Сегодня мы познакомимся с удивительным писателем, который очень любил природу. Обратите внимание на портрет писателя. Пришвин родился в имении Хрущево Орловской губернии, провëл здесь своё детство. Среди огромного сада с берëзовой, еловой, липовой аллеи стоял старинный деревянный дом. Детство его прошло в необыкновенно красивой местности. Пришвин внимательно наблюдал за всем, что происходит вокруг него. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной. Чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Что же способствовало тому, что Пришвин писал свои произведения О Родине и родной природе? Чем любил заниматься Пришвин? Выполнили ли мы 1 пункт плана? Отлично! Что же такое Родина? (ответы детей) Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. «РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.» - Как называется наша Родина, наша страна? (Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА) А слышал ли кто из Вас такое словосочетание: МАЛАЯ РОДИНА? Что оно означает? (Место, где мы родились, где живут наши родители, где находится наш посёлок, улица, дом. Как вы думаете, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились? (Предположения детей) Наступило время познакомиться с произведением. Я включу аудиозапись. Слушая произведение, ваша задача представить картину, которую описывает в произведении писатель. Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?) Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…) Рассказ такого вида называется очерком. Что означает это слово? Прочитаем в толковом словаре: «Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д - Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк. 1) Читает ученик 1 и 2 абзацы. Часть 1 Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь. Можно обратиться к тексту. - Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я) - Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек? (маленький) - Когда вставала мама? (рано, до солнца) - Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца) - Чем его угостила мама? (чаем с молоком) - В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке) - Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой) - Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? Как вы понимаете выражение – решил жизнь в лучшую сторону? Привык ли он к утреннему вставанию? - Как об этом говорит автор? Прочитайте. - Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца? (В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь - Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить? - Прекрасный чай. Раннее вставание. Вставать до солнца. Часть 2. 2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы. - В городе люди обычно встают попозже, ведь у них не было такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Это стало его привычкой.) - Он пробуждался вместе с животным и растительным миром, вместе с солнцем. - Догадались почему автор вставал рано? ВЫВОД: Он очень любил природу, любил наблюдать , как она пробуждается. Как вы думаете какой совет даёт нам автор? (ВСТАВАТЬ С СОЛНЦЕМ) - Как можно озаглавить эту часть? Вставать с солнцем (всегда).Хорошая привычка Часть 3. 3)Чтение следующей части (со слов «После чаю я уходил на охоту» до слов … «не встречался»). - Куда уходил Пришвин после чаю? - Чем вообще люди занимаются на охоте? (Убивают животных ради мяса, шкур на одежду. Это тоже было частью жизни людей.) - В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ) У Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте. - Как можно озаглавить эту часть? Находки. Часть 4 4) Чтение следующей части учащимися ПРО СЕБЯ (до конца). К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям) - Как он к вам обращается? (Молодые друзья). - Как он называет Вас? (хозяевами природы) А раз мы хозяева природы, то что мы должны делать? - С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Как понимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов). -Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему? - Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому. Т.е. и природа заботится он нас. Верно? Что такое сокровища? Как вы понимаете смысл этого слова? (Что-то очень дорогое, ценное, причём не всегда в прямом смысле - Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель? (Об объектах природы – вода, воздух, звери, птицы…) - Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ. Посмотрите на экран. (Несколько слайдов в погубленной природой) - Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно) Выполнили ли мы 2 пункт плана? |