Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема занятия: А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.
Цели занятия: - учебная: проверить знания обучающихся по теме предыдущего занятия, познакомить с биографией и творчеством А.А. Ахматовой, с традициями русской классической поэзии в её творчестве и своеобразием лирики; - развивающая: развивать навыки конспектирования, зрительную и слуховую память, навыки связной речи, навыки анализа художественного текста, логическое мышление, умение анализировать и систематизировать учебный материал, умение делать выводы и обобщения;
- воспитательная: воспитание интереса к предмету, к книге, к чтению, к творчеству А. Ахматовой.
Тип занятия: комбинированный урок.
Оснащение: портрет А. А. Ахматовой, иллюстрации, учебник, хрестоматия
Структура занятия:
№ | Элементы структуры занятия | Время |
I | Организационный момент | 2 мин. |
II | Презентация темы занятия | 2 мин. |
Ш | Опрос домашнего задания | 25 мин. |
IV | Объяснение нового материала | 47 мин. |
V | Закрепление | 10 мин. |
VI | Подведение итогов занятия | 2 мин. |
VII | Домашнее задание | 2 мин. |
Ход занятия:
I Приветствие. Обратить внимание на готовность аудитории и обучающихся к занятию, на внешний вид студентов. Сделать перекличку и записи в журнале. Отметить отсутствующих.
II Презентация темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед обучающимися.
III Опрос домашнего задания (с использованием стратегии ТКМ «Опрос по цепочке») – биография и творческий путь М.Цветаевой.
IV Объяснение нового материала с записью основных моментов в тетрадь, рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, анализ художественного текста, беседа. Запись даты, № урока, темы, эпиграфа, плана занятия.
Тема урока: А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.
Эпиграф: Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. А. Ахматова.
План.
I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.
II Лирика А. Ахматовой.
III Особенности творчества Ахматовой.
Рассказ учителя о жизни и творчестве А. А. Ахматовой (с записью основных этапов жизни в тетрадь (обратить внимание на эпиграф)
I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.
Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на селе Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.
Начало пути
-11 июня 1889 г.-Село Большой Фонтан, близ Одессы
- 1890-1905 гг.- Детство прошло в Царское селе под Петербургом. Учеба в Царскосельской гимназии
-1903 г.-Знакомство с С.Н.Гумилевым, литературным наставником
-1906-1907г.-Учеба в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии
-1910г.-Замужество. Поездка на месяц в Париж. Родился сын Лева(историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии)
-1911 г.-Организован «Цех поэтов». Ахматова избрана его секретарем.
-1912 г.-«Вечер»
-1914 г.-«Четки»
-1917 г.-«Белая стая»
-1918 г.-Распался брак с Гумилевым
-1921 г.-«Подорожник». Смерть А.А.Блока и рассстрел Н.С.Гумилева
-Научные работы о Данте, Пушкине, Лермонтове, Некрасове
-библейские и античные мотивы
-1923-1934 гг.-Травля, запрет публикации
-1935-1940 гг.-Написана поэма «Реквием». Впервые опубликована в 1987 году
Трагическая судьба сына, Льва Николаевича Гумилева
-1935 г.-1-ый арест сына
-1938-43гг.-2-ой арест и заключение
-1943-45 гг.- Участие в Великой Отечественной войне, после войны защита докторской диссертации
-1949-1956 гг.-3-ий арест и заключение
-август 1946 г.- Исключение А.Ахматовой из Союза писателей
-по 1960 годы жила за счет переводов произведений на разные языки
-1962 г. - Допущена к публикации
-1964 г.- В Италия вручена Международная премия «Этна Таормина»
-1965 г.- В Англии присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета
- 5 марта 1966г.- А.Ахматова умерла в Домодедово, под Москвой. Похоронена в поселке Комарово.
II Лирика А. Ахматовой. Объяснение учителя (с записью основных моментов в тетрадь).
Лирика. 1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка
3. Стихи о Родине 2. Любовная лирика
Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию. |
Название стихотворения | Его содержание и художественные особенности |
«Молитва» | Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет. |
«Мне голос был.» | Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции. |
«Все расхищено, предано, продано» | Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни. |
4. Стихи о поэтическом мастерстве
«Тайны ремесла» - так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве. |
Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его. | Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. |
Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это - музыка жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает в этой череде жизни неуловимое и начинает творить! И никого не обманет кажущаяся легкость такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его - в каждом творении: | Это - выжимки бессонниц, Это - свеч кривых нагар, Это - сотен белых звонниц Первый утренний удар. Это - теплый подоконник Под черниговской луной, Это - пчелы, это - донник, Это - пыль, и мрак, и зной. |
Бывают стихи, рождение которых мучительно, которые «по капельке» пьют твою кровь, требуют от тебя чрезвычайного напряжения всех сил, и все-таки не появляются, уходят, не даются в руки: | .И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы К какому-то крайнему краю, А я без него. умираю. |
Вывод: В стихах присутствует связь с традициями русской поэзии XIX в., которая проявилась в стремлении глубоко показать душу лирического героя, его нравственные поиски через философско – религиозное осмысление мира.
Опираясь на творчество поэтов XIX в. (Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова), Ахматова выразила новое мировоззрение: человеческая жизнь – ценный дар, а мир многообразен и ярок.
Традиции акмеизма в творчестве Ахматовой: чёткость, яркость образов, композиции, отточенность деталей.
Особенности ранней лирики Ахматовой: использование мифов, опора на разные культурные традиции, увлечение деталью, тонкие способы передачи внутреннего мира лирической героини.
Теория литературы:художественная концепция. Выразительное чтение стихотворений А. Ахматовой.
V Закрепление (устно):
1. В чём трагизм творчества А. А. Ахматовой?
2. В чём общечеловеческое значение её творчества?
VI Подведение итогов занятия.
VII Домашнее задание: уч. № 2, ч. 2, стр. 146-164.
Преподаватель –
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт