kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема занятия: А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Цели занятия: - учебная: проверить знания обучающихся по теме предыдущего занятия, познакомить  с биографией и творчеством А.А. Ахматовой, с традициями русской классической поэзии в её творчестве и своеобразием  лирики; - развивающая: развивать навыки конспектирования, зрительную и слуховую память, навыки связной речи, навыки анализа художественного текста, логическое мышление, умение анализировать и систематизировать учебный материал, умение делать выводы и обобщения;

- воспитательная: воспитание интереса к предмету, к книге, к чтению, к творчеству  А. Ахматовой.

Тип занятия: комбинированный урок.

Оснащение: портрет А. А. Ахматовой,  иллюстрации, учебник, хрестоматия

Структура занятия:

Элементы структуры занятия

Время

I

Организационный момент

2 мин.

II

Презентация темы занятия

2 мин.

Ш

Опрос домашнего задания

25 мин.

IV

Объяснение нового материала

47 мин.

V

Закрепление

10 мин.

VI

Подведение итогов занятия

2 мин.

VII

Домашнее задание

2 мин.

Ход занятия:

I  Приветствие.  Обратить внимание на готовность аудитории и обучающихся к занятию, на внешний вид студентов.  Сделать перекличку и записи в журнале. Отметить отсутствующих.

II Презентация темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед обучающимися.

III Опрос домашнего задания (с использованием стратегии  ТКМ «Опрос по цепочке») – биография и творческий путь М.Цветаевой.

IV Объяснение нового материала с записью основных моментов в тетрадь, рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, анализ художественного текста, беседа. Запись даты, № урока, темы, эпиграфа, плана занятия.

              Тема урока: А.А. Ахматова.   Очерк жизни и творчества. Лирика.

              Эпиграф: Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.                           А. Ахматова.

                                             План.

I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.

II Лирика А. Ахматовой.

III Особенности творчества Ахматовой.

Рассказ учителя о жизни и творчестве А. А. Ахматовой (с записью основных этапов жизни в тетрадь (обратить  внимание на эпиграф)

I  Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на селе  Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.

Начало пути

-11 июня 1889 г.-Село Большой Фонтан, близ Одессы

- 1890-1905 гг.- Детство прошло в Царское селе под Петербургом. Учеба в Царскосельской гимназии

-1903 г.-Знакомство с С.Н.Гумилевым, литературным наставником

-1906-1907г.-Учеба в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии

-1910г.-Замужество. Поездка на месяц в Париж. Родился сын Лева(историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии)

-1911 г.-Организован «Цех поэтов». Ахматова избрана его секретарем.

-1912 г.-«Вечер»

-1914 г.-«Четки»

-1917 г.-«Белая стая»

-1918 г.-Распался брак с Гумилевым

-1921 г.-«Подорожник». Смерть А.А.Блока и рассстрел Н.С.Гумилева

-Научные работы о Данте, Пушкине, Лермонтове, Некрасове

-библейские и античные мотивы

-1923-1934 гг.-Травля, запрет публикации

-1935-1940 гг.-Написана поэма «Реквием». Впервые опубликована в 1987 году

    Трагическая судьба сына, Льва Николаевича Гумилева

-1935 г.-1-ый арест сына

-1938-43гг.-2-ой арест  и заключение

-1943-45 гг.- Участие в Великой Отечественной войне, после войны защита докторской диссертации

-1949-1956 гг.-3-ий арест и заключение

-август 1946 г.- Исключение А.Ахматовой из Союза писателей

-по 1960 годы жила за счет переводов произведений на разные языки

-1962 г. - Допущена к публикации

-1964 г.- В Италия вручена  Международная премия «Этна Таормина»

-1965 г.- В Англии присуждена почетная степень доктора  Оксфордского университета

- 5 марта 1966г.-  А.Ахматова   умерла в Домодедово, под Москвой. Похоронена в поселке Комарово.

II Лирика А. Ахматовой.                                                                               Объяснение учителя (с записью основных моментов в тетрадь).

                                               Лирика.                                                                                      1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка


3. Стихи о Родине 2. Любовная лирика

Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию.

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Молитва»

Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.

«Мне голос был.»

Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции.

«Все расхищено, предано, продано»

Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни.

4. Стихи о поэтическом мастерстве

«Тайны ремесла» - так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве.

 

Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его.

Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это - музыка жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает в этой череде жизни неуловимое и начинает творить! И никого не обманет кажущаяся легкость такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его - в каждом творении:

Это - выжимки бессонниц,

Это - свеч кривых нагар,

Это - сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

Это - теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это - пчелы, это - донник,

Это - пыль, и мрак, и зной.

Бывают стихи, рождение которых мучительно, которые «по капельке» пьют твою кровь, требуют от тебя чрезвычайного напряжения всех сил, и все-таки не появляются, уходят, не даются в руки:

.И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него. умираю.

Вывод: В стихах  присутствует связь с традициями русской поэзии XIX в., которая проявилась в стремлении глубоко показать душу лирического героя, его нравственные поиски через философско – религиозное осмысление мира.

     Опираясь на творчество поэтов XIX в. (Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова), Ахматова выразила новое мировоззрение: человеческая жизнь – ценный дар, а мир многообразен и ярок.

     Традиции акмеизма в творчестве Ахматовой: чёткость, яркость образов, композиции, отточенность деталей.

      Особенности ранней лирики Ахматовой: использование мифов, опора на разные культурные традиции, увлечение деталью, тонкие способы передачи внутреннего мира лирической героини.

Теория литературы:художественная концепция.                                                                               Выразительное чтение стихотворений А. Ахматовой.

V Закрепление (устно):

1. В чём трагизм творчества А. А. Ахматовой?

2. В чём общечеловеческое значение её творчества?

VI Подведение итогов занятия.

VII Домашнее задание: уч. № 2, ч. 2, стр. 146-164.

 

Преподаватель –

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата

План занятия № 23

Предмет: русская литература.

Преподаватель: Омарханова Ж.К.

Группы 1 курса (c казахским языком обучения).14-15- ТРК

Тема занятия: А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Цели занятия: - учебная: проверить знания обучающихся по теме предыдущего занятия, познакомить с биографией и творчеством А.А. Ахматовой, с традициями русской классической поэзии в её творчестве и своеобразием лирики; - развивающая: развивать навыки конспектирования, зрительную и слуховую память, навыки связной речи, навыки анализа художественного текста, логическое мышление, умение анализировать и систематизировать учебный материал, умение делать выводы и обобщения;

- воспитательная: воспитание интереса к предмету, к книге, к чтению, к творчеству А. Ахматовой.

Тип занятия: комбинированный урок.

Оснащение: портрет А. А. Ахматовой, иллюстрации, учебник, хрестоматия

Структура занятия:

Элементы структуры занятия Время

I

Организационный момент

2 мин.

II

Презентация темы занятия

2 мин.

Ш

Опрос домашнего задания

25 мин.

IV

Объяснение нового материала

47 мин.

V

Закрепление

10 мин.

VI

Подведение итогов занятия

2 мин.

VII

Домашнее задание

2 мин.

Ход занятия:

I Приветствие. Обратить внимание на готовность аудитории и обучающихся к занятию, на внешний вид студентов. Сделать перекличку и записи в журнале. Отметить отсутствующих.

II Презентация темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед обучающимися.

III Опрос домашнего задания (с использованием стратегии ТКМ «Опрос по цепочке») – биография и творческий путь М.Цветаевой.

IV Объяснение нового материала с записью основных моментов в тетрадь, рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, анализ художественного текста, беседа. Запись даты, № урока, темы, эпиграфа, плана занятия.

Тема урока: А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Эпиграф: Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. А. Ахматова.

План.

I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.

II Лирика А. Ахматовой.

III Особенности творчества Ахматовой.

Рассказ учителя о жизни и творчестве А. А. Ахматовой (с записью основных этапов жизни в тетрадь (обратить внимание на эпиграф)

I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на селе Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.

Начало пути

-11 июня 1889 г.-Село Большой Фонтан, близ Одессы

- 1890-1905 гг.- Детство прошло в Царское селе под Петербургом. Учеба в Царскосельской гимназии

-1903 г.-Знакомство с С.Н.Гумилевым, литературным наставником

-1906-1907г.-Учеба в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии

-1910г.-Замужество. Поездка на месяц в Париж. Родился сын Лева(историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии)

-1911 г.-Организован «Цех поэтов». Ахматова избрана его секретарем.

-1912 г.-«Вечер»

-1914 г.-«Четки»

-1917 г.-«Белая стая»

-1918 г.-Распался брак с Гумилевым

-1921 г.-«Подорожник». Смерть А.А.Блока и рассстрел Н.С.Гумилева

-Научные работы о Данте, Пушкине, Лермонтове, Некрасове

-библейские и античные мотивы

-1923-1934 гг.-Травля, запрет публикации

-1935-1940 гг.-Написана поэма «Реквием». Впервые опубликована в 1987 году

Трагическая судьба сына, Льва Николаевича Гумилева

-1935 г.-1-ый арест сына

-1938-43гг.-2-ой арест и заключение

-1943-45 гг.- Участие в Великой Отечественной войне, после войны защита докторской диссертации

-1949-1956 гг.-3-ий арест и заключение

-август 1946 г.- Исключение А.Ахматовой из Союза писателей

-по 1960 годы жила за счет переводов произведений на разные языки

-1962 г. - Допущена к публикации

-1964 г.- В Италия вручена Международная премия «Этна Таормина»

-1965 г.- В Англии присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета

- 5 марта 1966г.- А.Ахматова умерла в Домодедово, под Москвой. Похоронена в поселке Комарово.

II Лирика А. Ахматовой. Объяснение учителя (с записью основных моментов в тетрадь).

Лирика. 1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка

Акмеизм - литературное направление, которое проповедует теорию «искусство для искусства», «красоты ради самой красоты».

 2. Любовная лирика

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности


Книги «Вечер», «Четки», «Белая стая»

В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий - все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль.

«Хочешь знать, как все это было?»

Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви.


«Смятение»

Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет.


«Небывалая осень построила купол...»

В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной.


3. Стихи о Родине

Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию.



Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Молитва»

Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.

«Мне голос был...»

Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции.

«Все расхищено, предано, продано»

Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни.

4. Стихи о поэтическом мастерстве

«Тайны ремесла» - так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве.

 

Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его.

Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда...

Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это - музыка жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает в этой череде жизни неуловимое и начинает творить! И никого не обманет кажущаяся легкость такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его - в каждом творении:

Это - выжимки бессонниц,

Это - свеч кривых нагар,

Это - сотен белых звонниц

Первый утренний удар...

Это - теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это - пчелы, это - донник,

Это - пыль, и мрак, и зной.

Бывают стихи, рождение которых мучительно, которые «по капельке» пьют твою кровь, требуют от тебя чрезвычайного напряжения всех сил, и все-таки не появляются, уходят, не даются в руки:

...И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него... умираю.

5. «Реквием»

• Создавался в грозовой атмосфере 30-х годов. • Ахматова поставила перед собой задачу - создать памятник великому народному горю - всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях, обездоленным и замученным: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов... • По своей поэтической форме оно близко к народной притче. В нем с большой поэтической и гражданской силой нашло свое отражение страшное время репрессий и страдающая душа народа.



Вывод: В стихах присутствует связь с традициями русской поэзии XIX в., которая проявилась в стремлении глубоко показать душу лирического героя, его нравственные поиски через философско – религиозное осмысление мира.

Опираясь на творчество поэтов XIX в. (Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова), Ахматова выразила новое мировоззрение: человеческая жизнь – ценный дар, а мир многообразен и ярок.

Традиции акмеизма в творчестве Ахматовой: чёткость, яркость образов, композиции, отточенность деталей.

Особенности ранней лирики Ахматовой: использование мифов, опора на разные культурные традиции, увлечение деталью, тонкие способы передачи внутреннего мира лирической героини.

Теория литературы:художественная концепция. Выразительное чтение стихотворений А. Ахматовой.

V Закрепление (устно):

1. В чём трагизм творчества А. А. Ахматовой?

2. В чём общечеловеческое значение её творчества?

VI Подведение итогов занятия.

VII Домашнее задание: уч. № 2, ч. 2, стр. 146-164.


Преподаватель –







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Автор: Омарханова Жанат Кенеспековна

Дата: 11.12.2017

Номер свидетельства: 443545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства