Ивашкина Инна Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 25 г. Орска»
Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО и его презентационное сопровождение направлены на знакомство учащихся с произведением М. Пришвина «Моя Родина».
На развитие образного мышления, развитие речи; на совершенствования навыков выразительного чтения; развитие коммуникативных качеств: на формирование навыков работы в группе; на воспитание любви к родному языку, родной природе, к Родине, на эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.
В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность поработать индивидуально и в группах.
Взаимодействие учащихся при работе в группе (с разноуровневым подбором детей) способствовало созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом.
На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик не пассивный наблюдатель, а активный участник сюжетной линии урока. Приемы обратной связи разнообразны и динамичны.
Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя (организационный момент, актуализация знаний и т.д.). Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление у учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполняемых заданий позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья.
Использование презентационного сопровождения, игровые моменты, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это мотивирует обучающихся к изучению литературы, прививает любовь к предмету.
Считаем возможным использование данного ЦМР в целом либо его элементов и при работе по другим УМК.
Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, 4 класс
Автор учебника: Кубасова О.В.
Тема: М. Пришвин «Моя Родина».
Вид урока: урок изучения нового произведения
Цель урока: учить анализировать художественное произведение.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Моя Родина»;
формировать умение анализировать текст;
Развивающие:
развивать образное мышление, речь;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
воспитывать любовь к родному языку, к Родине, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
УУД
Коммуникативные:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Познавательные:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели.
Личностные:
формировать умение представлять своё творчество.
Регулятивные:
контролировать и объективно оценивать свои действия.
Оборудование:
карточки для работы в группах;
памятки для самостоятельной работы;
презентационное сопровождение урока;
компьютер, проектор;
оценочный лист;
выставка книг М. Пришвина.
Литература:
Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. В трёх частях. Часть третья. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997 – 448с.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. З. Музыка. Театр. Кино/Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 624с.: ил.
Ход урока
Этапы урока
I. Мобилизующее начало урока
Деятельность учителя
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
- Сегодня на уроке вы будете слушателями и исполнителями, художниками, исследователями.
(Слайд № 2)
2 модуль.
Научиться воспринимать и перерабатывать информацию
II.Актуализация знаний
(Слайд № 3) - звучит музыка к песне «С чего начинается Родина? …») http://www.muzoff.ru/pages/57/5721.shtml
Учитель поёт куплет из песни (возможно включение фонограммы).
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Учитель: - Какой вопрос задаёт нам автор слов песни?
Ученики: - С чего начинается Родина?
Учитель: - Почему автор не даёт ни одного ответа на этот вопрос?
Ученики: - У каждого человека Родина своя.
III. Вступительная беседа. Сообщение темы, цели урока
Учитель: Я прочитаю вам отрывок из произведения Артура Беляева «Зрелое лето», вы попробуйте ответить на вопросы, которые задаёт автор, и представить картины, нарисованные им.
« - Хорошо иметь дом где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят версты, где водятся зайцы, а земля – жива и довольна простыми красками цветов…
Где она Родина? Где место души? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовётся тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой – она моя! – той земли ты урожеденный?».
Учитель: - Какие вопросы задаёт автор?
Ученики: - Где она Родина? Где место души? Где та местность и жизнь, которые всегда за тобой?
Учитель: - Что представляли вы, когда слушали отрывок из произведения А.Беляева?
Ответы детей.
Проверка домашнего задания
Наизусть «О нашей Родине» Ю. Яковлев
Сегодня мы познакомимся с рассказом М.Пришвина «Моя Родина»», побываем на выставке ваших рисунков, услышим и споём песни о Родине.
- Что вы уже знаете о М. Пришвине? (Слайд № 4)
Примерный рассказ детей:
- Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественно научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
IV. Первичное восприятие текста
Визуализация.
Чтение статьи учащимися по «цепочке»
Учитель: - Какое место вызвало у вас приятные воспоминания?
- Где вы стремитесь бывать как можно чаще?
Самостоятельная работа.
– Прочитайте отрывок самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения.
- Как вы понимаете слова: сокровища, кладовая?
Дети сами объясняют значение непонятных слов и выражений, опираясь на интернет - словарь
Сокровища:
1) Драгоценность, дорогая вещь.
2) Так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом.
3) Ценности духовной и материальной культуры.
Кладовая:
1) Помещение для хранения материалов, товаров.
2) Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые ( о местах произрастания грибов, орехов, ягод).
(Слайд № 5)
V. Анализ произведения
Беседа по прочитанному.
Чтение первых двух абзацев «цепочкой»
Учитель: - Как рано встал однажды маленький Пришвин?
Ученики: Рано, до солнца.
Учитель: - Чем его угостила мама?
Ученики: Чаем с молоком.
Учитель: - Найдите и прочтите, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?
Ученики: Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой….
Учитель- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?
Ученики: Писатель начал вставать до солнца.
Учитель: - Как можно озаглавить эту часть рассказа?
Ученики: Вкусный чай.
Чтение следующих двух абзацев “спринтом”.
Учитель: - Какая очень хорошая привычка выработалась у автора, которая проявилась, даже тогда, когда он стал жить в городе?
Ученики: Потом и в городе я вставал рано, и писал всегда рано.
Учитель: - Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром вместе с солнцем?
Ученики: У людей прибыло бы здоровье, радость и счастье.
Учитель: - Как озаглавим?
Ученики: - Восход солнца.
Учитель: - Найдите и прочитайте ту часть, в которой говорится об охоте.
Ученики: Моя охота была и тогда и теперь – в находках….
Учитель: - Да, с детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями. Он мечтал сделать такое открытие, которое не сделал никто.
- Как можно озаглавить эту часть?
Ученики: Охота.
Последнюю часть читаем буксиром, то есть за учителем.
Учитель: - К кому Пришвин обращается в этой части?
Ученики: К нам.
Учитель: - Как он вас называет?
Ученики: Мои молодые друзья!
Учитель: - Кем вы являетесь по отношению к нашей природе?
Ученики:- Мы хозяева нашей природы.
Учитель: - С чем он сравнивает природу?
Ученики: -С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни.
Учитель: - К чему Пришвин нас призывает?
Ученики: - Беречь и охранять Родину!
Физкультминутка (Слайд № 6) Вальс П.И. Чайковского
http://www.midi-karaoke.info/21a9ad01.html
VI. Изобразительное искусство
Объяснение
- Известные художники посвящали свои работы теме Родины. Предлагаю вам посмотреть ряд картин известных художников: Апполинария Васнецова, Дубовского Николая Николаевича, Исаака Ильича Левитана, Панасенко Сергея Петровича. (Слайд-шоу «Родина»). (Слайды № № 7 - 11)
- И вы дома выступили в роли художников, рисовали на тему «Что для вас является Родиной?». Обратите ваше внимание на выставку детских работ. Ребята, кто из вас желает дать словесную характеристику своим рисункам?
Рассказы детей.
1. - Для меня Родина - это … доброе солнышко, прекрасные деревья и травы, на полях большой урожай пшеницы , и крикливый караван журавлей.
2.- Родина – это моя любимая, ласковая, нежная мамочка.
Самооценка
- Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть художниками.
Учащиеся оценивают свою работу на этом этапе урока.
VII. Музыка
Беседа.
- Многие композиторы обращались к теме Родины в своих произведениях. Одну из таких песен мы слушали в начале урока в исполнении Марка Бернеса. Я вам предлагаю послушать ещё одну песню о Родине и высказать своё мнение после прослушивания . (Слайд № 12)
3. Самооценка
- Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть слушателями и исполнителями.
Учащиеся оценивают свою работу в качестве слушателей песен.
4 модуль. (Слайд № 13)
Наша цель: научиться читать правильно и выразительно.
VIII. Самостоятельная работа учащихся
1. Самостоятельная работа.
- Чтобы научиться читать выразительно соблюдайте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.
1.Правильно ставь ударения.
2.Соблюдай паузы.
3.Выбери силу голоса (громко, тихо).
4.Определи темп (быстро, медленно).
5.Читай эмоционально.
6.Покажи интонацией своё отношение к произведению.
2.Работа в парах.
Учитель: Прочитайте четвёртую часть друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.
Учащиеся читают четвёртую часть друг другу, высказывая своему соседу по парте свои пожелания и замечания. Готовность показывают, опираясь на памятку.
Проверка самостоятельной работы. Чтение четвёртой части тремя учениками.
Учитель: В исполнении, какого ученика передалась основная мысль отрывка?
Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.
3.Групповая работа
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его книг: книги-сборники “Кладовая солнца”, “Вася Весёлкин”… и книги для старшего возраста… Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
Учитель: А теперь проверим, какие мы исследователи.
Даны карточки, на которых записаны строки из произведений М.Пришвина и название произведения. Ученики должны соединить отрывок произведения и его название.
1. “Нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных трав по листочку, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста”. (Лисичкин хлеб)
2. “Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал, как маленький: “Всё на свете имеет конец, всё умирает, и только вечны одни…” (Дедушкины валенки)
3. “Они только тёрлись друг об друга шершавыми костяными бочками, усиками, шейками…” (О чём шепчутся раки)
4. “Мы взяли её под защиту, и она стала ходить за нами и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья”. (Хомка)
5. “И всему этому я научил травку из-за большой любви ко мне Лады: Лада ревнует ко мне Травку и ест, Травка Ладу ревнует и ест”. (Как я научил своих собак горох есть)
4.Самооценка
Учитель: Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть исследователями.
Учащиеся оценивают свою работу в качестве исследователей текста.
.
IX. Обобщение
6 модуль. Наша цель: подвести итог урока. (Слайд № 14)
Подведение итога урока
Учитель: Какова тема произведения?
Ученики: Отношение человека к Родине
Учитель: Мы хозяева нашей природы, согласны ли вы с этим высказыванием?
Ученики: Согласны.
Учитель: Как вы это понимаете?
Ученики: ……
X. Рефлексия деятельности
Детям предлагается плакат с нарисованной берёзой и листья жёлтые, зелёные, оранжевые.
- Кому на уроке больше понравилось быть слушателями - прикрепите жёлтые листья; художниками – зелёные; исследователями – оранжевые.
Учащиеся выходят группами к доске и оценивают себя.
- Посмотрите, какая берёза у нас получилась. Среди нас есть внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.
XI. Домашнее задание (Слайд № 15)
Выразительное чтение и пересказ произведения М.Пришвина « Моя Родина».
Итог. Слово учителя:
- М. Пришвин в своих произведениях призывает нас наблюдать за природой, любить и беречь всё живое. Для Пришвина слова «Природа» и «Родина» неразделимы. Ребята, представьте, что воздушный шар эта наша чистая, светлая и прекрасная планета Земля, наш дом, наша Родина, и мы с вами должны беречь и заботиться о ней, чтобы её красотой смогли восхищаться и любоваться, поколение людей, которые будут жить после нас. Но, если мы будем всё делать с точность наоборот, то может произойти (учитель лопает шар)…..
9