная: теоретический аспект - обобщить и расширить знания учащихся по творчеству М.Ю.Лермонтова;  практический аспект – на примере изученных произведений показать взаимосвязь музыки, живописи и поэзии;

развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, классификация, умение сделать выводы), монологическую речь учащихся через сопоставление, сравнение и анализ произведений поэта;

воспитательная: содействовать воспитанию культуры эстетических и нравственных чувств через интеграцию литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать учащихся как поликультурных индивидов (бережное отношение к национальному наследию, уважение и стремление сохранить его).

Оборудование: 1) картины, акварели, рисунки Лермонтова; презентация
                            2) романсы на стихи Лермонтова;

                            3) рисунки учащихся;

                            4) эпиграф, словарь (романс, минор, мажор; портретист,
                                                                пейзажист, баталист, маринист, анималист).  

Ход урока.

I.Орг.момент

Тема (запись)

Целевая установка.

II.Вступительное слово учителя.
                                                                                             
Когда роют клад, прежде разбирают смысл

шифра, который указывает место клада,
потом семь раз отмеривают – и затем навсегда

отрезают кусок земли, в которой покоит клад.
Лермонтовский клад состоит из упорных трудов,

- так писал А.Блок

- Через минуту мы с вами распахнем двери в комнату, где хранятся рисунки, акварели, картины М.Ю. Лермонтова.

Недавно в Москве была делегация деловых людей. Один из ее представителей, выходец из России, рассказал, что в детстве мать ему пела песню. Он забыл слова и музыку песни, а помнит лишь первое слово «Ви-хо-жу …» с акцентом произнес человек.

III. Беседа по теме

Лермонтов и музыка.

Звучит песня «Выхожу один я на дорогу»

Учитель музыки:
     -  Назовите жанр этого музыкального произведения?

-  Романс

-А что такое романс? (ответы учащихся)

Индивидуальное задание:    

Просмотр содержимого документа
«Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова»


ГУ «Средняя школа № 6 отдела образования акимата города Костаная»











В литературной гостиной

М.Ю. Лермонтова




















Класс: 9

Предмет: русская литература

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок-исследование

Цель: - образовательная: теоретический аспект - обобщить и расширить знания учащихся по творчеству М.Ю.Лермонтова; практический аспект – на примере изученных произведений показать взаимосвязь музыки, живописи и поэзии;

развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, классификация, умение сделать выводы), монологическую речь учащихся через сопоставление, сравнение и анализ произведений поэта;

воспитательная: содействовать воспитанию культуры эстетических и нравственных чувств через интеграцию литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать учащихся как поликультурных индивидов (бережное отношение к национальному наследию, уважение и стремление сохранить его).

Оборудование: 1) картины, акварели, рисунки Лермонтова; презентация
2) романсы на стихи Лермонтова;

3) рисунки учащихся;

4) эпиграф, словарь (романс, минор, мажор; портретист,
пейзажист, баталист, маринист, анималист).


Ход урока.


  1. Орг.момент

Тема (запись)

Целевая установка.


II.Вступительное слово учителя.
Когда роют клад, прежде разбирают смысл

шифра, который указывает место клада,
потом семь раз отмеривают – и затем навсегда

отрезают кусок земли, в которой покоит клад.
Лермонтовский клад состоит из упорных трудов,

- так писал А.Блок

- Через минуту мы с вами распахнем двери в комнату, где хранятся рисунки, акварели, картины М.Ю. Лермонтова.

Недавно в Москве была делегация деловых людей. Один из ее представителей, выходец из России, рассказал, что в детстве мать ему пела песню. Он забыл слова и музыку песни, а помнит лишь первое слово «Ви-хо-жу …» с акцентом произнес человек.


III. Беседа по теме

Лермонтов и музыка.

Звучит песня «Выхожу один я на дорогу»

Учитель музыки:
- Назовите жанр этого музыкального произведения?

- Романс

  • А что такое романс? (ответы учащихся)

Индивидуальное задание:

  • Романс – это название, которое возникло от испанского слова «романсе», что означает романский, т.е. исполняемый на романском (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
    - Романсы пьесы для голоса с инструментальным сопровождением – распространились из Испании по всей Европе и попали в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала за песнями, которые имели не русские тексты, а позднее и русские песни. Такие песни писали композиторы: Глинка, Рахманинов, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский и др. – это подлинные жемчужины вокального искусства. Бывают романсы без слов. Их поет инструмент – скрипка, рояль или виолончель – как бы подражает человеческому голосу.
    Учитель музыки:
    - Какое настроение возникло у вас, слушая романс?
    - Грустное
    - Что вы вспомнили, слушая романс?

  • Развитие речи. Устное сочинение-миниатюра


Звучит романс «Парус» (исполняет ученица).
-
А при прослушивании этого музыкального произведения, какое настроение возникло?

- Веселое, бодрое.

Учитель музыки: Музыка в романсе №1 называется - минорной, а в романсе №2 мажорной (быстрой).


Вывод: Стихи Лермонтова очень мелодичны, легко ложатся на музыку. Лермонтов сам пробовал писать музыку, играл на фортепьяно. Музыка- это душа человека.


Лермонтов и живопись

Учитель литературы: - А теперь пройдём в картинную галерею

Я думаю, наша юная художница проводит нас (Рассматривание репродукций с картин М.Ю.Лермонтова, но имя автора не называется)

- А кто автор этих картин?

- ?

Ученица (демонстрирует свою иллюстрацию к стихотворению «Выхожу один я на дорогу»).

Описывает ее.

Вывод: Что ни строчка стихов Лермонтова, то целый мир, картина, бери карандаш,

краски и рисуй.

- Чтобы узнать имя автора этих репродукций, нужно ответить на вопросы, предложенные ниже.

Ответ с его фамилией будет звучать чаще.


IV. Актуализация знаний

Викторина (Самооценивание)

1. Среди перечисленных стихотворений не все принадлежат перу Лермонтова. Найдите их. Назовите истинных авторов.

-«Духовной жаждою томим» («Пророк» Пушкин).

-«И вот они опять знакомые места…» («Родина» Некрасов).

-«Сижу за решеткой в темнице сырой» («Узник» Пушкин).

-«Люблю отчизну я…»(«Родина» Лермонтов).

2. Опираясь на цитаты из наиболее характерных стихотворений поэта. Назовите основные мотивы лирики Лермонтова.

- И скучно и грустно, и некому руку подать (одиночество).

- Дубовый листок оторвался от ветки родимой.

- Прощай, немытая Россия.

- В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт свое утратил назначенье.

3. В данных цитатах вставить на место пропущенные определения или сравнения, выбрав из приведенных в скобках:

а) О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросит им в глаза …. стих …

(холодный, печальный, изящный, железный)

б) твой стих, как …, метался над толпой …
(трубный глаз, легкий сон,
божий дух, вещий стон).

в) Проснешься ль ты опять, … пророк?
(воинственный, всезнающий,
осмеянный, скучающий)

«Герой нашего времени»

  1. Найдите фактическую ошибку в формулировки вопрос:
    а) Как княжна Мэри обращалась к Максиму Максимычу?
    (никак, это герои разных повестей)
    б) сколько лет Максим Максимычу прослужил в Тифлисе?
    (В Тифлисе он не служил)
    в) на каком языке разговаривали между собой Казбич и Печорин?
    (они не разговаривали)

  2. Как звали Печорина (Григорий Александрович).

  3. Назовите фамилию Мэри (Лиговская).

  4. Чьи это слова и о чем «Это грустная дума о нашем времени» (Белинский о романе «Герой нашего времени»).

Вывод: - автор этих картин М.Ю.Лермонтов.


V. Беседа по теме

Учитель литературы: Дверь в выставочный зал открыта! Давайте пройдемся по тихим залам галереи!

- А чьи же это картины, кто их писал?

  • Лермонтов!?

  • Так что, Лермонтов еще и художник?


Экскурсовод: Да, Лермонтов был замечательным художником?

Учитель: Откуда эта любовь к рисованию?

Ученики:- от скуки;

- от нездоровья;

- в доме бабушки поэта жил крепостной Ефим Яковлев, он рисовал так замечательно, что маленький Лермонтов смотрел во все глаза на творения своего кумира.


Лермонтов – художник – портретист

Демонстрация портрета «Герцог Лерма».

Учитель: не кажется ли вам, что в этом портрете есть что-то, что роднит его с Лермонтовым?

-Да, это предок Лермонтова.

  • А вы знаете своих предков? Поднимите руки знающие! А гости?

  • А Лермонтов знал.

  • Существует две версии появления рода Лермонтовых в России.


Рассказ учащихся 1гр.

Версия №1. Лермантовы присходят от испанца Лерма. Герцог Франциско Лерма с конца 16 века был крупным испанским политическим деятелем и первым министром короля Филиппа III. жестокий и властный, он сумел подчинить своему влиянию короля и десятки лет деспотически управлял Испанией.

Версия №2. Вальтер Скотт – английский романист (1771 – 1831гг) записывал местные предания и у него найдено следующее: Томас Эрсильдуан, по фамилии Лермонт, в юности был унесён в страну Фей, где и приобрёл дар провидения и песен. После семилетнего пребывания в стране Фей он вернулся на родину и всех изумлял даром пророка и песен. Он предсказал смерть шотландскому королю Александру III, события в Шотландии. В 1615 году была издана книга в Эдинбурге с его пророчествами. Народное предание утверждало, что по прошествии определённого количества лет царица потребовала к себе барда, и он дал прощальный бал и покинул навсегда замок Эрсильдуан.

Учитель: - в юности некоторые свои письма Лермонтов подписывал именем «Лерма», а после знакомства с легендой стал писать свою фамилию через О – Лермонтов.


Рассказ учащегося об истории создания портрета «Герцог Лерма».

- это полотно с изображением герцога Лермы было нарисовано между 1832 – 1933 годами и выслано Лопухину(друг Лермонтова) в Петербург)

Это произошло так: находясь в Москве, Лермонтов жил недалеко от своего друга Алексея Лопухина. Однажды Лермонтов пришёл к нему в гости, и Лермонтова попросили решить задачку, т.к.. он хорошо разбирался в математике, прорешав допоздна, задачка не вышла. Все легли спать. Лермонтов остался ночевать у друга. Ночью Лермонтову приснился сон, как к нему пришёл человек и объяснил решение этой задачи. Тогда поэт соскочил с кровати, взял ручку и скорее записал решение. Затем он взял уголёк и на стене нарисовал голову человека, который подсказал решение.

Через некоторое время Лопухины делали ремонт, и мастер немного повредил настенный рисунок. А этот рисунок был дорог А.Лопухину. Он возвращал его в счастливые дни общения с другом. Алексей Лопухин написал Лермонтову в письме о рисунке, а Лермонтов взял его и нарисовал на полотне и выслал другу.

Такова история портрета «Герцог Лерма».


Учитель: А у кого учился Лермонтов такому мастерству?

Экскурсовод: В пансионате у Солоницкого, художника небольшого дарования, и у известного живописца П.В. Заболотского.

- По стилю письма он напоминает голландского художника Рембрандта (демонстрация полотен Рембрандта) Смотри слайды

То же сочетание красок, тот же психологизм в лице изображаемого. Рембранд - любимый художник Лермонтова. Главное в портрете - это передать внутренний мир героя.

Ученик описывает портрет «Герцог Лерма».

- На тёмном фоне Лермонтов изобразил своего предка в средневековом испанском костюме, с испанской бородкой-клинышком; уголки небольших губ опущены вниз, большие грустные чёрные глаз; уголки бровей опущены вниз, на лице какое-то разочарование, невысокий лоб с небольшими залысинами. Из-под тёмного верхнего наряда выбивается с одной стороны широкий кружевной воротник, вокруг шеи цепь ордена Золотого Руна. В верхней части лица сильно заметно сходство с Лермонтовым. (Можно описать портрет «Ученый» (указать на внутренний мир- лицо).

Вывод: Лермонтов - это художник-портретист (словарная работа: кто такой портретист?).

Учитель: В зависимости оттого, что рисует художник. Каких художников вы еще знаете?

- Маринист, баталист, анималист, маринист. Взаимооценивание.

- Указатель галереи ведет нас к группе следующих картин.


Горы Кавказа (2 группа)

Учитель: Какой рисунок Лермонтова вам больше понравился? Расскажите о нем.

Демонстрация репродукции: «Эпизод из сражения при Валерике» (11 июня 1840г), (описание рисунка).

11 июня 1840г поручик Тенгинского полка М.Лермонтов участвовал с действующим отрядом генерала Галафеева в кровопролитнейшем сражении на левом фланге кавказской линии, в Чечне, у речки Валерик («речка Смерти»), где проявил поразительное хладнокровие и отменное мужество. Тогда, после битвы, появились первые карандашные наброски, рассказавшие об этом событии. А художник Григорий Гагарин раскрасил этот рисунок. Гагарина привлекали в них прежде всего динамика, умение передать движение.

- Как автор передал это движение? – Изобразил позы, которые говорят о движении: солдаты идут – выдвинув ногу вперёд, взмах сабли, удар штыком ружья; движение руки, выброшенной вперёд. Глаза горят огнём, сверкают белками, взгляды полны решимости биться до победы. Чеченец, лежащий на земле, стиснул руку в кулаке. В лощине изображены, по-видимому, отходящие бойцы. Мужчина в чалме зовёт к отступлению, показывая рукой, куда отходить. Чеченцы изображены более ярко, действие развернулось на фоне бесцветных гор.
Вывод: Как какой художник выступил здесь Лермонтов?

- Как художник баталист.

Учитель литературы.

- Прослушайте строки стихотворения и скажите, какие из них очень злободневны были в то время и сейчас?


Звучит стих-е, «Сражение при Валерике».

В штыки!

Дружнее!» - раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры вперед…

-«Ура!»- и смолкло: «Вон кинжалы»,

В приклады!- и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

А там, вдали, грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы - и Казбек

Сверкал главой остроконечной,

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет!.. Небо ясно.

Под небом места много всем.

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?




Вывод: Лермонтов в стих-и описал бой и запечатлел его в рисунке.

Действие разворачивается в горной местности. Немым свидетелем сражения оказались горы. Люди враждуют, убивают друг друга. Человек смертен. Лишь природа вечна.

- В этом стих-и трудно выделить строки, которые злободневны сегодня, так как всё стих-е – это отражение сложного положения народов Кавказа в наше время.

- Лермонтов в этом стих-и поэт-патриот, философ.

- А как художник Лермонтов выступил в качестве баталиста.

Взаимооценивание


Лермонтов – художник –пейзажист (3группа)

Звучит стих.

1 чтец.Тебе, Кавказ, суровый царь земли,-

Я посвящаю снова стих небрежный,

Как сына ты его благослови

И осени вершины белоснежной.

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране чужой,-

Я сердцем твой, всегда и всюду твой.


2 чтец. Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым, синея, облака

Под вечер к вам летят издалека


3 чтец. Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных дел и дел необыкновенных


Демонстрируется картина «Эльбрус на восходе солнца (2группа)

Эта картина была найдена в альбоме Лермонтова. Есть мнение, что картина не лермонтовская, но почерк живописи его. Картина написана масляными красками, от времени они потрескались.

Описание картины. На переднем плане картины мы видим предгорье Эльбруса.

Глубокая пропасть, над которой курится сизый туман; освещенные бликами восхода солнца скалы, испещрённые трещинами – вековыми отметинами.

Тёмные тона, вероятно по задумке художника, скрывают под собой неизвестность будущего или прошлого.

От картины веет тревогой и надеждой, мне так кажется. Яркие контрастные тона, освещенный Эльбрус, размытый горизонт, покрытый дымкой, отражают отблески надежды на лучшее будущее.

В самом центре картины, у обрыва, написана фигура человека с распростёртыми руками к величавому Эльбрусу. Он как бы обращается к горе со словами:

Синие горы Кавказа, приветствую Вас!

Вы носили меня на своих одичалых хребтах…

Живопись здесь сложная, цвета переходят из свето-теневого в цвето-световой строй. Как свет, так и тень приобретают свою цветовую характеристику, диктуемую композицией картины.

Вывод: Здесь мы увидели Лермонтова- пейзажиста.

Учитель литературы:

- Почему у Лермонтова так много стихов о Кавказе?

- Чтец 1. Ещё ребёнком робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников Аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы;

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был товарищ их послушный.

Вывод: - В детстве Лермонтов часто болел, и бабушка возила своего внука на Кавказ для лечения. Этот край поэт полюбил и привязался к нему всем сердцем. Он стал для него второй Родиной. Поэтому и писал и рисовал Лермонтов о Кавказе.

Взаимооценивание


Обобщение

- Какие грани таланта Лермонтова вы увидели?

Лермонтов был очень талантлив. Он художник, поэт, фантазер, математик, обладал музыкальными способностями. Слишком короткой оказалась его жизнь. Но прожил он эту жизнь очень ярко, подарил нашей литературе замечательные произведения. Заставил восхищаться нас своим талантом.

- Что нового узнали о музыкальном искусстве?

- Что нового узнали о живописи?


Рефлексия «Пятёрочка»


Оценивание

Домашнее задание (одно на выбор):

  1. Написать сочинение рефлексию на тему сегодняшнего урока.

  2. Написать стихотворение о многогранности таланта Лермонтова.

  3. Кто эти люди, которых изобразил Лермонтов на данных рисунках (рисунки раздать) – подготовить о них рассказ

  4. Индивидуально. Гоголь. Личность. Творчество.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Многогранность таланта М.Ю.Лермонтова

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273208

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства