kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению "Моя Родина" М.М. Пришвин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению "Моя Родина" М.М. Пришвин. 3 класс. Полезный материал, соответствующий возрастным особенностям обучающихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Моя Родина" М.М. Пришвин.»


министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»




Технологическая карта урока чтения,

проведенного в 3 «Б» классе МБОУ Лицей №6

студенткой ГБПОУ РО «ШПК»

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Смусевой Ольгой Андреевной

Дата проведения: 7 февраля 2023 г.

Учитель 3 «Б» класса: Корниенко Е.А.

Преподаватель ГБПОУ РО «ШПК»: Усикова А.А.





Оценка: ______________________________


Подпись преподавателя: ________________


Подпись учителя: ______________________





2023 г.

Технологическая карта урока музыки


Целевой блок

Тема урока

Рассказ М.М.Пришвина «Моя Родина»

Педагогическая цель урока:

Создание условий для ознакомления с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина»,способствовать развитию навыков чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова-антонимы для их характеристики, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.


Метапредметные:

познавательные: выбирают вид чтения в зависимости от цели;

регулятивные: применяют установленные правила в планировании способа решения, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позиции.


Личностные: проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

Инструментальный блок

Задачи урока

Дидактические:

- совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;

-нравственное, эстетическое и трудовое воспитание школьников;

-развитие речи и мышления;

-формирование литературоведческих представлений.

Развивающие:

- развитие умений выразительно читать произведения;

-создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций.

Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества;

- воспитание учебной активности;

-создание условий для привития умения работать в парах, коллективно и самостоятельно

- прививать любовь к природе.

Тип урока

Решение частных задач

Учебно-методический комплекс

УМК «Школа России, Л. Ф. Климатов, 3 класс, 2 часть

Организационно – деятельностный блок

Основные понятия:

Выразительное чтение

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир

Организация пространства

Классный кабинет

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, учебник.













Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята!

Напоминаю, меня зовут Ольга Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения

Улыбнитесь друг другу и зарядитесь хорошим настроением!

Проверьте свою готовность к уроку

У вас на столах должен лежать учебник по литерному чтению.

Покажите готовность правильной посадкой.

- Приветствуют учителя.







Проверка домашнего задания

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Л: формирование обучающихся
Основ
российской гражданской идентичности

Актуализация знаний. Целеполагание

- Ребята, давайте перед работой сначала немножко разомнём наш речевой аппарат. Перед вами скороговорка.

На тропинке крапивка,

на крапивке крупинка.

- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.

(Учащиеся сначала читают вместе с учителем, затем можно спросить любого ученика по желанию).

-Хорошо, посмотрите на следующий слайд. Это уже не части скороговорок, а что же это? (Это-то части пословиц).

Продолжите пословицы: 

  • Кто много читает…(тот много знает)

  • Чтение – лучшее…(учение)

  • Будешь книги читать…(будешь много знать)

– Так зачем же нам надо читать?

(Чтобы учиться, узнавать новое, больше знать).

- Верно, подружитесь с книгами, и вы всегда найдете ответ на любой вопрос.


Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением.

Хотите узнать о чём оно?

Я начну читать строки стихотворения, а вы продолжите


Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это… Родина моя!

Школа, где твои друзья.

Это … Родина моя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже … Родина!


Догадались о чём будет произведение? (О Родине)


Верно! Сегодня мы познакомимся с произведением «Моя родина»


А для того, чтобы узнать, кто его написал, обратите внимание на экран


Расставьте буквы в правильном порядке

(Пришвин)

Верно!


Предположите как будет звучать тема нашего урока?

«Произведение М. Пришвина «Моя Родина»


Давайте поставим цель нашего урока.

Расставьте слова в правильном порядке

Цель: познакомиться с произведением «Моя Родина»


Но для того, чтобы достичь цели, давайте составим план наших действий

Расставьте пункты плана в правильном порядке

1. Узнаем биографию писателя

2. Познакомимся с произведением «Моя Родина»

3. Проанализируем данное произведение и выясним авторскую идею


Выполняют речевую разминку










Дополняют пословицы;






















Предполагают о чем сегодня пойдёт речь










Определили тему урока



















Определили цель






Поставили пункты плана в правильном порядке







Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;


П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;


Л: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность









Работа по теме урока

Сегодня мы познакомимся с удивительным писателем, который очень любил природу.


Обратите внимание на портрет писателя.

Пришвин родился в имении Хрущево

Орловской губернии, провëл здесь своё детство.


Среди огромного сада с берëзовой, еловой, липовой аллеи стоял старинный деревянный дом.

Детство его прошло в необыкновенно красивой местности.

Пришвин внимательно наблюдал за всем, что происходит вокруг него.

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной. Чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями.


Что же способствовало тому, что Пришвин писал свои произведения О Родине и родной природе?


Чем любил заниматься Пришвин?

Выполнили ли мы 1 пункт плана?

Отлично!


Что же такое Родина?

(ответы детей)

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову.


«РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.»


- Как называется наша Родина, наша страна? (Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА)


А слышал ли кто из Вас такое словосочетание: МАЛАЯ РОДИНА?


Что оно означает?

(Место, где мы родились, где живут наши родители, где находится наш посёлок, улица, дом.


Как вы думаете, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились? (Предположения детей)


Наступило время познакомиться с произведением.

Я включу аудиозапись.

Слушая произведение, ваша задача представить картину, которую описывает в произведении писатель.


Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?)

Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…)


Рассказ такого вида называется очерком.

Что означает это слово?

Прочитаем в толковом словаре:


 «Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д


- Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк.

1) Читает ученик 1 и 2 абзацы. Часть 1


Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь. Можно обратиться к тексту.



- Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)


- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек? (маленький)


- Когда вставала мама? (рано, до солнца)


- Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)


- Чем его угостила мама? (чаем с молоком)


- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)


- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)


- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?


Как вы понимаете выражение – решил жизнь в лучшую сторону?


Привык ли он к утреннему вставанию?


- Как об этом говорит автор? Прочитайте.


- Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца?


(В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь


- Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить?


- Прекрасный чай. Раннее вставание. Вставать до солнца.


Часть 2.


2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.


- В городе люди обычно встают попозже, ведь у них не было такого хозяйства.

А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?


(Это стало его привычкой.)


- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром, вместе с солнцем.


- Догадались почему автор вставал рано?


ВЫВОД: Он очень любил природу, любил наблюдать , как она пробуждается.


Как вы думаете какой совет даёт нам автор?

(ВСТАВАТЬ С СОЛНЦЕМ)


- Как можно озаглавить эту часть? Вставать с солнцем (всегда).Хорошая привычка


Часть 3.


3)Чтение следующей части (со слов «После чаю я уходил на охоту» до слов … «не встречался»).


- Куда уходил Пришвин после чаю?


- Чем вообще люди занимаются на охоте? (Убивают животных ради мяса, шкур на одежду. Это тоже было частью жизни людей.)


- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)


У Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.


- Как можно озаглавить эту часть?

Находки.


Часть 4

4) Чтение следующей части учащимися ПРО СЕБЯ (до конца).


К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)


- Как он к вам обращается? (Молодые друзья).


- Как он называет Вас? (хозяевами природы)


А раз мы хозяева природы, то что мы должны делать?


- С чем сравнивает автор природу? (кладовая)

Как понимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов).


-Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?


- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.


Т.е. и природа заботится он нас.

Верно?


Что такое сокровища? Как вы понимаете смысл этого слова?

(Что-то очень дорогое, ценное, причём не всегда в прямом смысле


- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

(Об объектах природы – вода, воздух, звери, птицы…)


- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.


Посмотрите на экран. (Несколько слайдов в погубленной природой)


- Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, то они рано или поздно закончатся.


Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно)


Выполнили ли мы 2 пункт плана?






Узнают, как называется произведение, которое будем проходить на уроке






Слушаю, первичное чтения учителя



Беседа по прочитанному рассказу



Словесное рисование. Дети представляют себе картину














Отвечают на вопросы учителя;















Читают текст;

Отвечают на вопросы по прочитанному абзацу;












Отвечают на вопросы учителя;























































Читают следующие абзацы;







Отвечают на вопросы по прочитанной части текста;




















Читают рассказ;

Отвечают на вопросы;














Отвечают на вопросы учителя;

Размышляют;






























Читают последний абзац рассказа про себя;










Отвечают на вопросы учителя;





















Выполняют упражнения;





Выполняют физминутку;

Р: формирование умения выполнять учебные действия в устной форме



К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;


К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

П: пользоваться словарями, справочниками;

Включение в систему знаний

- И остался последний пункт плана.

- Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина»


Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока.


- О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»?

(Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил.


А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА – природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ – О большой- О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ.


Как автор относится к Родине? Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.


Какие строки этого произведения самые главные?


- Охранять природу – значит охранять Родину.


(Ибо, охраняя природу, живое, мы охраняем свою Родину).


- Какими являются эти слова для рассказа?


- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.


Что каждый из вас может сделать для охраны природы?


(Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники…)


Выполнили ли мы 3 пункт плана?

Все пункты плана выполнены, значит цель достигнута


А теперь мы составим с вами синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.


  1. Одно сущ., главное понятие темы. (Природа)

  2. Два прил., описание темы (Щедрая, красивая, богатая)

  3. Три глагола, суть событий (открывать, показывать, охранять)


  1. Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.

(Охранять природу – значит охранять родину!)

  1. Одно сущ., синоним темы. (Родина.)










Отвечают на вопросы;



Беседа с учителем
















Дают ответы на поставленные вопросы;





















Выполнили третий пункт плана







Составляют синквейн;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;


Л: устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;


Л: осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;


Рефлексия деятельности

Итак, ребята, наш урок подошёл к концу

О каком произведении мы сегодня поговорили?

А кто является автором данного произведения?


О чëм же этот рассказ?


Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

«Охранять природу – значит охранять родину!»


-Отлично, вы большие молодцы!

А теперь откройте свои дневники. Запишем домашнее задание.

С. 48-49 пересказ произведения «Моя Родина»


- Сегодня на уроке… получают оценку отлично, т.к. …


Ребята, если у вас всё получилось, вам было интересно, то покажите «класс», А если испытывали затруднения, то…

-Я рада что у вас всё получилось.

Наведите порядок на парте. Наш урок подходит к концу; до новых встреч.

Подводят итоги урока















Оценка работы на уроке







Рефлексия


Записывают домашнее задание

К: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению "Моя Родина" М.М. Пришвин.

Автор: Смусева Ольга Андреевна

Дата: 15.05.2023

Номер свидетельства: 631548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока литературного чтения для учащихся 4-го класса "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-dlia-uchashchikhsia-4-gho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "222092"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435842935"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО М. Пришвин "Моя Родина" "
    ["seo_title"] => string(82) "intieghrirovannyi-urok-litieraturnogho-chtieniia-muzyki-izo-m-prishvin-moia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "168215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423208505"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.И. Чарушин. Страшный рассказ""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ie-i-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "332958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465218283"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Презентация для урока литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiiadliaurokalitieraturnoghochtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270610"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451219296"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Ёж""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-m-prishvin-iozh"
    ["file_id"] => string(6) "306854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458209748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства